Презентация, доклад по теме Древнерусская литература

Содержание

Цель урока : дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...» развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанномуобучать составлению цитатного плана.

Слайд 1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь

ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА


Древнерусская литература .
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»

Учитель русского языка и литературы  МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь  ЛЯШЕНКО

Слайд 2Цель урока :
дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных

особенностях летописи
ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
обучать составлению цитатного плана.
Цель урока : дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи ознакомить с созданием и

Слайд 3Планируемые результаты изучения темы:




Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и

анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Планируемые результаты

Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.Метапредметные УУД (универсальные учебные

Слайд 4
988 год-принятие Христианства на Руси
Князь киевский Владимир Святославович




необходимость в распространении книг





988 год-принятие Христианства на РусиКнязь киевский Владимир Святославовичнеобходимость в распространении книг

Слайд 5Рукописные книги
Писали на пергаменте.
Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.
Книги стоили очень

дорого.
Хранились в монастырях
Рукописные книги Писали на пергаменте.Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.Книги стоили очень дорого.Хранились в монастырях

Слайд 6













Начало

письменности
у восточных славян связано
с Крещением Руси в 998
году во время княжения в
Киеве Владимира Святославича,
внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии,
где братья Кирилл (ок. 827—869) и
Мефодий (ок. 815—885)
создали славянскую азбуку и впервые
перевели богослужебные книги с греческого
на церковнославянский язык.       Вместе с письменностью на Русь
пришли различные жанры
византийской христианской литературы: 
житие, поучение, слово.
Начало письменности у восточных славян связано с

Слайд 7
Древняя письменная литература делится на
светскую и

церковную.
Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
Древняя письменная литература делится на светскую и  церковную.    Последняя особое

Слайд 8 Особенности ДРЛ:
Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
Художественные образы находились под

влиянием церкви. В основном – подвиги святых


Особенности ДРЛ: Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном

Слайд 9 Жанры ДРЛ:
Летописи
Хождение
Поучение
Послание

Жанры ДРЛ: Летописи Хождение ПоучениеПослание

Слайд 10Летопись
      В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава

Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.       Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.
Летопись       В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита,

Слайд 11 Поучение Владимира Мономаха»

Литературный памятник,

относящийся к XII веку. Он был написан Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.
Поучение Владимира Мономаха»        Литературный памятник, относящийся к XII веку.

Слайд 12«Повесть временных лет» -
первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит

«временных»? Минувших, давно прошедших.
В это произведение включены легенды,
предания.
В них нашли отражение такие темы,
как национально-
патриотическая,
борьбы княжеств
за объединение
и другие.
«Повесть временных лет» -первый памятник литературы, дошедший до наших дней.Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это

Слайд 13ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Мотивы «Повести…»:

Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли, о

населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.


ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ Мотивы «Повести…»:Сведения о происхождении славянОписание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах

Слайд 14«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
    Повествование о подвиге

отрока-киевлянина начинается словами:
«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.
В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,
а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.     

 Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.       


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»      Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:

Слайд 15Понятия и термины
Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет.

В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.  Ладья –средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом 
Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
Воевода – предводитель дружины
Дружина – отряд воинов на службе у князя
«Я муж его»…   я служу князю
«в сторожах» – с передовым отрядом
Отчина – земля отцов, родина
Сокрушался – сильно печалился
Княжичи – дети князя
Понятия и терминыОтрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских

Слайд 16БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
  Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?

Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
Что помогло отроку справиться с заданием
воеводы?
Какие черты характера вы увидели в отроке? 
Какая тема пронизывает это произведение?
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:   Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события? Какой подвиг совершил отрок-киевлянин? В чем

Слайд 17 Андрей Иванович Иванов











Иванов А.И. Подвиг молодого

киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей

А

Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.

Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.

Андрей Иванович Иванов  Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами

Слайд 18 Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» 
Какое положение

занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? 
Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? 
Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? 
 Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»  Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа

Слайд 19РЕФЛЕКСИЯ
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Материал урока мне был

полезен / бесполезен
3.Урок был интересен/скучен
4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным



РЕФЛЕКСИЯ 1.На уроке я работал активно / пассивно2.Материал урока мне был полезен / бесполезен3.Урок был интересен/скучен4.Домашнее задание

Слайд 20Домашнее задание
1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.


Домашнее задание1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть