• окказионализмы, образованные с помощью суффиксально-постфиксального способа (1 единица);
• окказионализмы, образованные с помощью постфиксального способа (1 единица).
30
50
70
КОННОБÓРЕЦ
Уникальный в своём роде суффикс -ец-, а также -н- и основы -кон- и -бор- помогают образовать не менее важное по значению слово «конноборец». Выдуманное автором в стихотворении «Определение творчества», оно помогает раскрыть главную идею автора относительно человеческой жизни: многое в ней – игра, следует только уметь победить, а кому-то даже стоит это попробовать сделать с помощью того же творчества или даже умения мыслить и фантазировать.
МНОГОГÓРБЫЙ
Это слово – одно из самых красочных и ярко передающих атмосферу поэтической ситуации, в которой оказался лирический герой. Основы -мног- и -горб- позволяют вообразить достаточно пессимистичный, но вместе с тем и величественный образ метели, пурги, которая занимает огромное художественное пространство и символизирует некую стихийную человеческую силу или, наоборот, «железную», сверхчеловеческую силу. Эта сила господствует над всеми, заставляя их покориться ей.
ИССУРЬМИТЬ
Как известно, сурьма – это краска, в данном же стихотворении читателя охватывает волшебное влияние красок природы, к корню -сурьм- добавляются отчасти древняя приставка -ис- и суффиксы -и-, -л-. Строки с помощью окказионализма-глагола будто очеловечивают осень, её свойства приукрашать жизнь не дают покоя тому человеку, к которому обращается сам герой. Людям предлагается не вмешиваться и не вдумываться глубоко о прекрасной поре года, а просто наслаждаться ей максимально долго.
ЮНЯСЬ
В художественном тексте с названием «О детство! Ковш душевной глуби!» Пастернак употребляет примечательное слово «юнясь», где корень -юн- «обогащается» суффиксом -я- и постфиксом -сь-. Образуется редкое по своей природе деепричастие, выражающее неприятие такого вредного в обществе явления как клевета, которая проникла уже, кажется, в самую глубь человеческой жизни, растворившись во всех её проявлениях.
ИСПОЛНЬСЯ
А вот окказионализм «исполнься» в стихотворении «Так начинают. Года в два…» словно связывает манеры человека с природой, в которой «так ночи летние, ничком…//…упав в овсе с мольбой: исполнься». Герой допускает мысль, что очеловеченная природа может быть также иногда слаба и полна желаний, порой даже недопустимых, но которые нужно пресекать и контролировать всеми силами. Ничего не способно исполняться само по себе, как намекает на это постфикс -ся-.
В результате работы получено следующее:
рассмотрен и зафиксирован приём «окказионализм» в лирике Бориса Пастернака;
произведена попытка краткого анализа его произведений с целью более глубокого раскрытия темы;
намечены пути дальнейших исследований окказионализмов в лирике Б.Л. Пастернака и других поэтов.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть