Слайд 1Презентация
«Цех поэтов» —поэтическое объединение начала ХХ века
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6Цех поэтов — название нескольких поэтических объединений, существовавших в начале ХХ века в
Санкт – Петербурге, Москве, Тбилиси, Баку, Берлине и Париже.
Слайд 9«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге в
противовес символистам, и протест участников группы был направлен против магического, метафизического характера языка поэзии символистов.
Слайд 11 «Цех» был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников.
Слайд 14К какому-нибудь строго определённому литературному лагерю оно не примыкало, было поэтически
беспартийно.
Просто — собирались, читали стихи, судили о стихах несколько более специально, чем это возможно было делать в печати.
Слайд 15«Цех поэтов» в Санкт-Петербурге
Фактически, в Санкт – Петербурге (Петрограде) существовало
по очереди три объединения с таким названием.
Слайд 17Первый «Цех поэтов»
был основан
Н. Гумилёвым
и
С. Городецким
в 1911 году
и
просуществовал до 1914 года.
Слайд 19Первое заседание объединения состоялось 20 октября 1911 года
в квартире С.
Городецкого.
Присутствовали
только приглашенные,
что придавало
объединению
ореол таинственности.
Слайд 20Посетителями этого первоначального «Цеха» были
Александр Блок
Сергей Городецкий
Слайд 21Посетителями этого первоначального «Цеха» были
Георгий Чулков
Юрий Верховский
Слайд 22Посетителями этого первоначального «Цеха» были
Николай Клюев
Николай Гумилёв
Слайд 23Были и совсем молодые, едва начинающие поэты
Георгий Иванов
Владимир Нарбут
Слайд 27Два поэта, связанные с Цехом —
Анна Ахматова и Осип Мандельштам
—
фигуры более значительные.
Слайд 33Кроме основателей,
в «Цехе» состояли
Слайд 34Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
Михаил Зенкевич
Слайд 36Кроме основателей,
в «Цехе» состояла
Елизавета Кузьмина - Караваева
Слайд 37Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
Михаил Лозинский
Слайд 38Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
Василий Гиппиус
Слайд 39Кроме основателей,
в «Цехе» состояла
Мария Моравская
Слайд 40Кроме основателей,
в «Цехе» состояла
Вера Гедройц
Слайд 41Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
на первых порах
Михаил Кузмин
Слайд 42Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
на первых порах
Владимир Пяст
Слайд 43Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
на первых порах
Алексей Толстой
Слайд 44Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
на первых порах
Виктор Третьяков
Слайд 45Кроме основателей,
в «Цехе» состоял
на первых порах
Владимир Маяковский
Слайд 46На заседаниях нового «Цеха поэтов» устраивались чтения стихов с последующим их
критическим разбором, в котором должны были принимать участие все члены объединения.
Слайд 48Название объединения, созвучное названию ремесленных объединений в средневековой Европе, подчёркивало отношение
участников к поэзии как к профессии, ремеслу, требующему упорного труда.
Слайд 50Во главе цеха стоял синдик, главный мастер.
По замыслу организаторов,
цех их должен
был служить
для познания
и
совершенствования
поэтического ремесла.
Слайд 52Синдиками (старшинами цеха) стали
Н. Гумилёв и С. Городецкий.
Слайд 53Официально синдиков
было три:
Синдик № 1 Николай Гумилев
Слайд 55
Стихи Гумилева совершенно непохожи на обычную русскую поэзию:
они ярки,
экзотичны, фантастичны, всегда в мажорном ключе и господствует там редкая в русской литературе нота — любовь к приключениям и мужественный романтизм.
Слайд 58
Ранняя книга Н. Гумилева — «Жемчуга» — полная экзотических самоцветов, иногда
не самого лучшего вкуса, включает «Капитанов», поэму, написанную во славу великих моряков и авантюристов открытого моря; с характерным романтизмом, она заканчивается образом Летучего Голландца.
Слайд 65Лучшие книги Гумилева — «Костер» и «Огненный столп».
Здесь его стих
обретает эмоциональную напряженность и серьезность, отсутствующие в ранних произведениях.
Слайд 67
Здесь напечатан такой интересный манифест, как «Мои читатели», где Н. Гумилев
с гордостью говорит, что кормит своих читателей не унижающей и расслабляющей пищей, а тем, что поможет им по-мужски спокойно посмотреть в лицо смерти.
Слайд 69В одном из стихотворений Н. Гумилев выражает желание умереть насильственной смертью,
а ”не на постели, при нотариусе и враче”.
Слайд 71
Поэзия Н. Гумилева иногда становится нервной, как странный призрачный Заблудившийся трамвай,
но чаще она достигает мужественного величия и серьезности, как в замечательном диалоге его со своей душой и телом, — где монолог тела заканчивается благородными словами:
Но я за все, что взял и хочу,
За все печали, радости и бредни,
Как подобает мужу, заплачу
Непоправимой гибелью последней.
Слайд 73Последняя поэма — «Звездный ужас» — таинственный и странно убедительный рассказ
о том, как первобытный человек впервые осмелился посмотреть на звезды.
Слайд 74Перед смертью Н. Гумилев работал над другой поэмой о первобытных временах
— «Дракон». Это до странности оригинальная и фантастическая космогония, только первая песнь которой была закончена.
Слайд 78В 1914 г. вышел сборник поэта "Цветущий посох", объединивший стихи 1912
гг., был представлен автором как программный .
Это было подчеркнуто и в предваряющем сборник "Посвящении", и в продуманной архитектонике сборника, построенного как своеобразный дневник, и в выборе стихотворной формы — восьмистиший, дающих, по мнению Гумилева, "возможность запечатлеть самые мимолетные мысли и ощущения". "
Слайд 82«Деятельное любование миром" в его "прекрасной сложности" и при этом ясность
и четкость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях своего совершенствования.
Слайд 83В сборнике под названием «Акмэ», изданном тифлисским «Цехом поэтов», Городецкий выступил
с несколькими стихотворениями в новой стилевой манере
(два «Ноктюрна», «Бессмертие», «Черепа»).
Слайд 85 В них поэт развивает прежний акмеистский тезис приятия мира «во
всей совокупности красот и безобразий», смыкаясь с тем крылом акмеизма, которое было представлено именами
В. Нарбута
и
М . Зенкевича.
Слайд 86Подмастерья должны были учиться быть поэтами. Н. Гумилев и С. Городецкий
считали, что стихотворение, т.е. «вещь», создаётся по определенным законам, «технологиям».
Этим приёмам можно научиться.
Слайд 87 Синдик № 3
Дмитрий Кузьмин – Караваев
(юрист, любил поэзию и
помогал этим людям издавать стихи ...).
Слайд 88Обязанности «стряпчего» выполнял юрист
Д. В. Кузьмин - Караваев,
муж молодой
поэтессы
Е.Ю. Кузьминой - Караваевой,
будущей «матери Марии», монахини,
принявшей в гитлеровском концентрационном лагере смерть вместо молодой русской женщины.
Слайд 90«… организаторам «Цеха поэтов» казалось, что они смогут пойти дальше своих
учителей-символистов.
Они верили в организацию и создавали её по далёким гильдейским законам
(то есть, по образцу средневековых цехов).
Слайд 92Создание «Цеха», сама его идея были встречены некоторыми поэтами весьма скептически.
Так, Игорь Северянин в поэме «Рояль Леандра» писал о его участниках (употребив при этом удачный неологизм, вошедший в русский язык, правда, с другим ударением:
Уж возникает «Цех поэтов»
(Куда безда́ри, как не в «цех»!
Слайд 94 В одном из первых печатных откликов на возникновение объединения иронически
заявлялось:
«Часть наших молодых поэтов скинула с себя неожиданно греческие тоги и взглянула в сторону ремесленной управы , образовав свой цех — цех поэтов»
(И. Гуревич).
Слайд 96Объединение выпускало поэтические сборники участников;
стихи и статьи членов «Цеха» публиковались
в журналах «Гиперборей» и «Аполлон».
Слайд 98
Объединение
распалось
в апреле 1914 года.
Слайд 99Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912)
выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами.
Слайд 101В состав группы входили
Н. Гумилев
А. Ахматова
Слайд 102В состав группы входили
О. Мандельштам
С. Городецкий
Слайд 103В состав группы входили
М. Зенкевич
В. Нарбут
Слайд 104
Другие участники «Цеха»,
среди них
Г. Адамович, Г. Иванов,
М. Лозинский,
составляли периферию течения.
Слайд 105Второй «Цех поэтов» действовал
в 1916 и 1917 годах под руководством
Георгия Иванова
и Георгия Адамовича
и уже не был сконцентрирован на акмеизме.
Слайд 106Третий «Цех поэтов» начал действовать в 1920 году под руководством сначала
Н.
Гумилёва , а затем Г. Адамовича и просуществовал два года.
Слайд 107За время своего существования объединение выпустило четыре альманаха.
Слайд 109«Цех поэтов» в Москве
Объединение существовало
в 1924-1925 годах.
Встречи происходили на
квартире
Анны Антоновской.
Слайд 110В 1925 году «Цех»
выпустил сборник «Стык».
Слайд 112Объединение было основано 11 апреля 1918 года Сергеем Городецким и просуществовало
около четырёх лет.
Сначала участниками были поэты разных направлений, но затем объединение объявило себя акмеистическим, и часть участников его покинула.
Слайд 114В 1918 году объединение выпустило альманах «АКМЭ».
Слайд 115«Цех поэтов» в Баку
Объединение существовало менее года, в 1920 , и
было основано переехавшим в Баку из Тбилиси С. Городецким.
Слайд 117 После эмиграции части участников третьего «Цеха поэтов», объединения с таким
же названием были созданы ими в Берлине и Париже.
Слайд 118Берлинский «Цех поэтов» в 1923 году
опубликовал
сборник стихов
с таким же
названием.
Слайд 119«Цех поэтов» выпустил 4 альманаха:
1 й — «Дракон», переиздан в
1923 в Берлине
под названием «Цех поэтов».
Слайд 120 Победить символизм новой группе не удалось.
В конце концов, её
идеи оказались недостаточно глубоки и отчётливы, чтобы образовать новое литературное направление.
Слайд 121Это не помешало некоторым членам «Цеха» вырастить в крупных и заметных
поэтов.
Такова Анна Ахматова,
затем — О. Мандельштам.
Слайд 122Сам Гумилёв окреп и сложился, как поэт, именно в эпоху акмеизма.
Слайд 124Сергей Городецкий после провозглашения новой школы выпустил две книги:
сперва монархический
«Четырнадцатый год»,
а затем коммунистические «Молот и серп».
Слайд 126Владимир Нарбут пишет в Москве агитационные листовки.
Слайд 127Е. Кузмина-Караева перешла на прозу
(под псевдонимом Ю. Данилова).