Слайд 1 По-моему, «Вишневый сад» — это лучшая Ваша пьеса…
Боюсь, что все это слишком тонко для публики.
Она /публика/ не скоро поймет все тонкости. Увы, сколько глупостей придется читать и слышать о пьесе. Кто ее не понимает, тот дурак.
К. Станиславский
Слайд 2План урока/уроков!/
«Новая драма» и её особенности.
Действующие лица пьесы
Жанровое своеобразие пьесы.
Слайд 3Постигая «Вишнёвый сад»…
Последняя пьеса Чехова стала самым знаменитым произведением мировой драматургии
ХХ века…
Почему?
«Виной» тому - универсальное, всечеловеческое и всевременное ее содержание.
Слайд 4Постигая «Вишнёвый сад»…
Автор "Вишневого сада" иначе видит жизнь, взаимоотношения людей и
говорит об этом иначе, чем его предшественники…
И смысл пьесы мы поймем, если постараемся понять этот выработанный Чеховым способ изображения жизни в драматическом произведении.
Слайд 5Постигая «Вишнёвый сад»…
Чехов - писатель, пришедший в русскую
классическую литературу "после всех", когда великолепное здание русского романа и драмы уже было построено. Усвоив уроки своих предшественников, он пошел по единственно возможному для себя пути. Это путь решительного переосмысления известных ситуаций сюжетов, резкого обновления самых способов разговора с читателем, зрителем.
Слайд 6Постигая «Вишнёвый сад»…
Но главное, что новый ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ язык (странный,
непонятный, перегруженный ненужностями) был выработан Чеховым для того, чтобы выразить новое миросозерцание.
За особенной чеховской формой стоит особая концепция жизни и человека. "Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, - говорил Чехов. - Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Слайд 7Постигая «Вишнёвый сад»…
Начнем с бросающегося в глаза: как строятся диалоги в
"Вишневом саде"?
Не традиционно, когда реплика является ответом на предыдущую и требует ответа в следующей реплике. Чаще всего писатель воспроизводит неупорядоченный разговор (например, беспорядочный хор реплик и восклицаний сразу по приезде со станции). Персонажи как бы не слышат друг друга, а если слушают, то отвечают невпопад
Что стоит за таким строением диалогов?
Стремление к большему правдоподобию (показать, как бывает в жизни.
Разобщенность, самопоглощенность, неумение встать на точку зрения другого - это видит и показывает в общении людей Чехов.
Слайд 8Постигая «Вишнёвый сад»…
Чехов-драматург совсем отказывается от внешней интриги, борьбы группы персонажей
вокруг чего-либо (например, наследства, передачи денег кому-то, разрешения или запрета на замужество или женитьбу и т. п. ).
Эпизоды заполнены обыденными, внешне бессвязными разговорами, мелочами быта, незначительными подробностями, но при этом окрашены единым настроением, которое затем переходит в другое.
Не от интриги к интриге, а скорее от настроения к настроению разворачивается пьеса…
Слайд 9Постигая «Вишнёвый сад»…
Интриги нет, но в чем тогда состоит событие -
то, без чего не может быть драматического произведения?
Событие, о котором больше всего говорят, - продажа имения на торгах - происходит не на сцене. Чеховский прием: увести основное "происшествие" за сцену, оставив лишь отголоски, отсветы его в речах действующих лиц.
Слайд 10Постигая «Вишнёвый сад»…
При видимом отсутствии традиционного внешнего "действия" у Чехова, как
всегда, богатое, непрерывное и напряженное внутреннее действие. Главные события происходят в сознании персонажей: открытия, или цепляние за привычные стереотипы, понимание или непонимание - "движение и перемещение представлений» /Осип Мандельштам/
Слайд 11Постигая «Вишнёвый сад»…
"Подводное течение"
- так в Художественном театре назвали это характерное для чеховских пьес развитие действия /например, герои Островского, которого называли реалистом-слуховиком, целиком и полностью раскрываются в слове и его слово недвусмысленно, оно твердо и прочно, словно гранит. А герои Чехова, наоборот, никак не умещаются в рамки слова, смысл их слов размыт. Здесь важен тот скрытый подтекст, который герои доносят посредством слов/.
Слайд 12Во время второго акта в глубине сцены проходит Епиходов
Любовь Андреевна (задумчиво):
Епиходов идет…
Аня (задумчиво): Епиходов идет…
Гаев: Солнце село, господа.
Трофимов: Да.
/Формально они говорят об Епиходове, сопоставляя его с заходом солнца, но в действительности души героев поют о нелепости, неустроенности своей обреченной, не сложившейся жизни. При кажущемся разнобое и нескладице диалога в нем присутствует внутреннее душевное сближение…/
Слайд 13Эссе
Задание.
Кратко опишите взаимоотношения с садом каждого из
героев/ведь никто к нему не относится равнодушно!/ и в конце работы сделайте вывод на основании «рассмотренного» материала.
Слайд 14«Новая драма»
В пьесе много внесценических персонажей (около 40!) Они расширяют эпическое
пространство.
"движение и перемещение представлений»
«новый драматургический язык»
Справедливо ли утверждение о том, что Чехов заложил основы новой драмы?
Слайд 15М. Горький о «Вишнёвом саде»
«Слушал пьесу Чехова –
в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроения, идеи, – если можно говорить о них – лица, – все это уже было в его пьесах. Конечно – красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А – о чем тоска – не знаю».
Что вызывало такие оценки?
Характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драматургии…
Слайд 16Характер конфликта
Конфликт в «новой драме» Чехова носит принципиально новый характер.
Особая природа
конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях внутреннее и внешнее действие, внешний и внутренний сюжеты.
В чём заключается внешний сюжет?
/смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги/.
Слайд 17Характер конфликта
Внешний конфликт :
деловой и практичный купец противостоит «прекраснодушным», но не
приспособленным к жизни дворянам. Разрушается неповторимая поэзия усадебной жизни, наступает новая историческая эпоха…
Но такая трактовка конфликта не передает всей глубины чеховского замысла…
Слайд 18О чем идет дискуссия в «Вишнёвом саде»?
О судьбе сада (оставить
все, как было раньше; вырубить сад и завести мелких хозяев-дачников; посадить новый сад, прекрасней прежнего);
Сад как будто соединяет людей.
/Главная идея пьесы – показать, что с его вырубкой исчезнет что-то неуловимое и важное…/
Вишневый сад как связующее звено, разорвав которое люди потеряют контакт друг с другом…
Судьба сада напрямую зависит от человеческого отношения!
Слайд 19Сад и люди
Но Петя Трофимов произносит:
«Вся Россия наш сад!»
/образ
сада, кроме всего прочего, становится символом России, значит, герои спорят о судьбе России!/
А мы видим, что герои губят сад, причём коллективными усилиями (или коллективным бездействием)
/Каждый живет так, как свойственно его натуре, и в результате происходит неминуемая катастрофа.../
Слайд 20Домашнее задание
1. Читаем 2 действие. Почему действие переносится в поле?
2. Развивается
ли линия конфликта во втором действии? Какое значение для понимания конфликта имеют монологи Пети Трофимова?
3. Нужно разобраться в героях пьесы!
Почти перед каждым из героев пьесы стоит свой выбор: по какому пути пойти, каким стать. Определите этот выбор для всех главных героев пьесы (тех, от кого зависит судьба сада). Какое «я» возобладает в каждом?
Слайд 22Каждый герой нужен этому саду…
Но эти люди, которые приехали вроде бы
спасать сад, на самом деле
а) не собираются, не хотят этого делать…
б) не могут в этом саду жить(?!).
Почему 2 действие переносится в поле?
/символический пейзаж, передающий течение времени!/
Слайд 25Аня
Петя Трофимов?
Какое значение имеют монологи этого героя во 2 действии?
Слайд 26 Им был дан последний шанс: собравшись вместе, спасти прекрасный беззащитный
сад. Но это возможно лишь тогда, когда каждый из них выберет себя-лучшего, а все они выбирают худшее.
Каждый герой нужен этому саду…
В «Вишнёвом саде»
действуют НЕ-герои…
Чехов как будто предупреждает…/закончите предложение/
Слайд 27 Как вы думаете, что означает в ремарках упоминание
о раздающемся «отдаленном звуке, точно с неба, звуке лопнувшей струны, замирающем, печальном»?
…Может быть, я пристрастен, но я не нахожу никакого недостатка в пьесе. Есть один: она требует слишком больших и тонких актеров, чтобы обнаружить все ее красоты»
В.И. Немирович-Данченко
Слайд 28«Нежной души человек»(?)
/домашнее задание/
1. Лопахин - пятый номер в списке действующих
лиц. Но первая реплика - его. С него начинается пьеса. Каким представляется вам чеховский герой в 1 действии?
2. Противоречиво отношение Трофимова к Лопахину. Докажите на примерах из пьесы.
3. Как вы расцениваете поступок Лопахина, купившего вишневый сад?
4. Почему Лопахин так и не женится на Варе?
Слайд 29Автор и персонажи пьесы «Вишневый сад»
Какая фраза 1 действия становится повторяющейся?
"Ты все такая же, Варя«, "А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа". /Л.А. о Варе/
"Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась /Варя о Л.А./
"Вы все такая же великолепная". /Лопахин о Л.А./
"Ты все такой же, Леня"; "А вы, Леонид Андреич, все такой же, как были"; "Опять ты, дядя!" /о Гаеве/
"А этот все свое", - говорит Гаев о Пищике.
"Ты все об одном..." /Аня на Дуняшино известие об очередном ее ухажере/…
Слайд 30Автор и персонажи пьесы «Вишневый сад»
"Ты (вы, она) все такая (такой)
же", - это свойство всех действующих лиц…
/не противопоставление, а единство, общность всех персонажей!/
Но каждый герой ведет свою тему(?!)
Епиходов говорит о своих несчастьях, Пищик - о долгах, Варя - о хозяйстве, Гаев неуместно впадает в патетику, Петя - в обличения…
/своя "правда" или своя претензия к жизни/
Постоянство, неизменность некоторых персонажей закреплена в их прозвищах: "двадцать два несчастья", "вечный студент". И самое общее, Фирсово: "недотепа".
Слайд 31
Это чеховское представление об устройстве жизни и человеческих отношениях.
Параллельно повторяется ещё
один мотив: «Да, время идет» /Лопахин/
И еще один повторяющийся, охватывающий всех персонажей мотив. Это тема растерянности, непонимания перед лицом безжалостно бегущего времени:
"Кто я, зачем я, неизвестно", - недоуменно говорит Шарлотта. У Епиходова: «…никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться...» Для Фирса прежний порядок был понятен, "а теперь все враздробь, не поймешь ничего".
Не меняющиеся (держащиеся каждый за свое) люди на фоне поглощающего все и всех времени, растерянные и не понимающие хода жизни. . .
Слайд 32 «Незнание", которое охватывает всех, выявляется в отношении к саду.
Каждый вносит свой вклад в конечную его судьбу…
Почему же «Вишнёвый сад» - комедия?
Комизм сходства, комизм повторения - основа комического в "Вишневом саде". Все по-своему смешны, и все участвуют в печальном событии, ускоряют его наступление - вот чем определяется соотношение комического и серьезного в чеховской пьесе /непонимание друг друга, разнобой мнений, алогизм умозаключений, реплики и ответы невпопад, перебивки быта и лирики, патетики, смешного и высокого …/.
Определение комического чаще всего дается через несоответствие формы и содержания.
Как герои «не соответствуют», что говорят и что делают и почему это смешно?
Лирическая комедия или драма?
Слайд 33Из писем Чехова
К. Станиславскому
…роль Лопахина – центральная… если она не
удастся, то значит и пьеса вся провалится, … сыграть эту роль может только первоклассный актер, …только Константин Сергеевич…, а просто талантливому актеру она не под силу, он «проведет или очень бледно, или сбалаганит»,… сделает из Лопахина «кулачка»...
Почему драматург убеждён в центральном положении роли Лопахина среди других ролей?
С ним связана основная сюжетная линия/Лопахин вначале искренно стремится спасти сад для Любови Андреевны, в конце же "нечаянно" завладевает им сам/…
Слайд 34 В своей последней пьесе Чехов
зафиксировал то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до окончательного распада и всеобщей вражды оставался лишь шаг. Он призвал не обольщаться собственным представлением о правде, не абсолютизировать многие "правды", которые на самом деле оборачиваются "ложными представлениями", осознать вину каждого, ответственность каждого за общий ход вещей - самое трудное для понимания, как показал дальнейший ход событий.
В чеховском изображении российских исторических проблем человечество увидело проблемы, касающиеся всех людей в любое время, во всяком обществе…