Слайд 1Скажи мне –и я забуду, покажи мне –и я запомню, дай
сделать – и я пойму.
Китайская мудрость
Урок-исследование
«В поэтической мастерской М.И. Цветаевой»
Слайд 2Марина Ивановна Цветаева
26сентября 1892
31 августа 1941
Слайд 3Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Урок ориентирован на естественный рост и
развитие ребёнка, а значит, менее здоровьезатратен;
способствует развитию универсальных умений, позволяющих активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности;
создаёт условия для самовыражения;
способствует развитию исследовательских способностей и творческого мышления;
создает психологический комфорт, так как общение строится на субъект-субъектных отношениях.
Механизм формирования УУД в курсе литературы – это установление взаимосвязи типовых заданий, текстов, иллюстративного, словарного материала, планируемых результатов.
Слайд 4
Цель:
Создать условия для формирования читателя, способного
к полноценному восприятию литературного произведения в
контексте
духовной культуры и подготовленного к
самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи :
-формирование духовно развитой личности, обладающей
гуманистическим мировоззрением;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей
-учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями.
Слайд 5Создание проблемной ситуации.
Определить, Цветаева или нет. Почему? (указать только стихи
Цветаевой)
Выход на целеполагание:
исследовать особенности
поэтического мира М.И. Цветаевой
(выделить составляющие поэтики
Цветаевой, опираясь на цитаты)
Слайд 6
а) Безмерность моих слов – только слабая тень безмерности моих чувств.
б)
Любовь к «корнесловью», стремление добраться в слове до его
корневого, глубинного смысла и вывести из него целый рой родственных
звучаний.
в) Пишу исключительно по слуху, совершенно равнодушна к зрительности.
г) Сказать (дать вещь) – меньше всего её описывать. Всегда иноскажи.
д) Цель её творчества – добиться максимума выразительности при
минимуме средств.
е) Значительное влияние на формирование духовности оказали
христианские мотивы и библейские образы.
Слайд 7Ё)Я мятежница с вихрем в крови, я вся любовь, и хлеб
дареной
дружбы мне не нужен.
Ж)Меня вести можно только на контрастах, то есть
на всеприсутствии всего… я много поэтов, а как это
во мне спелось – это уже моя тайна.
З)Сама лирика её становится монументальной.
И)В поэзии Цветаевой нет и следа покоя… Она вся в
буре.
К)Писать стихи – это всё равно, что вскрыть жилы, из
которых невосстановимо хлещет и жизнь, и стих.
Л)Физическое сердцебиение – удар сердца
застоявшегося коня или связанного человека.
М)Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!
Н) Цель её творчества – добиться максимализма
выразительности при минимуме средств.
Слайд 8Каковы составляющие поэтики Цветаевой?
Как вы считаете, в чем неповторимость голоса
Цветаевой?
Исследование. Групповая работа.
выполнить самостоятельное исследование по теме
«Особенности поэтики Цветаевой»:
Форма стихов
Способы выделения слов в прозе
Ударение, рифма, ритм
Выразительные средства
Знаки препинания
Риторические фигуры
Звуковая организация стиха
Связь с УНТ
Мифологические и библейские образы
Традиции литературы 19-20 в.
Образ лирической героини
Новаторство
Слайд 9Форма
-обращение к сложным лиро-эпическим контрастам, к поэме, к стихотворной
трагедии; лирика становится
монументальной;
-отдельные стихи объединяются по принципу лирической сюжетности в
циклы (на заданную тему (о Пушкине, Блоке, Москве, Чехии);
-структура циклов возникает из лирического сюжета (деревья, стол);
-в лирических поэмах –драматический диалог с собеседником ( цикл
«Ученик», «Отрок»);
-обилие архаичных слов и образов из библейской мифологии;
-главная форма –монолог, безадресность
Способы выделения слов в прозе
-Расстановка букв (7 бед-1 ответ –много!);
-Все буквы –заглавные (рыцарь и конь: ВСАДНИК);
-Обилие – и : (Ведь это чудо: ты –Россия_ - я)
-скобки
Слайд 10Слова-символы.
Групповая исследовательская работа с текстами стихов Цветаевой, Ахматовой,
Есенина.
Рябина
Кольцо
Верста
Ударение, рифма, ритм
А)
Стих неровен, изобилует внезапным ускорением или замедлением
Б) применяет принципы членения стихотворной речи;
-словоразделение ( через тире);
-слогоразделение ( через дефис);
В)элемент ритма –пауза встречается на конце строфы, смещена на середину
или начало следующей; иногда рифма не соблюдается, речь обрывается на
полуслове;
Г)Стихотворная речь перенасыщена ударениями, тяготеет к хореям, дактилям,
окончания причитающие, дактилические.
Выразительные средства. Особенности синтаксиса и морфологии.
Жертвовала эпитетами
Использовала неполные предложения
Характерно отсутствие глаголов (Рукою правою –мы жилы левой…)
Слайд 11Знаки препинания
Ранняя Цветаева –запятые, поздняя –тире;
-Изобилие вопросительных и восклицательных знаков;
Звуковая организация
стиха
- Слово -прямое, предметное
-слово-жест, передающее действие, душевное и физическое состояние.
Связь с УНТ
-песенное начало ( открытая эмоциональность и бурный темперамент, экспрессивность;
плясовые и песенные переборы, частушки, заговорки, заклятья; народные рифмы, ритмы,
эпитеты; умение из 1 слова вывести целый «рой» образов).
Традиции литературы 19-20 в.
Отличительная черта – сильный и звонкий голос.
- Продолжение разработки и совершенствование романтической темы
- Её увлекала Франция 18 в. с её легкомысленными героями
-Русская тема приобретает острый характер (Россия – выражение духа бунтарской
непокорности)
Разнообразные оттенки красного цвета, который символизировал огонь, любовь,
чистоту.
Слайд 12Образ лирической героини
-лирическая героиня может свободно существовать не только в
истории, в
пространстве, но и в культуре (библейской, мифологической)
-характер лирической героини неординарный, страстный –это
глубинная натура;
- лирическая героиня не умеет жить вполсилы;
- натура цельная, нет раздвоенности;
- нет состояния покоя;
-предъявляет слишком высокие требования к себе, к жизни, поэтому
стих Цветаевой прерывист, неровен;
-не свойственно состояние счастья; даже в тех стихах, где ликует
радость, чувствуется затаённая тревога;
- появляется образ Рока, смерти;
-лирическая героиня может быть ранимой, одинокой, но никогда –
слабой, сдавшейся;
-ей мало 1 жизни; желание всё понять и за всех пережить, понять время
и пространство – следовательно, появляется то древняя Русь , то
Испания, то Дания, то Древний Рим, то Франция.
Слайд 13Новаторство
- В том, что написала Цветаева, нет биографического подтекста.
-Стихи о любви
противоречат традиционной женской любовной
лирике: у Цветаевой – обращенность ко всему миру, восклицания,
крик, вопль («Я тебя отвоюю…») ( у Ахматовой – тихая речь, шепот);
- Нетерпима к поэтическим повторам;
-Соучастником её беды, радости становится весь окружающий мир
(«И если гром у нас на крышах – так это ты письмо мне пишешь»);
- Противоречивое отношение к окружающей действительности.
Выводы: поэтика Цветаевой – поэтика предельности.
Слайд 14Домашнее задание (на выбор)
1.Интерпретация стихотворения Цветаевой «Пригвождена к позорному столбу»
2.Написать стихотворение
в стиле Цветаевой, сохраняя особенности ее поэтики.
3.Создать концепцию «Образ эпохи Цветаевой», приготовить творческую защиту.
4. Создать ассоциативный рисунок по творчеству Цветаевой, подобрать к нему эпиграф.
5.Подготовить Интернет-экскурсию о жизни и творчестве Цветаевой и сделать мультимедийную презентацию.
Слайд 15Рефлексивный тест
-Я узнал(а) много нового…
-На уроке было над чем подумать…
-На все
вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы…
-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)…