Слайд 1«Маленький человек»:
тип или личность?
уроки литературы в 10 классе
по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя
и Ф.М. Достоевского
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №44 г.Сургута Саркисова Г.Я.
Слайд 2Николай Васильевич Гоголь
Сочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать
по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
Слайд 3Великий русский писатель
Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня,
и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени.
Слайд 4«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать
всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
Ф. М. Достоевский.
Слайд 5« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
но Гоголь –
поэт по преимуществу социальный;
г. Достоевский – по преимуществу психологический.
Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
В.Н. Майков. Литературная критика.
Слайд 6«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?»
В.Г. Белинский
«Это была самая восхитительная минута в моей жизни»
Ф. М. Достоевский
Слайд 8«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках
и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В. Г. Белинский.
Слайд 9организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа;
выделить общие и
разные черты в изображении “маленького человека” в произведениях Пушкина, Гоголя и Достоевского;
совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей произведения;
обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных художественных текстов.
ЗАДАЧИ УРОКА
Слайд 10«Любезный брат.
Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала
неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать.
Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть »
24 марта 1845 года Петербург
из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому
Слайд 11М.М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского
«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот»,
сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка»
Слайд 12В.В.Виноградов
Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими
тональными вибрациями.
Слайд 13 Особенность Гоголя в изображении «маленького человека»
Гоголь говорит о том,
что нельзя утратить то, чего нет, задеть то, чего нет. У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью.
Только одно чувство в нем огромно — это страх.
В этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного лица».
Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.
Слайд 14Черты «маленького человека»
1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.
2. Страдание от
сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитость личности.
4. Острота жизненных переживаний.
5. Осознание себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.
Слайд 15Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »
Ф.М. Достоевский продолжил исследования души
«маленького человека», углубился в его внутренний мир.
Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.
В романе «Бедные люди» Достоевский стремился показать, что человек по своей природе есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей собственной ценности.
Слайд 16Домашнее задание
Проанализировать другие произведения рассмотренных авторов и расширить кластер «Маленький человек»
в литературе ХIХ века.
Написать сочинение- миниатюру на тему « Актуальность темы «маленького человека» в современном мире».