Слайд 1Презентация
Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные
строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
Слайд 9Синтаксический параллелизм — это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или
строф художественного произведения.
Слайд 11Термин «синтаксический параллелизм» заимствован из греческого языка, где слово parallelos ,
буквально значит «идущий рядом».
Слайд 13Синтаксический параллелизм применяется в поэтической речи. Он представляет собой сопоставление двух
явлений методом их параллельного изображения.
Слайд 15Сопоставление двух явлений подчеркивает различие или сходство явлений, происходящих в художественном
произведении. Поэтической речи он придает особую выразительность и имеет самое разнообразное назначение, применение и смысл.
Слайд 17Параллелизмы бывают следующих видов:
строфический;
ритмический;
отрицательный.
Слайд 22В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания.
Это могут быть звуки и слоги - звуковой параллелизм
повторяющие слова - лексический параллелизм
синтаксические конструкции — фразы и предложения.
Слайд 29При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за
другом частей высказывания, фраз и предложений.
Слайд 31Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым:
Алмаз
шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
Слайд 33С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и
выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Слайд 35В предложении, где применяется параллелизм ,слова расположены по определенному закону. Чтобы
правильно его построить, нужно соблюдать порядок слов, иначе при перестановке любых членов оно может полностью поменять смысл.
Слайд 37Обратный и прямой порядок слов называется «инверсия».
Слайд 39
Подлежащее перед сказуемым – это прямой порядок, а если применяется перевертывание,
то есть сама инверсия, то слова будут расположены уже в ином порядке, не предусмотренном грамматическими правилами.
Используется для сильного выражения чувств, при взволнованном, эмоциональном разговоре.
Слайд 42Средства параллелизма – это изобразительные средства. Это – стилистические фигуры.
Слайд 44Стилистические фигуры - бессоюзие, многосоюзие, анафора, восклицание и обращение.
Слайд 46Параллелизм – это кладезь выразительных возможностей для разговорной речи.
Слайд 49Самые известные изобразительные средства – это риторический вопрос и синтаксический параллелизм.
Слайд 53Синтаксический параллелизм – это принцип конструктивного устройства стилистических фигур или, как
его еще называют, – частный случай повтора и симметрии.
Слайд 56Синтаксический параллелизм заключается в «зеркальном» строении синтаксических конструкций.
Это может быть
одинаковое количество компонентов, синтаксическое отношение между ними, расположение компонентов этих конструкций.
Слайд 59В составе синтаксического параллелизма должны присутствовать как минимум две синтаксические единицы:
«Его фигура выражает незримые качества души, потаенные качества духа».
Слайд 61Синтаксический параллелизм (от греческого слова «parallelos» – идущий рядом) – это
совершенно однообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности.
Слайд 63Пример синтаксического параллелизма:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в
краю родном?
М. Лермонтов
Слайд 64Синтаксический параллелизм встречается очень часто, и смысл его заключен в следующем:
в стихах или прозе строго соблюдена одинаковая структура предложений.
Слайд 65В синтаксическом параллелизме выделяют
обращенный параллелизм (хиазм)
и
прямой параллелизм.
Это зависит от того,
как предложения соотносятся между собой .
Слайд 68Синтаксический параллелизм может усилить риторический вопрос: он по своему строению –
предложение вопросительное, но передающее сообщение.
Слайд 71Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли отрицательный параллелизм, который
имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не»:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
А. Ахматова. Родная земля
Слайд 76Обращение – выразительное средство речи (это имена собственные, клички животных или
названия предметов). Ему присуща призывная интонация.
Слайд 78
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например,
с анафорой:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф. И. Тютчев. Полдень
Слайд 80Анафора – повторение оборотов речи или отдельных слов в начале предложений
или их отрывках, которые составляют высказывание.
Слайд 83Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
Белеет парус одинокой
В тумане моря
голубом!..
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
Слайд 87Бессоюзие – умышленный пропуск союзов в предложении для стремительности и динамичности
высказываний.
Слайд 91 Многосоюзие – противоположное по смыслу стилистическое строение предложения.
Используется в
художественных произведениях для выразительности речи.
Союзы при этом повторяются, тем самым подчеркивая незаконченность мысли, и делают само предложения более эмоционально выраженным.
Слайд 98Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля
или публицистики.
Параллелизм в литературе научного и официально - делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого - либо факта.
Слайд 101
Параллелизм бывает композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой
линиям.
Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека.
Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью.
А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.
Слайд 106Синтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы,
частушки, а также схожие художественные произведения:
поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
и
А. Твардовского «Василий Теркин»,
а также
«Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова.
Слайд 107Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные
оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.
Слайд 109Главное отличие синтаксического параллелизма - последовательное употребление одинаковых конструкций даже без
какого - либо подчинения.
Слайд 111Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,
Тревожная — весны младые грезы.
Там
— солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и молния, и слезы…
А. Майков. Дума
Слайд 112Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь,
не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
А. А. Фет
Слайд 113Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой
светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
Слайд 115
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не
оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, —
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
А. Ахматова. Измена
Слайд 117Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
М. Ю. Лермонтов
Слайд 118Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но
вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов?
К. Д. Бальмонт
Слайд 119«Я — царь, я — раб, я — червь, я —
бог».
Г. Р. Державин
Слайд 120«Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы».
В. Я. Брюсов
Слайд 121«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».
Народная песня
Слайд 123К. Федин. Из книги «Первые радости» о
Л. Толстом:
«Никто не
должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом».