Слайд 1Подготовка к ГИА по литературе
Слайд 4ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ
Изучение творческого пути писателя, прозаических и
стихотворных произведений
выразительное чтение художественных, научно-популярных, публицистических произведений.
рассказ о писателе в форме сообщения, доклада, лекции.
составление тезисов прочитанного.
Слайд 55-7 классы
Выявление изобразительно- выразительных средств характерных для изучаемого произведения УНТ
Составление по
данному образцу или подробному плану-вопроснику анализа какого-либо изобразительного средства, употребляемого в изучаемом произведении
Чтение изучаемых произведений как способ формирования умения использовать выявленные изобразительные средства в речевом общении;
Слайд 65-7 классы
Как способ формирования умения использовать выявленные изобразительные средства в речевом
общении; как способ формирования читать вдумчиво, аналитически; как способ формирования интонационных умений: выбор темпа речи, громкости голоса, его окраски в зависимости от условий контекста и речевой ситуации
Слайд 75-7 классы
Установление связи задач произведения с использованием конкретных языковых средств
Обоснование выбора
указанного или выявленного изобразительного средства условиями контекста, идеей произведения.
Сопоставление разных вариантов одного сюжета, выявление причин различного речевого оформления
Слайд 85-7 классы
Составление плана былин, сказок: простого, сложного, цитатного
Устный рассказ по иллюстрациям
к сказкам, мифам, былинам, о жизни литературного героя, о характере героя.
Выявление языковых особенностей рассматриваемого произведения для аргументации своего вывода , составление, редактирование разных вариантов речевого оформления аргументов, образцов построения обоснования своей точки зрения.
Слайд 95-7 классы
Частичный анализ языковых средств изучаемого произведения или фрагмента (цветовые прилагательные
или особенности употребления глагольных форм, или выявление закономерностей употребления повторяющихся слов).
Использование составленных ранее образцов аргументации для речевого оформления обоснования оценки; составление новых речевых «штампов»-аргументов.
Слайд 105-7 классы
Сопоставление речи разных персонажей данной сказки. Выявление характерных для того
или иного героя лексико-грамматических интонационных средств. Составление развернутого ответа на вопрос о причинах употребления в речи какого-либо .персонажа данного слова или выражения.
Составление по данному плану или образцу фрагментов речевых характеристик персонажей.
Сочинение частушек по заданной теме и рифмам, свободное сочинение.
Слайд 115-7 классы
Инсценирование фрагмента произведения: по модели учителя, свободное на вопрос. Составление
киносценария по эпизоду произведения.
Составление рассуждения-объяснения, развернутого аргументированного ответа.
Составление собственных описаний или их элементов по личным наблюдениям, по картине, по аналогии с рассматриваемым текстом.
Определение роли выявленного рассуждения, описания, повествования в изучаемом тексте.
Слайд 125-7 классы
Написание изложения по прочитанному тексту с элементами сочинения.
Сочинение – рассказ.
Выявление
в художественном тексте элементов всех типов речи, определение их роли в произведении.
Выразительное чтение
Чтение по ролям
Сочинение – индивидуальная характеристика. Отзыв
Составление сценария игры-путешествия, сочинение комикса, киносценария – групповая работа.
Слайд 138-9 классы
Составление схемы (плана) построения текстов разных типов, их взаимооценка.
Соотнесение текста
какого-либо типа с соответствующими языковыми средствами.
Построение алгоритма выбора языковых средств в продуцируемом тексте в соответствии с условиями речевой ситуации.
Развернутый ответ на вопрос о необходимости внимательного, вдумчивого чтения выдающихся произведений художественной литературы; умения видеть точность, меткость, образность, своеобразие лексических средств; умения отмечать необычность построения фраз, структурных частей.
Слайд 148-9 классы
Составление плана(сложного) ответа на данный вопрос; прослушивание и взаимоанализ.
Выразительное чтение
– как результат проведенного анализа речевой ситуации.
Характеристика специфических особенностей речи героев (данных в ремарках и в ходе анализа речевых ситуаций). Выявление авторской позиции в речи героев.
Составление развернутого ответа на вопрос, выражающий отношение ученика к этой позиции.
Слайд 158-9 классы
Составление рассуждения (размышления, доказательства, объяснения).
Собирание материала для анализа эпизода: тема,
цель героя, задача драматурга; языковые средства
Сочинение-пересказ явления, с элементами оценки и анализа
Анализ по лану лексических или синтаксических особенностей текста.
Слайд 168-9 классы
Подготовка развернутого ответа аргументированного ответа на вопрос, касающийся особенностей построения
«Слова…», отдельных его частей; особенностей употребления лексических (синтаксических, интонационных) средств.
Выявление в тексте конкретных языковых средств (по указанию учителя), определение их роли в данном контексте; сопоставление особенностей употребления одного какого-либо средства в разных контекстах.
Слайд 178-9 классы
Различение книжных стилей и разговорной речи.
Частичное исследование (лексики и грамматики)
языка художественного произведения по данному плану; составление памятки изучения языковых особенностей художественного текста; собирание материала (наблюдение) для определения стиля рассматриваемого произведения.
Составление плана речевой характеристики. Составление речевой характеристики по данному плану.
Использование фрагментов речевой характеристики (в качестве аргументов) в рассуждениях о нравственных проблемах, отраженных в изучаемых произведениях.
Слайд 188-9 классы
Ответы на проблемные вопросы.
Чтение по ролям.
Сжатые пересказы отдельных эпизодов, явлений.
С
оставление сборников по заданным темам (групповая работа)
Коллективное составление рекомендаций по формированию речевой культуры.
Анализ и оценка речевого поведения героев.
Собирание «крылатых» выражений, употребленных писателем в произведении.
Слайд 198-9 классы
Чтение критических статей
Составление текста-рассуждения о своеобразии использования какого-либо языкового средства
в изучаемом произведении.
Определение общего характера лексики в конкретных типах текстов.
Сопоставление языковых средств, характерных для определенного типа речи в разных произведениях.