Презентация, доклад по литературе на тему Колокольный звон

Русский православный храм невозможно представить себе без икон, церковного пения, пылающих свечей. Немыслим он и без колоколов. Их переливчатый, радостный, красный звон сопровождает храмовые богослужения, благовестит о великих и малых праздниках.

Слайд 1 Творческая работа, посвященная «Дням славянской

письменности и культуры в городе Хабаровске в 2016г». Тема: «Колокольный звон в русской культуре» Ученика МБОУ СОШ №30 6 класса «А» Пришкольника Семёна Денисовича Руководитель: Сергеева Наталья Александровна
Творческая работа, посвященная «Дням славянской   письменности и культуры в

Слайд 2 Русский православный храм невозможно представить себе без

икон, церковного пения, пылающих свечей. Немыслим он и без колоколов. Их переливчатый, радостный, красный звон сопровождает храмовые богослужения, благовестит о великих и малых праздниках. Прежде он раздавался по случаю воинских побед, венчаний на царство и другим особо торжественным поводам. Печально пели колокола в дни Великого поста и народных бедствий. Звон колоколов сопутствовал человеку во все важные моменты его жизни: при крещении, венчании, проводах в последний путь. Испокон века считалось, что колокола обладают особой духовной силой. Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как "глас Божий".

Храм Христа Спасителя в Москве

Русский православный храм невозможно представить себе без икон, церковного пения, пылающих свечей. Немыслим

Слайд 3 Русские колокола – это материализованные знамена духовного развития России,

«звонкие иконы». Недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню. В течение веков на Руси сложилось несколько видов уставного звона: благовест - одиночные удары в большой колокол, перебор - по одному удару в колокола от малого к большому, перезвон - поочередные удары в колокола от большого к малым,  трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Колокола Спасо-Преображенского кафедрального собора в Хабаровске

Русские колокола – это материализованные знамена духовного развития России, «звонкие иконы». Недаром наши предки одушевляли

Слайд 4 Благовест - размеренными ударами в большой колокол возвещает о начале

богослужения. Это самый древний из звонов и назван так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения. Он звучит в великие праздники, перед воскресными службами и в период Великого поста. "Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем следуют мерные удары" (протоиерей Серафим Слободской).

«У Сысоя». Художник: Александр Косничев

Благовест - размеренными ударами в большой колокол возвещает о начале богослужения. Это самый древний из звонов

Слайд 5 Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является

наиболее ярким выражением колокольного звона. Кроме богослужебных "прописных" уставов здесь существует звонарская преемственность. Трезвон совершается перед вечерней, утренней и литургией. Трезвон совершается так: сначала "звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема" (протоиерей Серафим Слободской).
Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является наиболее ярким выражением колокольного звона. Кроме

Слайд 6 Перезвон - представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная

с большего и до самого малого от одного до семи раз в каждый. Устав определяет количество ударов в зависимости от назначения звона, например, вынос Креста сопровождается перезвоном по три удара, Водоосвящение по семь.
Перезвон - представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с большего и до самого малого

Слайд 7 Перебор – раздается на Страстной неделе и при погребениях. Он

представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно, в конце перебора следует краткий трезвон.
Перебор – раздается на Страстной неделе и при погребениях. Он представляет собой поочередные удары в каждый

Слайд 8 Колокольный звон имел не только богослужебное значение. Им приветствовали

высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…

Новгородское вече. Вечевой колокол.
Художник Худяков Василий Григорьевич , 1861г.

Колокольный звон имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече,

Слайд 9 История появления колоколов
Колокола пришли

к нам из Западной Европы в конце X – начале XI вв, вскоре после принятия Русью христианства.
Отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам и все они были привозными, о чем свидетельствует исконно русское выражение «малиновый звон», происходящий от названия бельгийского г.Мехелен, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов, особенно ценившихся на Руси. Тогда и появилось сочетание «мали́новый звон» (т.е. красивый, переливающийся). В конце XVв. после татаро–монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси. И в Москве был открыт «Пушечный двор», на котором лили пушки и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. А затем русские умельцы сами овладели секретами их создания. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег по красоте и по качеству звона колокола.

История появления колоколов   Колокола пришли к нам из Западной Европы

Слайд 10 На Руси сложился особый способ звона, отличный от

западноевропейского – «языковый», когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. Самая известная колокольня в России находиться на территории Московского Кремля. Она называется колокольней Ивана Великого. Это величественная трехъярусная златоглавая башня, строительство которой велось под руководством архитектора Бона Фрязина в 1505 – 1508 годах. И самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находиться в Московском Кремле у подножия колокольни Ивана Великого. Его так и называют Царь – колокол. Весит он 202 тонны.
На Руси сложился особый способ звона, отличный от западноевропейского – «языковый», когда раскачивают не

Слайд 11Колокольный звон в русской культуре.
Показательно, что колокольный звон

развивался на Руси исключительно, как вид народного творчества, как своеобразный музыкальный эпос нашего народа, неразрывно связанный с древнерусским певческим искусством. В художественные богатства звонов свой вклад внесли и русская частушка, и ритмы русской пляски.
В России никогда и нигде не учили колокольному звону (в царской России официальных школ колокольного звона не существовало), но недостатка в звонарях не было. Самоучки, не знавшие нот, запоминали мелодию при помощи частушек. Много таких забавных стишков было записано сказителем Сергеем Писаховым. Вот один из них:
«По чем трес-ка? По чем трес-ка? Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной. Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной».

Колокольный звон в русской культуре.     Показательно, что колокольный звон развивался на Руси исключительно,

Слайд 12 О колоколах немало говорится в русской литературе. Первое

упоминание в русской летописи в 1066г. связано с Новгородом и Святой Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола. О колоколах есть упоминание в былинах киевского и новгородского циклов: И сопровождают Илью да как Муромца Со всеми звонами да церковными В «Слове о полку Игореве» говорится о колоколах полоцких, слышимых в Киеве. Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, начиная с детской песни – прибаутки «Бом – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. А тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной. Музыка звонов так красива, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Для оркестра был придуман специальный инструмент «колокол», в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого до басовитого, гудящего.
О колоколах немало говорится в русской литературе. Первое упоминание в русской летописи в 1066г.

Слайд 13 Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских композиторов.

Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. У Римского-Корсакова большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка», светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане», он также использует колокольный звон и в «Воскресной увертюре». Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль» и во многих др. произведениях.

Набат в сцене пожара в Путивле В опере Бородина «Князь Игорь».

Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона.

Слайд 14 В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина начинается торжественным

перезвоном колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум толпы -это Бориса венчают на престол. В заключении — мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса. В финале оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» звучит хор «Славься!» Звучание оркестра сливается со звоном колоколов. Хор и оркестр славят бессмертный подвиг Сусанина, славят русский народ. Под звуки колокольного набата созывает народ под русские знамена, новгородский князь Александр Невский в кантате С.Прокофьева «Александр Невский», «Вставайте, люди русские».
В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина начинается торжественным перезвоном колоколов. Гулко разносится звон на

Слайд 15 Ознакомившись с небольшим перечнем музыкальных произведений, можно прийти

к выводу, что колокольный звон в музыке русских композиторов — это олицетворение России. Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.
Ознакомившись с небольшим перечнем музыкальных произведений, можно прийти к выводу, что колокольный звон в

Слайд 16 Возрождение колокольного звона
Не повезло колокольным звонам

в XX в. Рушились храмы, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремлённые ввысь колокольни.
Прошло время, и мы все начинаем понимать, что лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народны ремесла.

В конце XX - начале XXI в. искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон вновь станет неотъемлемой частью русской жизни.

Возрождение колокольного звона   Не повезло колокольным звонам в XX в. Рушились храмы,

Слайд 17 Спасо-Преображенский кафедральный собор - по праву считается главным православным Храмом

в Хабаровске. Возведённый на крутом берегу Амура в 2001-2004 годах, является третьим по высоте храмом России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Строительство кафедрального собора в Хабаровске благословил Патриарх Московский и всея Руси. Златоглавый собор с пятью куполами сооружался на пожертвования жителей края, спонсорские средства предприятий и организаций. Высота куполов составляет 83м, высота с крестами - 95м. Златоглавый, величественный собор под перезвон колоколов открывает свои двери верующим. В заключении, можно с полной уверенностью сказать, что колокольный звон становится неотъемлемой частью современного общества.
Спасо-Преображенский кафедральный собор - по праву считается главным православным Храмом в Хабаровске. Возведённый на крутом берегу

Слайд 18Вече
Традиция была у нас,

Всех собирая в трудный час, Глас колокола вечевой, Всех призывал идти на бой, Объединялся весь народ, Идя на этот древний сход. Мы там решали все проблемы, И обсуждали наши темы, О том, как нам всем дальше жить, С кем из князей нам есть и пить, А коль случится заваруха, На сход придет даже старуха, И позовет своей клюкой, Нас всех идти на смертный бой. Традиция давно пропала,




Как будто жить нам легче стало, И лишь в груди звенит у нас, Нам предрекая трудный час, Звон колокола вечевой, На сход во имя всей страны, В которой жить обречены. Хоть и уродиной зовут, Но Родина конечно тут, И нам не надо ничего, Милее края своего. Звон колокола вечевой Уже идет в стране родной. Воспрянут люди ото сна, И к нам опять придет весна!

Сергей Кириллов, Великий Новгород

Вече Традиция была у нас,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть