Слайд 1МОУ Трубненская СОШ
Информационно – познавательный проект
«Экранизация литературных произведений о войне на
примере произведения Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
Выполнил:
учащийся 7 класса
МОУ Трубненская СОШ
Пешков Алексей
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ Трубненская СОШ
Кузнецова В.Г.
Слайд 2Актуальность темы
В этом году состоится 73 годовщина Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это памятная для всех россиян дата.
Выбор темы данной работы не случайный. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими когда – то за мир сейчас.
Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, извлекать для себя уроки. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Слайд 3Цель:
Целью данного проекта состоит повысить интерес учащихся к прочтению книг о
войне через просмотр устного журнала «Экранизация художественных произведений на военную тематику» (на примере повести В.Быкова «А зори здесь тихие…»)
Слайд 4Задачи проекта:
выяснить, какие самые известные произведения художественной литературы на тему войны
были экранизированы;
рассмотреть идейно – художественное своеобразие повести В. Быкова «А зори здесь тихие…»;
проследить «жизнь» данного произведения в кинематографе
создать устный журнал «Литературные произведения о войне и их экранизация»;
выявить, возникло ли желание у учащихся прочитать эти произведения после знакомства с устным журналом.
Слайд 5Глава 1
Экранизация литературных произведений о войне
Слайд 6Экранизация
На первом этапе работы я выяснил, что
такое экранизация и выявил несколько самых экранизируемых произведений русской литературы о войне.
Экранизация – интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего, литературных произведений
Слайд 7«На войне как на войне»
«На войне как на
войне» - фильм, поставленный в1968 году режиссёром Виктором Трегубовичем по одноимённой повести Виктора Курочкина.
Слайд 8«Иваново детство»
«Иваново детство» — фильм Андрея Тарковского по
мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». Премьера состоялась 9 мая 1962 года.
Слайд 9«Восхождение»
Художественный фильм 1976 года режиссёра Ларисы Шепитько, военная
драма по повести Василя Быкова «Сотников».
Слайд 10«Они сражались за Родину»
«Они сражались за Родину» — фильм
Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова в 1975 году. В фильме очень ярко и достоверно рассказывается о подвигах рядовых солдат, которые собственными жизнями приближали день Победы.
Слайд 11«Горячий снег»
«Горячий снег» — советский художественный фильм о Великой Отечественной войне,
снятый в 1972 году по одноимённому роману Юрия Бондарева режиссёром Гавриилом Егиазаровым.
Слайд 12«Судьба человека»
«Судьба человека» — экранизация одноимённого рассказа Михаила
Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука (1965г). Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям
Слайд 13 «А зори здесь тихие»
«А зори здесь тихие» —
советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.
Слайд 14Вывод
Изучая данный вопрос, я пришел к выводу, что на военную тематику
снято очень много фильмов, основанных на художественных произведениях русской литературы. Я выбрал лишь малую часть. Среди них есть уже знакомые мне. Например, фильм, снятый по произведению В.Быкова «А зори здесь тихие…»
Слайд 15Второй этап работы
На втором этапе работы я изучил творческий путь писателя
Бориса Васильева и систему образов в произведении «А зори здесь тихие…»
Каждое произведение Б. Васильева становится событием в духовной жизни общества, радостной встречей для миллионов читателей с хорошей литературой, с удивительными характерами героев.
В кинематографе и на телевидении по произведениям и сценариям Б. Васильева создано около двадцати фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного киноискусства.
Слайд 16Второй этап работы
Заслуги Бориса Васильева в отечественном кинематографе не менее значительны,
чем в литературе. Именно за работу над фильмом «А зори здесь тихие» писатель был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Слайд 172. 2.Повесть «А зори здесь тихие...»
Повесть Васильева «А зори здесь тихие...»
посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне.
Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину.
Слайд 18Система образов
Федот Васков
Главный герой, Федот Васков получает в
распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон.
О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен, но многое знает и умеет.
Слайд 19Рита Овсянина
Сержант Рита Овсянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий
она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война. Рита погибла на второй день войны, в утренней контратаке.
Слайд 20Женя Комелькова
Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «...высокая,
рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. Пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.
Слайд 21Галя Четвертак
Галя Четвертак жила в придуманном ею. Она не
смогла справиться со страхом и погибла
Слайд 22Лиза Бричкина
Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба
ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела.
Мечтам ее не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает в болоте
Слайд 23Соня Гурвич
Соня - умная и начитанная девушка. Она учится
на "отлично". Она любит стихи и театр. Соня - тихая и незаметная девушка. У нее некрасивая внешность и писклявый голос. Соня - исполнительный боец. Она погибает во время слежки за немцами в лесу.
Слайд 24Третий этап работы
Следующим этапом в работе стало изучение жизни
этого произведения в кинематографе.
Слайд 253.1.Российская экранизация повести. «А зори здесь тихие...»
Великий фильм о трагизме великого
подвига.
В фильме используется контраст между цветным и черно-белым изображением. Цветным даны воспоминания о мирной послевоенной жизни, а черно-белым - война.
«...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам...» - вспоминал позже С. Ростоцкий.
Слайд 26Фильм - лидер проката 1973 года, тогда его посмотрело 66 млн
зрителей.
Создатели фильма: режиссер С. Ростоцкий, автор повести и сценария Б. Васильев, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов - удостоены Премии Ленинского комсомола 1974 года и Государственной премии СССР 1975 г.
На XXXIII Международном кинофестивале в Венеции (Италия) в 1972 г. фильм получил Памятный приз фестиваля.
На VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате, 1973 г. - Первая премия.
Слайд 273.3. Китайская экранизация повести «А зори здесь тихие…»
В Китае с большим
успехом демонстрируется девятнадцатисерийный телефильм «А зори здесь тихие…» по одноимённой повести Бориса Васильева.
Автор сценария, режиссер, продюсер - китайские кинопроизводители, актеры - российские. В роли старшины Васкова - студент ВГИКа Андрей Соколов.
Работа над картиной продолжалась более двух лет. Кроме нескольких эпизодов, снятых в Москве и в Амурской области, съемки проходили в китайской провинции Хэйлунцзян, в городе Хэйхэ. Туда из России привезли древесину, чтобы на берегу Амура воссоздать русскую деревню 40-х годов прошлого века. Были построены более 30 изб, хозяйственные помещения, церковь. Сейчас это место посещают туристы.
Слайд 28В мае 2006 года «Первый канал» показал 12-серийный фильм «А зори
здесь тихие», снятый китайцами и прошедший в Китае с невероятным успехом. Для российского зрителя продюсер Александр Любимов сократил сериал почти в два раза.
Чтобы не наделать ошибок, создатели «Зорь» постарались держаться как можно ближе к фильму Ростоцкого: построили на берегу Амура такую же деревню (даже про церковь не забыли) и актрис подобрали по принципу схожести с героинями советской картины. Правда, кое-что русские актеры объясняли китайцам уже по ходу съемок: например, что не может быть у солдат фарфоровой посуды и что негоже старшине Васкову блистать знанием кунг-фу, даже если это «красиво выглядит».
Слайд 29В Китае сериал «А зори здесь тихие» прошел с таким успехом,
что «Первый канал» решил рискнуть и показать его российскому зрителю.
После сокращений из 20 серий «Зорь» осталось лишь 12.
Слайд 30Глава 4. Создание устного журнала журнал «Литературные произведения о войне и
их экранизация»
Следующей задачей было создание устного журнала об экранизированных произведениях.
Журнал был показан учащимся 6 – 8 классов с целью повышения интереса к прочтению произведений о войне
Слайд 31Глава 5. Социологический опрос.
На заключительном этапе я провел опрос среди учащихся
6 – 8 классов в количестве 50 человек. (Приложение 1.)
Слайд 33Вывод
Анализ опроса показал:
1. У 40 % опрошенных после просмотра представленного
журнала о кинофильмах появилось желание просмотреть фильмы полностью.
2. У 45 % опрошенных после просмотра устного журнала появилось желание прочитать произведение « А зори здесь тихие…»
3. 100 % опрошенных считают, что просмотр экранизированных произведений способствует их прочтению. Потому что:
«Хотелось бы узнать что-то новое» 30 %
«Так лучше поймешь произведение» 40 %
«Хочется сравнить фильм с книгой» 20%
«Читать интереснее» 10 %
Слайд 34Вывод
Исходя из анализа опроса, можно сделать следующие выводы:
1) У большинства учащихся
(85 %) появилось желание прочитать экранизированные произведения.
2) 100 % опрошенных считают, что просмотр экранизированных произведений способствует их прочтению.
Слайд 35Заключение
В своей работе я попытался повысить интерес к прочтению книг на
военную тематику через знакомство с фильмами, снятыми по их сюжету. Мне удалось это сделать через демонстрацию устного журнала, где я показал самые экранизируемые фильмы по произведениям о войне. Я представил более объемную информацию о фильме «А зори здесь тихие…» по одноименному произведению Б.Васильева. После этого мною был сделан опрос (Приложение1).
Слайд 36Заключение
Благодаря опросу я сделал вывод, что просмотр экранизированных произведений способствует их
прочтению. Так как
1) У большинства учащихся (85 %) появилось желание прочитать экранизированные произведения.
2) 100 % опрошенных считают, что просмотр экранизированных произведений способствует их прочтению.
Следовательно, цель моей работы достигнута: повысить интерес учащихся к прочтению книг на военную тематику через просмотр устного журнала «Экранизация художественных произведений на военную тематику» (на примере повести В.Быкова «А зори здесь тихие…»)
Слайд 37Список литературы
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. М. С.
Шатерникова.
Касаткина Т. Врожденный порок экранизации. – «Литературная газета», 18.06.2003.
Литературные произведения на экране: аннотированный библиографический указатель/МУК «Централизованная библиотечная система»; сост. Ю. В. Аргентова. – Сыктывкар, 2008 .
Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
5. Интернет – ресурсы.