Слайд 1Романсы на стихи русских Романсы на стихи русских поэтов поэтов
Романсы на
стихи русских поэтов
Слайд 2Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении
— небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Слайд 4Очи черные - Один из самых известных в мире романсов на
русском языке на слова украинского писателя Евгения Гребёнки. Музыку написали Флориан Герман и Адальджизо Феррарис
Слайд 81824 год был очень тяжелым для Александра Сергеевича Пушкина. После южной ссылки
поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском. Самым ужасным оказался официальный надзор, который осуществлял отец поэта. Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу гостить в соседних имениях у друзей и знакомых, чтобы не так часто бывать с семьей. Но каждый такой отъезд поэт должен был согласовывать с губернским начальством.
Слайд 11Стихотворение «Зимний вечер» обладает особой тональностью и мелодичностью. Его перекладывали на
музыку более сорока раз. Среди композиторов, которые создали музыкальную оправу для «Зимнего вечера», – Александр Алябьев, Александр Даргомыжский, Яков Эшпай, Георгий Свиридов и другие. Но самым популярным остается первый романс композитора Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее.
Слайд 13Словарно- лексическая работа:
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной
палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
Слайд 15Тема стихотворения –о зимней вьюге и теплом общении с близким сердцу человеком.
Композиция –
По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке.
Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».
Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».
Сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».
Слайд 18Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. Это был
сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.
В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.
Слайд 21Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.
Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и
душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.
Метафоры – “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.
Эпитеты – “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.
Слайд 24Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества
посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.
Слайд 27Тема - Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще
в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна.
Композиция - Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег).
Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни».
Эпитеты - («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»)
метафоры - (хоровод дней, сонный брег)
олицетворения - («весна идет», «они гласят»)
повторы- «Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы»
Слайд 29Рефлексия – составление синквейна к слову «романс».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это
творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 30синквейн
1-романс
2-интересный, загадочный
3-звучит, увлекает, притягивает
4-Помогает лучше раскрыть смысл стихотворений и
передавать его настроение.
5-Чувства.
Слайд 31Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Майская школа с
крымскотатарским языком обучения»
Булатова Л.Н.
2018-2019 учебный год.