Слайд 1Столичное и провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин»
Подготовил учащийся
9-Б класса
МБОУ «Денисовская школа»
Аблаев Эдем
Слайд 2Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.
Особое
внимание Пушкин уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма.[1]
Слайд 3Утренний завтрак сменялся прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский
проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару» .[2]
Слайд 4Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит
в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги.[3]
Слайд 5Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина
завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день.[4]
Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.
Слайд 6Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Московское дворянство, с которым
нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики[5]
Слайд 7 Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную
барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.
Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы[6]
Слайд 8 Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды,
грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»[7]
Слайд 9Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о
чём». Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.[8]
Слайд 10Духовный мир провинциальных дворян.
Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной,
дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.
Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Слайд 11Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю,
“не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы[9]
Слайд 12 Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим
положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором[10]