Слайд 1Степь
в художественном
и историческом сознании И.А. Бунина
Слайд 2Степи – более или менее ровные, сухие, безлесные пространства, покрытые обильной
травянистой растительностью. Встречаются в Испании, Венгрии, Южной России, Средней Азии, Монголии, Южной Сибири, Южной и Центральной Азии, Америке.
Слайд 3
«Бесконечная равнина является прасимволом в русской культуре. Это подчёркивается отсутствием какой-либо
вертикальной тенденции в русской картине мира, проявляется в былинном образе Ильи Муромца…»
Ф. Шпенглер
Слайд 4Степной простор - это своего рода олицетворение и свободы, и воли
русского народа
Слайд 5К степному пейзажу обращается в своих произведениях Иван Алексеевич Бунин. Это
не случайно. Его детство прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии среди бескрайнего раздолья родной земли.
Слайд 6«…рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них…Зимой
безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов.… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание»
И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»
Слайд 7«Это не юг, не степь, где пасутся отары в десятки тысяч
голов, где по часу едешь по селу, по станице, дивясь их белизне, чистоте, многолюдству, богатству. Это только Подстепье, где поля волнисты, где всё буераки да косогоры, неглубокие луга, чаще всего каменистые…
…И вот я расту, познаю мир в этом глухом и всё же прекрасном краю…».
И.А. Бунин
Слайд 8
Любовью к печальной красоте родного края проникнуто стихотворение Бунина «В степи»,
вначале автор рисует печальный осенний пейзаж:
Засохла степь, лес глохнет и желтеет,
Осенний ветер, тучи нагоняя,
Открыл в кустах звериные лазы,
Листвой засыпал долы и овраги,
И по ночам в их чёрной темноте,
Под шум деревьев, свечками мерцают,
Таинственно блуждая, волчьи очи…
Слайд 9И хоть «край родной не радует теперь»,
лирический герой любит эту
печальную природу и не променяет её ни на что:
Но я люблю, кочующие птицы,
Родные степи. Бедные селенья –
Моя отчизна; я вернулся к ней,
Усталый от скитаний одиноких,
И понял красоту её печали
И счастие - в печальной красоте.
Слайд 10Cтепь в ранней лирики Бунина:
молчаливая
глухая
безмолвная
Слайд 11Месяц задумчивый, полночь глубокая…
Хутор в степи одинок…
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тёпел
ночной ветерок
Слайд 12
Путь далек, глухая степь безмолвна,
Ночь печальна, как мои мечты
Ясна заря, безмолвна
степь,
Закат алеет, разгораясь…
Слайд 13Нередко Бунин сравнивает степь с морем
Слайд 14Жёлтые ржи, далеко озарённые,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусонные,
Колосом спелым
шуршат.
Слайд 15
В темнеющих полях, как в безграничном море,
Померк и потонул зари печальный
свет –
И мягко мрак ночной плывёт в степном просторе
Немой заре вослед
Слайд 16Степь неразрывно связана у Бунина
со свободой и простором:
Впереди большак, подвода,
Старый
пёс у колеса -
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса…
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж – целый день
Скитаюсь я в степи свободной
Вдали от сёл и деревень….
Слайд 17…И на кургане одиноком,
Сдержав горячего коня,
Степь от заката до востока
В прозрачной
дали вижу я.
Как низко, вольно и просторно
Степных отав раскинут круг
И как легко фатой узорной
Плывут два облачка на юг.
Слайд 18Степной простор, с одной стороны, вызывает у поэта радость и счастье
:
***
Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!
Пахнет мёдом, зацветает
Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!
Слайд 19С другой стороны, степь, похожая на пустыню, веет тоской и грустью:
…Пустыня,
грусть в степных просторах.
Синеют тучи. Скоро снег.
Леса на дальних косогорах,
Как желто-красный лисий мех
степь пустыней веет…
Уж пал зазимок на поля
И в чёрных пашнях снег белеет,
Как будто в трауре земля
***
Полночный звон степной пустыни,
Покой небес, тепло земли
И горький мёд степной полыни
И бледность звёздная вдали.
Слайд 21В стихотворении «На просёлке» лирический герой восклицает:
Весел мирный просёлочный путь
Хороши вы,
степные дороги!
Слайд 22А стихотворение «Вьётся путь в снегах, в степи широкой» убеждает читателя
в обратном. Степной путь не всегда бывает весел, особенно если по дороге встречаются покинутые дома и заброшенные погосты:
Вьётся путь в снегах, в степи широкой
Вот - луга и над оврагом мост.
Под горой – посёлок одинокий,
На горе - заброшенный погост.
Ни души в посёлке; не краснеют
Из-под крыш вечерние огни;
Слепо срубы в сумерках чернеют,
Знаю я – покинуты они.
Слайд 23Лирическому герою больно смотреть на разорение родного края. Стихотворение заканчивается мольбой-просьбой:
Путь
бежит, в степи метель играет,
Хмуро сходит долгой ночи тень…
О, пускай скорее умирает
Этот жуткий, этот тусклый день!
Слайд 24В степи обитают мистические, фантастические существа: грустная и одинокая Степная Ночь
ходит среди хлебов:
И вот идёт она, Степная Ночь, с востока…
За нею синий мрак над нивами встаёт…
На меркнущий закат, грустна и одинока,
Она задумчиво среди хлебов идёт.
Слайд 25Она загадочна, её мысли и чувства навсегда останутся тайной для человека,
о них знают только степь и звёзды:
И полон взор её, загадочно-унылый,
Великой кротости и думы вековой
О том, что ведают лишь тёмные могилы,
Степь молчаливая, да звёзд узор живой.
Слайд 26Мороз бродит в туманном сиянье и строит ледяные избы, заглядывает в
безмолвные окна. Лирическому герою кажется, что степь превращается в погост, и там блуждает Мороз:
Мнится мне ночью: не степи кругом
Бродит мороз на погосте глухом…
Благасова считает, что «мороз воплощает идею одиночества и затерянности русского человека в беспредельных степных просторах, в чреве разгулявшейся стихии, где вымерло всё живое и над всем царит призрак «погоста», Смерти»
Слайд 27Бунин отождествляет степь с живым памятником истории. Так, в стихотворении «Ковыль»
степной простор со звенящим ковылём напоминает читателю о временах похода князя Игоря:
…Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую ночь в яругах волки выли,
И днём орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
Слайд 28Картина былинного прошлого возникает перед читателем в стихотворении «На распутье». Степь
заросла бурьяном, в траве «заржавел старый щит». А посреди степи, на распутье, стоит крест, на котором сидит ворон:
На распутье, в диком древнем поле
Чёрный ворон на кресте сидит
Заросла бурьяном степь на воле
И в траве заржавел старый щит
Слайд 29Бунин изображает и обитателя степей - вольного орла:
Орёл с дозорного кургана,
Взмахнувший
в этой пустоте,
Как над равниной океана,
Весь чётко виден в высоте
Слайд 30Необычны и люди степи, чья жизнь неразрывно связана со степным простором:
это, например, прекрасная лукавая цыганка, которая
…Ловко семечки грызёт,
Говорит, что в сердце жало,
Яд горючий унесёт.
Говорит…А что ж играет
Яркий угольный зрачок?
Солнцем, золотом сияет.
Но бесстрастен и далёк.
Слайд 31В ряде стихотворений Бунина («Как печально, как быстро померкла…», «Тучи растаяли
влажным теплом…», «Ангел», «В поезде», «Мать», «В пустынной вышине…», «Последняя гроза», «Багряная, печальная луна», «Донник», «Как дым пожара туча шла», «Роса, при бледно – розовом огне…», «Море, степь и южный август, ослепительный и жаркий») степь является лишь составным элементом картины и не несёт в себе определённой смысловой нагрузки.
Слайд 32Например, в таких произведениях, как: «Святые горы», «На край света», «Эпитафия»,
«Далёкое», «В августе», «Жизнь Арсеньева» и других
Степь присутствует не только в лирике, но и в прозе И.А. Бунина.
Слайд 33Описание степного простора выполняет в прозе Бунина следующие функции:
служит
средством осмысления исторического процесса («Святые горы», «Жизнь Арсеньева»);
помогает проследить социально-экономические проблемы и противоречия («На край света»; «Эпитафия»);
способствует раскрытию внутреннего мира героя («Далёкое», «В августе»)
Слайд 34Таким образом, символ степи у Бунина предстаёт в различном эмоционально-смысловом освящении.
Это символ не только простора и свободы, но и тоски и одиночества. Для Бунина определяющей определяющей является семантика степи как воплощение онтологического бытийного пространства.