Слайд 1Презентация
Поэзия 1800 – 1810 гг
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6
Происходящие в 1800 - 1810 годы процессы кардинальной перестройки принципов и
системы поэтического мышления зарождаются еще в последней четверти предшествующего столетия.
Слайд 11
Перестройка принципов и системы поэтического мышления наиболее явно и целеустремленно видится
в творчестве поэтов - сентименталистов
Слайд 13В творчестве
Николая Михайловича Карамзина
Слайд 14В творчестве
Юрий Александрович
Нелединского – Мелецкого
(1780—1790-е гг.)
Слайд 15В творчестве
в 1770-х гг. —
Михаил Никитич Муравьев
Слайд 16
Уступая поэзии классицизма в средствах выражения гражданских, патриотических чувств, стихотворения корифеев
русского сентиментализма, согласно определению
В. Г. Белинского, «простотою своего содержания, естественностью и правильностью языка, легкостью (по тому времени) версификации, новыми и более свободными формами расположения были... шагом вперед для русской поэзии», шагом к ее «сближению... с жизнью и действительностью».
Слайд 18В стихотворных «безделках»
(баснях, сказках, посланиях, песнях и прочих «мелочах»)
И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина и других поэтов той же ориентации шло накопление элементов «нового» поэтического «слога» (стиля).
Слайд 20 «Новый» поэтический «слог» (стиль) создавался В. Жуковским, К. Батюшковым, П.
Вяземским и другими молодыми поэтами, вступившими в литературу в 1800-е гг.
Слайд 21
Молодыми поэтами начала XIX в. активно усваиваются и творчески переосмысливаются многие,
преимущественно гражданские традиции и жанрово - стилистические принципы русского классицизма, новые принципы поэтического мышления, подготовившие почву для бурного развития и расцвета русской поэзии, ее следующей, пушкинской, поистине «золотой» поры.
Слайд 24Роль Г. Р. Державина в этом процессе весьма существенна.
Слайд 25 Непосредственные отклики Г. Р. Державина на важнейшие политические события современности
- ода «На восшествие на престол императора Александра», 1801; «Глас санктпетербургского общества», 1805; «Атаману и войску донскому», 1807, свидетельствуя о жизнестойкости лучших традиций русского классицизма, оставались непревзойденными для тех лет образцами поэтического выражения гражданских и патриотических чувств.
Слайд 28Г. Р. Державин пробует свои силы в жанре баллады, вступая в
своеобразное творческое соревнование с В. А. Жуковским и стремясь привить русской балладе волшебно - сказочный элемент –
«Царь-девица», 1812;
«Новгородский волхв Злогор», 1811.
Слайд 30Г. Р. Державин работает над преобразованием поэтического слога, над приближением его
к нормам разговорной речи.
Слайд 31Открытие новых («частных») сторон русской жизни как поэтически значимых сфер —
важнейшая особенность державинской лирики 1800 —1810-х гг. — по существу выводило поэта за пределы эстетической системы классицизма.
Слайд 32
В эти годы полнее и последовательнее, чем прежде,
обнаружилась
предметно –
чувственная
основа поэтического
слога.
Слайд 33Скованная жанровыми канонами классицизма, предметно-чувственная основа поэтического мироощущения развернулась в новых,
более гибких и свободных жанровых формах идиллии, элегии, песни.
Слайд 36Этапным является поэтическая «похвала» приятностям сельской жизни
«Евгению. Жизнь Званская» (1807),
сочетающая признаки идиллии, послания и элегии.
Слайд 38«Живописи» акварельных «полутонов», лирике сложнейшие психологические состояния и меланхолические резиньяции, выражены
в знаменитых элегиях В. А. Жуковского
«Сельское кладбище» (1802) и «Вечер» (1806).
Слайд 42 Поэзия Г. Р. Державина определила собою одно из важных направлений
русской поэзии XIX в. и получила его развитие в творчестве младших его современников - Д. Давыдова в особенности, раннего Пушкина.
Слайд 43Влияние Г. Р. Державина ощутимо сказалось у
В. А. Жуковского, взявшего
в свою очередь на «вооружение» поэтические находки
«Жизни Званской» в своей «Славянке».
Слайд 44Традиции Гавриила Романовича Державина продолжают
поэты – декабристы
Слайд 47
Г. Р. Державин не создал новой поэтической системы.
Его открытия
распадаются на множество отдельных находок, частностей, которые соседствуют с неудачными стихами, с риторическими фигурами и с маловыразительными образами.
Слайд 49А. С. Пушкин писал «о яркой неровной живописи Державина».
Слайд 50
В. Г. Белинский писал о Г. Р. Державине с большей исторической
дистанции: «Поэзия Державина была блестящею и интересною попыткою, для успеха которой не были готовы ни русское общество, ни русский язык, ни образование самого поэта...»
Слайд 52В. Г. Белинский выдвинул тезис: «Державин — это не вовремя
явившийся Пушкин».
Слайд 53
Взятая в целом поэзия начала века представляла собою противоречивую по своим
устремлениям,
динамическую
картину.
Слайд 56 В поэзии начала века ещё действовала инерция устоявшихся поэтических
форм, проявлявшая свою жизнеспособность,
еще не исчерпавшая
себя до конца элементы
прежней
художественной системы.
Слайд 59
Возникали в поэзии начала века явления промежуточные, сочетающие старые эстетические принципы
с поиском новых творческих возможностей и заявляли о себе новаторские устремления, которые в конце концов привели к возникновению новой поэтической системы.
Слайд 62Шло движение от классицизма и сентиментализма к романтизму, с развитием
которого и связано появление этой новой поэтической системы.
Слайд 64По этому пути двигались поэты, объединённые принадлежностью к «Вольному обществу любителей
словесности, наук и художеств» (1801—1807).
Слайд 65Один из наиболее заметных поэтов той же группы — Гавриил Петрович
Каменев - автор одной из ранних русских 1804- далеко не случайно был назван А. С. Пушкиным первым русским романтиком.
Слайд 66 Радикально настроенные поэты «Вольного общества»
(идейная платформа которого уходит своими
корнями в русское просветительство XVIII в.)
сознательно ориентируются на иные, сугубо национальные образцы, на радищевские традиции, хотя и не воспринимают их в полном объеме.
Слайд 68
Радикально настроенным поэтам «Вольного общества» остается более или менее чуждым революционный
пафос творчества А. Н. Радищева, идея неизбежности крестьянской революции и непримиримая вражда с самодержавием, особая острота и сила гражданского чувства, глубина общественных эмоций.
Слайд 70Лирика поэтов «Вольного общества» насыщена острыми злободневными намеками, живыми реалиями, почерпнутыми
из современных политических споров.
Слайд 71Отличительной чертой лирики
поэтов - радищевцев
становится открытая, подчеркнутая программность их
стихотворений.
Слайд 72Гражданская тема трактуется поэтами «Вольного общества»
в возвышенном,
героическом
плане.
Слайд 74Патетика достигается эмоциональной насыщенностью стиха, декламационно - ораторской интонацией и нарочитой
архаизацией лексических средств.
Слайд 75
Деятельность поэтов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» способствовала интенсивному
развитию гражданственных устремлений додекабристской лирики, сближению ее жанрово - стилистического и образного строя с общественно - политической, освободительной мыслью времени.
Слайд 76Но гражданское сознание поэтов
«Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»
опережает их
эстетический
опыт.
Слайд 77 Не выдвинув из своей среды поэта значительного художественного масштаба, участники
«Вольного общества» нащупывают те пути, по которым пойдет в дальнейшем эволюция русской гражданской лирики и в особенности поэзия декабризма.
Слайд 78Михаил Васильевич Милонов
И
Николай Иванович Гнедич
внесли в поэзию
в целях политического иносказания античные и библейские мотивы.
Слайд 79Они противопоставили разумные законы, царящие в природе, равнодушию и эгоизму в
общественной жизни людей, подчеркнули мысль об ответственности каждого за нарушение исконных человеческих прав на свободу.
Слайд 81Стихотворение Н. Гнедича «Перуанец к испанцу» (1805) содержало прямой призыв к
борьбе с тиранией.
Оно и имело широкое распространение в декабристской среде.
Слайд 84
Общие закономерности литературного развития, прослеживаемые на материале гражданской лирики 1800—1810-х гг.,
определяются активизацией национального самосознания, оставившей глубокий след во всех областях русской жизни этого времени.
Слайд 87
Чувствовался антикрепостнический рост индивидуального сознания, стремление личности к постижению своего внутреннего
мира и утверждению его самоценности, обращенных к сфере частной, индивидуальной жизни.
Слайд 89 Осмысляя причины перемен, К. Батюшков в «Речи о влиянии легкой
поэзии на язык» (1816) заявлял: «Так называемый эротический и вообще легкий род поэзии воспринял у нас начало со времен М. В. Ломоносова и
А. П. Сумарокова».
Слайд 90 К. Батюшков в «Речи о влиянии легкой поэзии на язык»
писал: «Опыты … предшественников (М. В. Ломоносова и Сумарокова ) были маловажны: язык и общество еще не были образованы».
Слайд 91Расцветала легкая поэзия
Ипполит Фёдорович Богданович
Слайд 92Расцветала легкая поэзия
Иван Иванович Дмитриев
Слайд 93Расцветала легкая поэзия
Иван Иванович Хемницер
Слайд 94Расцветала легкая поэзия
Иван Андреевич Крылов
Слайд 95Расцветала легкая поэзия
Николай Михайлович Карамзин …
Слайд 96В. Г. Белинский замечает:
«...сочинения всех этих поэтов принесли свою пользу
в деле образования стихотворного языка; но нет и в том сомнения, что между их стихом и стихом В. Жуковского и
К. Батюшкова легло море расстояния и что „Душенька“ Богдановича, сказки
И. И. Дмитриева, горацианские оды Капниста, подражания древним Мерзлякова, стихотворения Востокова, Муравьева, Долгорукова, Воейкова и В. Пушкина… только до появления В. Жуковского и К. Батюшкова могли считаться образцами легкой поэзии и образцами стихотворного языка».
Слайд 98В. А. Жуковский «далеко продвинул вперед... русский язык, придав ему много
гибкости и поэтического выражения».
Слайд 99«К. Н. Батюшков вместе с Жуковским был преобразователем стихотворного языка, т.
е. писал чистым, гармоническим языком».
Слайд 100
П. А. Плетнев касался только «технической стороны» преобразования стихотворного языка.
На деле же реформа носила, несомненно, более глубокий характер.
Она учитывала потребности поэзии в существующем преобразовании самых основ поэтического мышления, в создании нового образного строя.
Слайд 102
Превращение поэтического слова из средства актуализации рационально постижимых, известных, общепризнанных ценностей
общественного сознания и бытия в средство выражения и утверждения самоценности внутреннего мира «частного» человека, независимо мыслящей и чувствующей личности, ее субъективного видения мира явилось основным достижением и магистральной тенденцией поэтического мышления 1800—1810-х гг.
Слайд 105 Оно сообщает совершенно новые функции не только метафоре, но и
эпитету.
Он становится подчеркнуто субъективным, эмоционально значимым, фиксирующим различные и тончайшие оттенки того или иного индивидуального мировосприятия.
Слайд 109 «Эпитет в традиционном узком значении поэтического тропа исчезает в эпоху
романтизма, — пишет В. М. Жирмунский, — и заменяется индивидуальным, характеризующим определением».
Слайд 112 Слово не теряет своего предметного значения, но приобретает многозначный поэтический
подтекст, формируемый богатством ассоциативных связей.
Слайд 113 Вторая половина 1810-х — начало 1820-х гг. характеризуется стремительным созреванием
таких новых течений, как
Слайд 114«романтики - классики»
(неоклассицисты)
Слайд 120 К концу 1810-х гг. романтизм прочно завоевывает основные позиции в
русской поэзии, создает свою систему жанров, закладывает основы самостоятельной эстетики, добивается первых ощутимых успехов в критике.
Слайд 122 1820-е гг. составляют новый этап в развитии поэзии, связанный с
деятельностью
А. С. Пушкина, поэтов его круга и поэтов - декабристов.