Слайд 1«ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7
КЛАССЕ»
Методический проект Зайцевой Л. А.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Новая организация общества, новое отношение
к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Кроме того, с внедрением ФГОС второго поколения это становится ещё более актуальным.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Слайд 3ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
обеспечение развития аналитических мыслительных навыков у учащихся средствами технологии РКМЧП
Слайд 4ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Изучить методологическую основу технологии РКМЧП
2. Организовать внедрение технологии, в
ходе которого:
- Формировать новый стиль мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
- развивать базовые качества личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
- формировать культуру чтения и письма;
- формировать умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;
- стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельности;
- стимулировать запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
3. Презентовать опыт.
Слайд 5ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП
Методика развития критического мышления включает три этапа
или стадии.
Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
¬ актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
¬ вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
¬ сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
¬ побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
¬ осмыслить ее;
¬ соотнести с уже имеющимися знаниями;
¬ искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
¬ целостное осмысление, обобщение полученной информации;
¬ присвоение нового знания, новой информации учеником;
¬ формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Слайд 9
НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМЫМИ НА ЭТОМ
ЭТАПЕ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ВИЖУ ИМЕННО ВЫШЕУКАЗАННЫЕ ПРИЁМЫ, СУТЬ КОТОРЫХ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ:
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА ИЛИ ТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ ИЛИ КЛЮЧЕВЫМ ДЕТАЛЯМ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ НАПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЭТАПА В БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ ИЛИ ПОЭТ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО ФОТОГРАФИИ)
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» (ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ЧАСТЯМ, КАЖДАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗИРУЕТСЯ И ДЕЛАЮТСЯ ПРОГНОЗЫ О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОДЕРЖАНИИ. ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ, ДЕТИ ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ, РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ АССОЦИАЦИЯХ, ЧУВСТВАХ, ОЖИДАНИЯХ, О ТОМ, ЧТО ПОДТВЕРДИЛОСЬ ИЗ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ, А ЧТО – НЕТ И ОБЪЯСНЯЮТ СВОИ ОТВЕТЫ);
«ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ «INSERT» (ПОЗВОЛЯЕТ ИНФОРМАЦИЮ РАЗДЕЛИТЬ НА ИЗВЕСТНУЮ, НОВУЮ, ИНТЕРЕСНУЮ, НЕПОНЯТНУЮ. ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ НА ПОЛЯХ ПОМЕТКИ, А ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ, ГДЕ ЭТИ ЖЕ ЗНАЧКИ СТАНУТ ЗАГОЛОВКАМИ ГРАФ ТАБЛИЦЫ);
Слайд 11 СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ НА ДАННОМ ЭТАПЕ ПРИЗВАНЫ НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ
В ИСТОЧНИКАХ ИНФОРМАЦИИ, АДЕКВАТНО ПОНИМАТЬ ПРОЧИТАННОЕ, СОРТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ВАЖНОСТИ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
РОМАШКА «БЛУМА»:
- ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ (ФАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ) – ТРЕБУЮТ ЗНАНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РАБОТУ ПАМЯТИ
- УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ – «НАСКОЛЬКО Я ПОНЯЛ….», «ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ВАС ПОНЯЛА, ЧТО…»
- ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ (ОБЪЯСНЯЮЩИЕ) – ПОБУЖДАЯ УЧЕНИКОВ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ, МЫ УЧИМ ИХ НАВЫКАМ ОСОЗНАНИЯ ПРИЧИН ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПОСТУПКОВ ИЛИ МНЕНИЙ (ПОЧЕМУ?)
- ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ (СРАВНЕНИЕ) – НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ, ЧТО КТО-ЛИБО ИЗ УЧЕНИКОВ ВЫРАЖАЕТ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОИЗОШЕДШЕГО НА УРОКЕ
- ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ (ПРОГНОЗ) – «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ ДАЛЬШЕ…?»
- ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – «КАК МЫ МОЖЕМ…?» «КАК ПОСТУПИЛИ БЫ ВЫ…?»
ПРИЕМ «ТОНКИХ» И «ТОЛСТЫХ» ВОПРОСОВ (ТОНКИЕ – ВОПРОСЫ, ПОДРАЗУМЕВАЮЩИЕ ОДНОСЛОЖНЫЙ ОТВЕТ, ТОЛСТЫЕ – ВОПРОСЫ, ПОДРАЗУМЕВАЮЩИЕ ОТВЕТЫ-РАЗМЫШЛЕНИЯ, ВЫВОДЫ)
КЛАСТЕР – ГРАФИЧЕСКИЙ СИСТЕМАТИЗАТОР
СИНКВЕЙН - 1. (ПЕРВАЯ СТРОКА – ТЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ, ВЫРАЖЕННАЯ ОДНИМ СЛОВОМ, ОБЫЧНО ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ);
2. (ВТОРАЯ СТРОКА – ОПИСАНИЕ ТЕМЫ В ДВУХ СЛОВАХ, КАК ПРАВИЛО, ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ);
3. (ТРЕТЬЯ СТРОКА – ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЭТОЙ ТЕМЫ ТРЕМЯ СЛОВАМИ, ОБЫЧНО ГЛАГОЛАМИ);
4. (ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА – ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ДАННОЙ ТЕМЕ);
5. (ПЯТАЯ СТРОКА – ОДНО СЛОВО – СИНОНИМ К ПЕРВОМУ, НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОМ ИЛИ ФИЛОСОФСКО-ОБОБЩЕННОМ УРОВНЕ ПОВТОРЯЮЩЕЕ СУТЬ ТЕМЫ).
Слайд 13 В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ
НА ПОСЛЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ «ПОЛУЧИТЬ» УЧАЩЕГОСЯ-«КРИТИЧЕСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ», КОТОРЫЙ:
- ФОРМУЛИРУЕТ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
- СОВЕРШАЕТ ОБДУМАННЫЙ ВЫБОР МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ МНЕНИЯМИ
- РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ
- АРГУМЕНТИРОВАННО СПОРИТ
- ЦЕНИТ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ, В КОТОРОЙ ВОЗНИКАЕТ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ
- УМЕЕТ ЦЕНИТЬ ЧУЖУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И СОЗНАЕТ, ЧТО ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБОМУ ВОПРОСУ ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ МНОГИХ ФАКТОРОВ
Слайд 15ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повышение профессиональной компетентности учителя.
2. Целенаправленное использование данной технологии должно
положительно сказаться на уровне успеваемости и уровне качества знаний учащихся по литературе и русскому зыку. В классе, в котором технология РКМЧМ уже внедряется, по литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 76%. По русскому языку качество - 68%, успеваемость -100%.