Слайд 1СИСТЕМА
ОПЕРЕЖАЮЩИХ ЗАДАНИЙ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СТАРШИХ КЛАССАХ
МБОУ «ЛИЦЕЙ №28
Г.ЙОШКАР-ОЛЫ»
Учитель русского языка и литературы Петухова Е.А.
Слайд 2Приступая к созданию ИОЗ, учитель должен иметь в виду следующие условия:
Учитывать программные требования
к знаниям, умениям и навыкам учеников.
Сообразовывать ИОЗ с тематическим планом
Видеть сегодняшний уровень развития ученика и перспективу его развития.
Учитывать род, жанр, метод, индивидуальные особенности стиля произведения.
Учитывать объем произведения, степень погружения в его текст.
Единообразное оформление всех карточек-заданий.
Слайд 3А. С. Пушкин. «К Чаадаеву». 1818г.
Охарактеризуйте лирический сюжет стихотворения. Каков он?
Какую роль для понимания
сюжета стихотворения играет различие между медитативной, элегической первой строфой и остальными строфами, полными энергии?
Слайд 4А. С. Пушкин. «К Чаадаеву»
1818 г.
1. Как бы вы определили жанр стихотворения Пушкина? Почему?
2. Какую
роль в выражении настроения лирического героя играют следующие компоненты художественного мира стихотворения:
а) слова-сигналы (общественно-политическая лексика, использованная поэтом);
б) эмоционально-окрашенные предложения, риторические обращения и восклицания, оценочные эпитеты и другие средства выразительности?
3. В чем вы видите обновление Пушкиным жанра?
Слайд 5А. С. Пушкин. «К***». 1825г.
1. Проанализируйте стиховую форму произведения:
а) как создается мелодия стиха;
б)
проследите, на какие слова стихотворения приходятся женские и мужские рифмы. Почему?
в) выделите и осмыслите рифмы, проходящие через все стихотворение;
г) определите систему стихотворения, метр;
д) какие ассоциации рождают у вас ассонансы и аллитерации?
2. Как стиховая форма лирической миниатюры помогает передать смысл его?
Слайд 6«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
1. Расскажите о воспитании и образовании Евгения Онегина
на основании первой главы романа. Включите в свой ответ анализ строф, где рассказывается о домашнем образовании и самообразовании, о воспитании в семье и в свете.
Что типического вы находите в воспитании и образовании героя? С какой целью Пушкин столь подробно рассказывает об этом?
Слайд 7«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
2. Опишите день Онегина по первой главе
романа. Насколько типичным было подобное времяпрепровождение? С какой целью показывает его автор?
3. Опишите кабинет Онегина. Объясните обилие «иноплеменных слов» в описании кабинета героя и вообще в первой главе. С какой целью автор столь подробно рисует кабинет Онегина?
Слайд 8«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
4. Восстановите по первой главе события жизни
Онегина в их хронологической последовательности. Почему Пушкин, начиная роман, нарушает хронологию?
5. Каковы были взаимоотношения Онегина со светским обществом? Отличался ли герой от людей света или нет? Разочарованности Онегина Пушкин посвящает строфы XХХVI—LVI. С какой целью автор так подробно повествует об этом?
Слайд 9«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
6. Расскажите об образе автора в первой
главе романа: что нам становится известно о нем, его жизни, вкусах, пристрастиях и антипатиях? Для того чтобы создать свое представление об авторе, проанализируйте прямые высказывания автора о себе и так называемые «лирические отступления». С какой целью вводит Пушкин образ автора в роман?
Слайд 10«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
7. Сопоставьте образы автора и Евгения
Онегина: когда, где и при каких обстоятельствах они познакомились, как проводили время (используйте знаменитый рисунок Пушкина — «Пушкин и Онегин на набережной Невы»), что их сближало, что разделяло, в чем они похожи, а в чем нет? Почему Пушкин делает Онегина своим приятелем и в то же время говорит о «разности» между ними? (По первой главе романа.)
Слайд 11«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
8. Расскажите о приезде и первоначальном пребывании
Евгения Онегина в деревне (используйте конец первой главы — строфы LIII-LIV — и начало второй — первые пять строф). В чем состояла «разность» между Пушкиным и Онегиным в отношении к деревне, для чего об этом говорит поэт?
Слайд 12«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
9. Во второй главе мы знакомимся с Владимиром
Ленским. Внимательно отберите и воспроизведите все характеристики, которые дает герою Пушкин: обратите внимание на то, где он учился, каково его отношение к жизни, к ее ценностям? Почему Пушкин делает его поэтом? Почему в характеристике Ленского звучит пушкинская ирония? Над чем иронизирует поэт?
Слайд 13«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
10. Как характеризует Пушкин любовь
Ленского и предмет его любви — Ольгу (характеризуя Ольгу, обратите внимание на строфы XXI-XXIII)?
11. Во второй главе мы впервые знакомимся с Татьяной. Что формировало характер героини, воспитывало ее убеждения? Каковы они? Почему Пушкин, изображая Ольгу, подробно рисует ее портрет, а портрет Татьяны не дает совсем?
Для того чтобы ответ был более убедительным, используйте материал третьей главы (строфы IX, X, XII).
Слайд 14«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
12. Перечитайте во второй главе историю жизни
матери Татьяны и Ольги. Как произошло превращение сентиментально-романтической барышни в помещицу? Кто из дочерей, по-вашему, повторит ее жизненный путь, почему?
Слайд 15«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
13. Объясняя, почему Татьяна с первого взгляда
влюбилась в Онегина, Пушкин пишет: «Пора пришла, она влюбилась» и «Давно ее воображенье... алкало пищи роковой». Объясните оба высказывания, а также и то, почему столь по-разному звучат эти высказывания, почему столь разностильны?
Слайд 16«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
14. Внимательно перечитайте третью главу романа
и отберите все прямые высказывания, а также эпитеты и другие оценочные слова, с помощью которых Пушкин характеризует Татьяну. Каково отношение Пушкина к своей героине? Для того чтобы ответ был более полным, используйте аналогичный материал второй главы.
Слайд 17«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
15. Рассказывая читателю о любви Татьяны Лариной,
Пушкин параллельно показывает любовь Ольги к Ленскому (2-я глава и конец 4-й), любовь матери Татьяны и Ольги (2-я глава), любовь светских «красавиц недоступных» (3-я глава, строфы XXII-XXV), любовь няни (3-я глава, строфы XVIII-XIX). Какой на этом фоне предстает перед нами любовь Татьяны?
Слайд 18«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
16. Письмо Татьяны к Онегину. Прежде чем
проанализировать его, подумайте, почему Пушкин говорит, что «она по-русски плохо знала», почему письмо «писала по-французски», почему поэт, предваряя письмо, говорит: «Кто ей внушал и эту нежность, и слов любезную небрежность? Кто ей внушал умильный вздор, безумный сердца разговор, и увлекательный и вредный?»
Слайд 19«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
17. Перечитайте строфы VII-X четвертой главы.
Как вы думаете, почему Пушкин возвращается к «науке страсти нежной», которой Онегин владел некогда в совершенстве, перед тем, как покажет нам сцену объяснения Онегина с Татьяной? Почему именно в этот момент скажет об Онегине: «Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»?
Слайд 20«Евгений Онегин» А. С. Пушкина —
роман классического реализма
17. Перечитайте строфы VII-X четвертой главы.
Как вы думаете, почему Пушкин возвращается к «науке страсти нежной», которой Онегин владел некогда в совершенстве, перед тем, как покажет нам сцену объяснения Онегина с Татьяной? Почему именно в этот момент скажет об Онегине: «Вот как убил он восемь лет, утратя жизни лучший цвет»?
Слайд 21Памятка учителю
В ходе выполнения ОЗ ни один ученик не может быть отвлечен дополнительным
заданием.
Одновременно происходит опрос, объяснение нового материала и закрепление. В этом триедином процессе одинаково соучаствуют и учитель, и ученики.
Ученик готовит задание в тетради. Отвечая на вопрос задания, ученик вправе читать свои записи, воспроизводить по памяти. За учеником также оставляется право делать записи в произвольной, ученику свойственной форме.
Ответы учеников на уроке направляются и корректируются в ходе организованной учителем беседы на уроке.