Слайд 1Особенности русских народных сказок
Работу выполнили
обучающиеся 6 «Д» класса
Родионова Анастасия,
Домникова Милана.
Руководитель -
Пережогина В.Ж.
Слайд 2 Обоснование выбранной темы
Сказки интересны с детства
Мы не задумывались над тем,
как их пишут.
Были только читатели и слушатели.
Хотим писать.
Тема дает возможность творить - сочинять сказки.
Без знаний об особенностях лексики, об особенностях построения сказки невозможно остаться в пределах сказочного жанра.
Слайд 3 Целеполагание
Цель: Познакомиться с особенностями лексики русских народных сказках, научиться
правильно создавать сказки, создавать проект.
Задачи:
1. Собрать информацию об особенностях лексики русских сказок.
2. Научиться создавать сказки по схеме.
3. Провести анкетирование среди одноклассников.
4. Научиться создавать проект.
5. Защитить проект.
Слайд 4 Гипотеза
Мы предполагаем, что наши одноклассники заинтересуются лексикой в русских народных
сказках и захотят попробовать сочинить их сами. Мы создадим проект, выполним поставленные цели и задачи.
Слайд 5 Этапы работы над проектом
Подготовительный
Сбор информации по теме проекта.
Разработка анкет.
Основной
Обработка и
анализ собранной информации.
Сочинение сказок.
Проведение анкетирования.
Оформление проекта.
Заключительный
Выводы.
Защита проекта.
Слайд 6 Подготовительный этап
На подготовительном этапе мы собрали и изучили информацию
на темы «Лексические значения сказочных слов», «Эпитеты», «Схемы построения сказки» и составили анкеты.
Слайд 7АНКЕТА
Предположите, какой из 3х вариантов ответа является лексическим значением данного слова.
Орать
а)
готовить, б) пахать, в) ездить
Остатний
а) первый, б)забытый, в) последний
Яруга-
а)палка, б)метла, в) крутой овраг
Доспеть
а) опаздывать, б) добыть, в) спешить
Дровни
а) дрова, б) леса, в) сани для возки
Корец
а) ковш, б) вилка, в)крест
Оправирь
а) оправдать, б) врать, в) отправить
Убраться
а) чистить, б) уйти, в) нарядиться
Шинок
а) шина, железный обруч, б) сынок, в) стог сена
Вырыснуть
а) взять, б) ехать рысью, в) бег
Слайд 8 Лексическия значения слов
1. Вырыснуть - бежать рысью.
2. Шинок - железный обруч.
3.
Орать- пахать, пахивать, сев. - мести, выметать.
4. Остатний - завершительный, заключительный, крайний.
5. Яруга - овраг крутой.
6. Доспеть- достать, разыскать.
7. Дровни - крестьянские сани без кузова для перевозки дров.
8. Корец - ковш, особенно железный, для черпанья воды.
9. Оправить - оправдать.
10. Убраться - нарядиться, украситься.
Слайд 9 Основной этап
Чтобы узнать, насколько хорошо наши одноклассники
знакомы
с особенностями русских народных сказок,
мы провели анкетирование.
Слайд 10 Результаты анкетирования№1
Мы включили в анкету вопросы на знания устаревших слов.
Вывод: По
результатам проведенного анкетирования больше половины наших одноклассников дали невер –
ные ответы - 52%, а 48% ответили верно.
Слайд 11 Результаты анкетирования №2
Мы включили в анкету вопросы на
знания значения словосочетания «постоянный эпитет».
Вывод: По результатам проведенного анкетирования, можносказать, что меньше четверти наших одноклассников дали верный ответ на первый вопрос - 23%, а остальные ответили неверно -77%. На второй вопрос сумели дать верный ответ только 9%, и больше половины ответили неверно - 91%.
Результаты подтверждают актуальность темы проекта.
Слайд 12 Выводы по результатам анкетирования
Проведенное
анкетирование показало, что ученики нашего класса не знакомы или плохо знакомы с особенностями лексики русских народных сказок. Это подтверждает актуальность темы нашего проекта.
Слайд 13 Особенности лексики в русских народных сказках
Русская народная сказка —
произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда.
Лексика — словарный состав языка, совокупность слов, обозначающих различные предметы и явления.
Слайд 14 Еще одна неотъемлемая часть составления сказки - это эпитет и постоянный
эпитет.
Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. (Горячо любить, веселья шум, вторая жизнь).
Постоянный эпитет – это красочное определение. (Синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).
Слайд 15ЛЕКСИКА
Краткие, усечённые формы прилагательных
Красна девица, добры молодцы, сине море
Краткие формы глаголов
Хвать
(схватил), подь (пойди)
Слайд 16 Устаревшие слова – часть лексики русской сказки
ажно — даже,
али, аль — или,
алтын — в старину монета стоимостью в три копейки,
ан — а, ну,
артель — здесь: коллектив; делать что-либо артелью — объединив усилия,
архиерей — высший духовный чин,
баять — говорить, рассказывать,
беремя — ноша, охапка, сколько можно обхватить руками,
бирюк — волк,
большуха — старшая в доме, хозяйка,
боровинка, боров и на — сухое, песчаное место, суходол, пригорье,
брус — здесь: средняя балка, бревно
Веретено--веретёшечко,
верста — старая мера длины, чуть больше километра.
Слайд 17Сказочные формулы
Традиционные начало и концовка
«Жили-были», «в старые годы», «Жили долго и
счастливо», «и я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
Магическое число 3
Три желания, три сына, три превращения, тридцать богатырей, триста лет
Образы нечистой силы, злодеев
Баба Яга, Кащей Бессмертный, Кикимора
Присутствие положительных героев
Старичок-лесовичок, Мороз Иванович, золотая рыбка
Слайд 18 Построение сказки и сказочные формулы
Построение сказки - это процесс создания литературного
произведения с учётом определённого жанра, темы и идеи. Каждая волшебная сказка строится на основе определенной схемы, в каждую заложено путешествие «туда и обратно», есть зачин, тройной поворот и концовка. Сказка строится по определенному плану. План
Зачин (начало произведения).
Условия, запрет.
Нарушения условия, запрета.
Возмездие.
Магия для спасения – тройной повтор.
Спасение.
Концовка.
Слайд 19Особенности русских народных сказок
в русских сказках
печать народного быта, обычаев, порядков
народ высказывал
своё национальное мироощущение
наставление детей жизненной мудростью, пришедшей из глубины веков
хранятся знания и опыт народа
сказки
имеют нравственный, поучительный характер
проникнуты верой в силу добра, справедливости, в победу нравственного начала в человеке
Слайд 20 Жила-была бедная семья, в которой росла дочь Екатерина Прекрасная. Порой
они мерзли, ведь вся их изба1 была в трещинах. А девочка так любила мечтать, что не замечала ничего плохого вокруг себя. В ней жила уверенность, что когда-нибудь она встретит свою вторую половинку - прекрасного принца, который увезет ее вместе с семьей в прекрасный замок, и все у них будет хорошо.
Девчушка подросла и стала каждый день ходить на рынок с ягодами. В первый день Екатерина Прекрасная продала два стакана ягод, во второй - три, ну, а в третий день увидела его - прекрасного купца2 Виктора. Он купил у нее все ягоды. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. Купец проводил ее до дома и попросил у ее родителей руки их дочери. И совсем скоро Екатерина Прекрасная вместе со своей семьей отправилась наполдень3 страны в большой и красивый замок. Именно о таком всю жизнь мечтала Екатерина Прекрасная.
Сказки нашего сочинения
Екатерина Прекрасная
Слайд 21Но не тут-то было. Около ворот стояло чудовище, не пускавшее их
в замок и требовавшие взамен на проход сердце купца, который без раздумья согласился, потому что боялся, что его любимая может пострадать от лап чудовища.
Тут за него заступилась Екатерина, предложив свое сердце взамен. Услышав это, родители не остались в стороне и готовы были отдать свои сердца за дочь. Тут страшное чудовище осознало, что любовь преодолеет все преграды, и поменяло свои условия. Нужно было просто произнести волшебные слова, чтобы попасть в замок. Тут в четыре голоса они дружно закричали: «Сим Салабим, откройся». В ту же секунду чудовище испарилось и большие ворота в красивый замок открылись.
С тех пор жили купец Виктор и Екатерина Прекрасная в этом замке долго и счастливо.
1.Изба-русский срубный жилой дом, преимущественно сельский, до 17-18 века. В узком смысле слова-отапливаемое помещение, комната.
2.Купец2-лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей.
3.Наполдень - идти на юг.
Слайд 22Принц на торжище
Страшное чудовище
Красна девица
Принц и красная девица
Слайд 24 Жил-был принц. Он не мог покидать замок, потому что его обрекли
на жизнь в своих хоромах. Но однажды он нарушил запрет и отправился на торжище1, чтобы посмотреть, как живут его люди и прикупить себе тесак.2 Вот стал собираться принц на торжище, да решил он приубраться3 в обычного крестьянина. И отправился он за покупкой. Долго ли коротко ли ходил он по рынку в поисках тесака, как вдруг увидел в толпе красную девицу и сразу же горячо влюбился в нее. Не успел он подойти к ней, как потерял из виду. Долгое время принц ходил по рынку и искал незнакомку, но найти не смог.
А тем временем его матушка узнала, что он покинул хоромы и нарушил запрет. Вот она и решила проучить его. Послала хозяйка в город несколько поданных и приказала им разыскать самую красивую и добрую девушку, привести , заколдовать и заточить в плен. Так они и сделали.
Слайд 25 Как только принц вернулся, то увидел ту самую незнакомку, которую
так долго искал. Чтобы вызволить ее из плена, принц должен был пойти к чародею за тридевять земель и найти заклинание для исцеления прекрасной девушки.
Принц взял лошадь и оправился к чародею за тридевять земель. Долго ли коротко ли ехал принц. Наконец добрался до чародея, которому рассказал что приключилось. И тароватый4 чародей дал заклинание принцу, который тут же отправился в замок. Но это заклинание не помогло девице, тогда принц опять отправился к чародею, но второе заклинание тоже не исцелило ее, и только в третий раз чародею удалось дать правильное заклинание. И принц вылечил девушку.
Она оказалась самой доброй, нежной и великодушной . Вскоре принц женился на прекрасной девице, и стали они жить-поживать да добра наживать.
1.Торжище-рынок, место торговли.
2.Тесак- сабля, оружие.
3.Приубраться –принарядиться.
4.Тароватый-щедрый.
Слайд 261.Торжище-рынок, место торговли.
2.Тесак- сабля, оружие.
3.Приубраться –принарядиться.
4.Тароватый-щедрый.
2.
1.
3.
4.
Слайд 27Анализ творческой части
Сочиняя собственную сказку, мы старались следовать законам создания сказки,
использовать формулы, постоянные эпитеты, устаревшую лексику.
В сказке «Принц и красная девица» учтены следующие принципы составления сказки:
Зачин: «Жил-был принц»;
Условие, запрет: «Он не мог покидать замок…»;
Нарушения условия: «Но однажды он нарушил запрет и отправился на торжище…»;
Возмездие: «А тем временем его матушка узнала, что он покинул хоромы и нарушил запрет. Вот она и решила проучить его;
Магия для спасения – тройной повтор: «…и только в третий раз чародею удалось дать правильное заклинание»; Спасение: «И принц вылечил девушку»;
Концовка: «Вскоре принц женился на прекрасной девице, и стали они жить-поживать, да добра наживать».
Слайд 28Сказочные формулы: «Жил-был принц»; «Долго ли корото ли», «Жить-поживать, да добра
наживать».
Постоянные эпитеты: «красна девица», «чисто поле», «синее море».
Непостоянные эпитеты: «горячо влюбился», «Прекрасные хоромы», «тароватый чародей», «белогривая лошадь» и др.
Устаревшая лексика: торжище, тесак, приубраться, тароватый
Всё повествование подчинено единой теме: «Любовь принца к простой девушке»,
единой идее: «Быть добрым, смелым, не бояться трудностей, быть сострадательным».
Слайд 29
В сказке Екатерина Прекрасная
учтены следующие принципы составления сказки:
Зачин: «жила
- была бедная семья»;
Препятствие: «Около ворот стояло чудовище, не пускавшее в замок»;
Преодоление препятствия: «Тут в четыре голоса они дружно закричали: «Сим Салабим, откройся». В ту же секунду чудовище испарилось»;
Тройной повтор: «Ну, а в третий день увидела его – прекрасного купца»;
Концовка: «С тех пор жили купец Виктор и Екатерина Прекрасная в этом замке долго и счастливо»;
Сказочные формулы: «Жила-была бедная семья», «Сим Салабим, откройся», «Жили долго и счастливо».
Постоянные эпитеты: Екатерина Прекрасная, Страшное чудовище, прекрасный принц;
Непостоянные эпитеты: прекрасный замок, большие ворота, красивый замок
Единая тема: любовь купца Виктора к бедной девушке, преодоление препятствий,
Идея: быть храбрым, добрым, ничего не бояться.
Слайд 30
Итак, в своих сказках мы
использовали зачин, условия (запрет), нарушения условия (запрета), возмездие, магия для спасения - тройной поворот, спасение, концовка. Труднее всего было сочинить сказку по схеме, но нам кажется, что у нас это всё же получилось и мы довольны результатом.
Выводы
Слайд 31 Заключительный этап
Общие выводы Мы считаем, что выполнили поставленные нами цели и задачи. Собрали информацию об особенностях лексики русских сказок, научились создавать сказки по схеме, провели анкетирование среди одноклассников на знания лексики русских народных сказок, научились создавать проект и защищать его. Итак, мы можем с уверенностью сказать, что 2 часть гипотезы подтверждена.
Слайд 32
Анкета№3
(по итогам защиты проекта)
Заинтересовались ли вы лексикой русских народных сказок?
Хотите ли
вы продолжить изучение лексики русских народных сказок?
Понравился ли вам наш проект?
Желаете ли вы сочинять сказки?
Результаты анкетирования очевидны: одноклассникам понравился наш проект, они хотели бы сочинять сказки, но не все хотят продолжить изучение лексики русских народных сказок.
Источники
Аникина; Ил. И.; Воронцов В. А.; Левшин В. А; Пропп В. Я.; Янушкевич А. Русские народные сказки https://ru.wikipedia.org/wiki
Доспеть https://ru.wiktionary.org/wiki
МЕСТНЫЕ И УСТАРЕВШИЕ СЛОВА http://russkajaskazka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=175&Itemid=178