Слайд 1
Презентация
Реализм — направление в литературе
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.
Слайд 8Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично
отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения.
Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.
Слайд 12Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности
в её типичных чертах.
Слайд 14Это направление зародилось
в 30-х годах 19 века и достигло своего
расцвета к его середине.
Слайд 17Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов,
мистических веяний и идеализации персонажей.
Слайд 19
Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни
с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).
Слайд 22Черты реализма
1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
2. Правдивая
конкретная типизация всех деталей в образах героев.
3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций, драматизм жизни.
5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.
Слайд 25
Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира
и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.
Слайд 28Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента:
объективный —
воспроизведение явлений, данных помимо художника,
и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя.
Слайд 32Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи
придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).
Слайд 34 Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством
задачу верного воспроизведения действительности;
Слайд 35другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм.
Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Слайд 36Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения
моменты внеэстетические: реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма.
Слайд 37Произведения писателей - реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет
характеризуется трагическим конфликтом.
Слайд 39В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для
сюжета характерен трагический конфликт.
Слайд 42Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов
рассмотреть окружающую
действительность в её развитии,
- обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.
Слайд 44
В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном,
складывается определенная система жанров.
Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе.
Слайд 51Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.
Слайд 541. Социально - бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный
тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
Слайд 562. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие
человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
Слайд 60 3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным
примером данного жанра является «Евгений Онегин», написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
Слайд 62 4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на
такие темы как: смысл существования человека, противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является «Герой нашего времени», автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
Слайд 69Пришедший на смену романтизму, реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти
правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону.
Слайд 71Главные герои в произведениях авторов - реалистов совершают свои открытия и
умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.
Слайд 73Критический реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е
года 19 столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.
Слайд 77
Представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс,
Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников.
Слайд 80Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни
буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей.
Слайд 82К примеру, в романе Ч. Диккенса «Домби и сын» владелец компании
был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто
такие черты характера
у него появились
из-за наличия
больших денег и
честолюбия собственника,
для которого главным жизненным свершением становится нажива.
Слайд 84Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже
не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты.
Слайд 86Европейские и американские писатели – реалисты
Слайд 87Оноре де Бальзак
(«Человеческая комедия»)
Слайд 88 Фредерик Стендаль
(«Красное и чёрное»)
Слайд 90Чарльз Диккенс
(«Приключения Оливера Твиста»)
Слайд 91Марк Твен
(«Приключения Гекльберри Финна»)
Слайд 92Джек Лондон
(«Дочь снегов», «Сказание о Кише», «Морской волк», «Сердца трёх»,
«Лунная долина»)
Слайд 94В России развитие реализма началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной
обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа.
Слайд 97Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.
Слайд 98Начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как
правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.
Слайд 100Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа».
Слайд 104
В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к
описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии.
Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк.
Слайд 107Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено
Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России.
Слайд 110«Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной
литературе тех времен.
Слайд 112Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина»
и «Капитанская дочка».
Слайд 115В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности
каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души, которые раскрываются очень гармонично.
Слайд 119Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие
иррационализму своеволие описания страстей.
Слайд 120Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа.
Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды.
Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.
Слайд 122В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью
стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества.
Слайд 124
Рассматривались такие вопросы, как:
мера влияния общества на жизнь отдельного человека;
действия, способные изменить человека и окружающий его мир;
причина отсутствия счастья в человеческой жизни.
Слайд 127Реализм стал крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели
смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали.
Слайд 128И. С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее
состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии.
Слайд 130Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их
как можно сильнее.
Слайд 132В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей
определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.
Слайд 135Из произведений XIX - го столетия практически исчезает герой, в образе
которого просматриваются представления автора.
Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Н. Гоголя и А. Чехова.
Слайд 138Наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах
Л. Толстого и
Ф. Достоевского,
описывающих мир таким, каким они его видят.
Слайд 142Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями,
описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.
Слайд 145Реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем
можно судить по работам И. А. Гончарова.
Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми.
Слайд 147 Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности
он не способен изменить жизнь к лучшему.
Слайд 149Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный,
но одаренный Борис Райский.
Слайд 151И. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который
был замечен критиками.
В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.
Слайд 154
В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм»
Дмитрий Писарев,
до этого времени
термин «реализм»
употреблялся Герценом
в философском значении,
в качестве синонима
понятия «материализм» (1846).
Слайд 161Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма
«Борис Годунов» , повести «Капитанская дочка» , «Дубровский», «Повести Белкина» , роман в стихах «Евгений Онегин»).
Слайд 164М. Ю. Лермонтов
(«Герой нашего времени»)
Слайд 166Н. В. Гоголь
(«Мёртвые души», «Ревизор»)
Слайд 171Ф. М. Достоевский
(«Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорблённые», «Преступление
и наказание», «Бесы»)
Слайд 173Л. Н. Толстой
(«Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»)
Слайд 174И. С. Тургенев
(«Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и
дети», «Новь», «Накануне», «Муму»).
Слайд 175А. П. Чехов
(«Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка»,
«Человек
в футляре»)
Слайд 177В. Г. Короленко
(«В дурном обществе»,
«Дети подземелья», «Парадокс»,
«Река играет»)
Слайд 179А. И. Куприн
(«Юнкера», «Олеся»,
«Штабс – капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)
Слайд 182В. М. Шукшин
(«Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)
Слайд 186 М. А. Шолохов
(«Тихий Дон», «Судьба человека»)
Слайд 189История реализма
Существует мнение, что реализм зародился в глубокой древности.
Выделяют несколько
периодов реализма:
Слайд 195«Реализм XVIII—XIX веков»
(в середине 19 века, достиг наивысшего могущества в
связи с чем появился термин Эпоха реализма)