Слайд 1
Образа автора в философском цикле «Крохотки»
Выполнили работу
Галета Виктория и Надюк Оксана,
ученицы 10 Б класса МБОУ
«СОШ №1 г. Калининска
Саратовской области»
Руководитель Зименкова О.В.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2 Пришёл я в мир сей,
Чтобы невидящие
видели…
Евангелие от Иоанна. 9,31 (1, стр.1102)
Слайд 3 Творчество Солженицына вызывает глубочайший интерес, потому что на
первый план в его произведениях выдвигаются вопросы всечеловеческие, философские, которые не оставляют равнодушными людей всех поколений
Слайд 4А.И. Солженицын оставил нам в наследие романы и повести, публицистические статьи
и художественные исследования. Особый же интерес читателя вызывают лирические миниатюры. Их он называет «крохотками»
Слайд 5
Что представляют собой «крохотки»? Солженицын в своих
миниатюрах на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолётных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем.
Слайд 6 Со свойственной ему сдержанностью Солженицын открывает свои заветные
думы — о свободе, о боли за Россию, о радости жить и дышать, об освобождении от страха смерти, о красоте и творчестве.
Слайд 7 И еще в «крохотках» с особой непосредственностью обнаруживается
свойство всего творческого видения мира, присущее Солженицыну и связанное с его поистине уникальным духовным опытом, накопленным за его жизнь, — страдальную, тяжкую, праведнически высокую и чудом для нас спасенную
Слайд 8 Побывавшему за чертой и вновь вернувшемуся к земной
жизни, как никому другому, дано с небывалой остротой, словно впервые, ощутить сладость жизни в ее простейших, первичных и фундаментальных радостях, как радость дышать:«Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше» («Дыхание»)
Слайд 9
Подытоживая свои размышления, повествователь утверждает, что в жизни можно довольствоваться
самым необходимым, можно смириться с неудобствами и недостатками, но без воли жить нельзя.
Слайд 10 Подобное восприятие жизни как вернувшегося дара, в разных
своих оттенках и гранях, раскрывается в «Вязовом бревне» образом нежданно проклюнувшегося свежего ростка из бревна - символом неодолимости жизненного начала.
Слайд 11 Опыт «воскресшего» сообщает писателю необычайный ракурс видения людей
и вещей, позволяющий под новым углом зрения заметить нелепости, абсурд человеческой жизни Выразительна в этом отношении крохотка «Способ двигаться», содержащая ироническую насмешку над современным способом передвижения, гротескный образ нашего всеобщего любимца, автомобиля — «безобразнейшего из творений Земли, на резиновых быстрых лапах, с мертвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатого железным ящиком».
Автор с присущей ему прозорливостью предвидит будущее людей, суетность жизни.
Слайд 12
Неприязнь Солженицына к современной технике ощутима и в миниатюре «Утенок». Иронизируя
над стремлением современников подчинить себе мир космоса, писатель в полемическом задоре восклицает:“Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...”
Слайд 13 Все больше писателя волнуют всечеловеческие, философские вопросы. Это
и раздумья о сути красоты, о свободе, о вере и безверии, о смерти («Озеро Сегден», «Путешествие вдоль Оки», «Мы-то не умрём!» и др.). Но они, эти проблемы, всегда тесно, иной раз напрямую, соединены с социальными узлами жизни, жизни под прессом «земной власти».
Слайд 14
Не может А. И. Солженицына не волновать и духовный и нравственный
упадок людей: в «Прахе поэта» писатель задумывается над его истоками. И делает вывод - причиной морального падения людей является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями.
Слайд 15 Творчество и его внутренняя почва — особое, утреннее
состояние души, — своеобразно раскрываются в миниатюре «Утро»: «Что происходит за ночь с нашей душой? В недвижной онемелости твоего сна она как бы получает волю, отдельно от этого тела, пройти через некие чистые пространства, освободиться ото всего ничтожного, что налипало на ней или морщило её в прошлый день, и даже в целые годы. И возвращается с первозданной снежистой белизной. И распахивает тебе необъятно покойное, ясное утреннее состояние».
Слайд 16
Задумывается автор и о старости. Солженицын убежден: старенье — вовсе не
наказанье Божье, в нем «своя благодать и свои тёплые краски». В крохотке «Старение» писатель подытоживает свои размышления: «ясное старение», видится художнику путем «не вниз, а вверх».
Слайд 17 Удивительно, что писать «крохотки» Солженицын мог только на
родине. А, может, это и закономерно: столь сокровенные мысли могут ложиться на бумагу только в местах, где душа чувствует единение с родными местами, а мысли будут понятны каждому.
Слайд 18
«Крохотки» Солженицына не похожи на подобные произведения И.С. Тургенева, А. Ремизова,
В. Солоухина именно образом автора – беспокойного, неугомонного, переживающего о самом дорогом для него – о России
Слайд 19Источники информации
Лидия Колобаева «Крохотки»//Литературное обозрение. - 1999. -№ 1. - С. 39–44
2.
http://project.1september.ru/work.php?id=588654
http://www.solzhenitsyn.ru/o_tvorchestve/articles/wor...
http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5282----lr--
http://lit.1september.ru/article.php?ID=199703001