Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению
Слайд 5Требование № 1 – объем
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное
количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачѐт» за невыполнение требования № 1 и «незачѐт» за работу в целом.
Слайд 6Требование №2 – самостоятельность
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст)
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачѐт» за невыполнение требования №2 и «незачѐт» за работу в целом.
Слайд 7Критерии оценивания
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
______________________________________
Критерий
3. Композиция и логика рассуждения
Критерий 4. Качество письменной речи
Критерий 5. Грамотность
Слайд 9Методика написания итогового сочинения
Слайд 10Сочинение – это размышление
по поводу:
1.Как изображен литературный персонаж
2.Почему он так
поступает
3. Какие морально – этические понятия осмысливает писатель.
Слайд 11
4. Какие проблемы поднимает автор.
5. Почему эти проблемы остаются актуальными в
наши дни.
Слайд 12Выбор темы сочинения
1. Определите, какая тема кажется вам наиболее конкретной
и понятной, интересной.
2. Подумайте, какой литературный материал поможет раскрыть в полной мере выбранную тему.
Слайд 13Композиция сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Идея будущего сочинения и основные
тезисы.
II. Основная часть — 200- 250 слов.
Тeзис 1 Аргумент
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2 Аргумент
Микpoвывoд
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
Слайд 14Работа над сочинением
Понятийный анализ темы
1.Выделить ключевые
2. Переформулировать
слова в формулировке тему в ряд вопросов и
темы(1 – 3), раскрытию их ответить доказательно
будет посвящено на каждый из них в
сочинение. основной части.
Слайд 15Варианты вступления
Биографическое
Историческое
Аналитическое
Сравнительное
Обществоведческое
Слайд 16Варианты вступления
Биографическое
Историческое
Аналитическое
Цитатное
Личностное
Слайд 17Основная часть
Основная часть – ответы на вопросы, в которые была
переформулирована тема.
Каждая мысль – новый абзац.
Каждый абзац – это тeзис , аргумент (ссылка на текст), микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo).
Если прочтение предложений, начинающих каждый абзац, представляет собой краткий пересказ основного содержания сочинения, значит, абзацы выделены верно!!!
Слайд 18Основная часть
Тезис - прямое выражение главной мысли
Слайд 20Типичные ошибки
Пересказ произведений.
Изложение сведений, не имеющих отношения к теме.
Отсутствие логического перехода
(«мостика»).
Слайд 21Как построить «мостик»?
1. Риторический вопрос
2. Прямая связь
3. Переход-соединение
4.
Переход- противопоставление
5. Внутренняя связь.
Слайд 22Как построить «мостик»?
Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем
формулировка новой мысли.
1.Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?
2.Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.
3.День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.
Слайд 23Заключение
Заключительная часть должна перекликаться со вступлением.
Но если во вступительной части
главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказывается полно и достаточно подробно.
Кольцевая композиция.
Слайд 24Варианты заключения
Обобщение сказанного
Призыв к читателю
Цитата
Нравственный вывод
Риторический
вопрос
Слайд 25Выражение личной позиции
Вряд ли следует удивляться тому, что…
В литературе уже было
обращено внимание на …, но...
Возникает вопрос:…
Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью, утверждать, будто...
Но здесь всё гораздо сложнее
Логично ли…?
Конечно, … претерпят изменения.
Слайд 26Направления 2019 года
1. «Война и мир» – к 150-летию великой
книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Слайд 27«Война и мир» – к 150 –летию великой книги
Что есть
зло? Что есть добро?
Тема истинного и ложного патриотизма в романе.
Семья Болконских и семья Ростовых в романе.
Внутренняя красота человека в романе.
Кутузов и проблема "простоты, добра и правды" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого?
Слайд 28«Война и мир» – к 150 –летию великой книги
Роль "Эпилога"
в романе Л.Н. Толстого.
Что значит быть патриотом?
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого.
Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого.
Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце.
Кто из героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" вам особенно близок и почему?
Слайд 29Надежда и отчаяние
Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать
в отчаяние.
Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
Что помогает человеку справиться с отчаянием?
Почему нельзя впадать в отчаяние?
Слайд 30Надежда и отчаяние
В чем проявляется отчаяние?
Если бы вы знали, что
отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
Слайд 31Надежда и отчаяние
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
М. Булгаков «Мастер
и Маргарита»
М. Шолохов «Судьба человека»
А. Куприн «Гранатовый браслет»
К. Симонов «Жди меня»
Н. Гоголь «Шинель»
А. Островский «Гроза»
А. Чехов «Тоска»
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Слайд 32Надежда и отчаяние
А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
В. Астафьев «Васюткино
озеро»
К. Паустовский «Телеграмма»
К. Воробьев «Это мы, Господи!», «Немец в валенках»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Слайд 33Добро и зло
Что такое доброта?
Чем доброта отличается от милосердия?
Нужно ли
сдерживать в себе доброту?
Как человек может воспитывать в себе доброту?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
Роль добра в жизни каждого из нас
Слайд 34Добро и зло
Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла —
бездействие доброго человека"?
Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
В чем проявляется зло?
Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
В чем проявляется истинная доброта?
Может ли злой человек стать добрым?
Слайд 35Добро и зло
Л. Толстой «Война и мир»;
Ф. Достоевский «Преступление и
наказание
А. Солженицын «Матрёнин двор»
В. Шукшин «Чудик»
К. Паустовский, «Телеграмма»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
В. Распутин «Уроки французского»
Ф. Искандер «Возмездие»
Слайд 36Добро и зло
А. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»
А. Чехов «Злоумышленник»
А.
Грин «Зеленая лампа»
В. Тендряков «Хлеб для собаки»
В. Железников «Чучело»
Л. Андреев «Кусака»
В. Быков «Сотников»
В. Осеева «Бабка»
Слайд 37Гордость и смирение
Чем отличается гордость от гордыни?
Как отличить гордость от
высокомерия?
Какого человека называют гордым?
Гордость - это положительное или отрицательное качество?
Гордость или смирение обогащают личность?
Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
Слайд 38Гордость и смирение
Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление
эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
Как связаны гордость и эгоизм?
Что такое смирение?
Может ли гордость навредить человеку?
Слайд 39Гордость и смирение
М. Лермонтов «Мцыри»
И. Тургенев «Отцы и дети»
А. Пушкин
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Н. Гоголь «Шинель»
А. Солженицын «Матренин двор»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
А. Платонов «Юшка»
А. Чехов «Размазня»
В. Шукшин «Срезал»
Слайд 40Он и она
Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
Счастливый брак зависит
не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
Слайд 41Он и она
Когда можно простить измену в любви?
Как вы понимаете
смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
Легко ли быть любимым?
Слайд 42Он и она
"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. Пушкин
"Мастер и Маргарита«
М. Булгаков
"Преступление и наказание" Ф. Достоевский
«Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Холодная осень», «Легкое дыхание», «Солнечный удар» И. Бунин
«Гранатовый браслет», «Олеся» А. Куприн
«Алые паруса» А. Грин
«Живи и помни» В. Распутин
«О любви» А. Чехов