Слайд 1Мифологическая символика слов и образов пушкинского вступления в поэме « Руслан
и Людмила»
«Сказка не пустая складка,- писал фольклорист, литературовед и этнограф 19-го века А.Н. Афанасьев,- в ней, как и вообще во всех создания целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренно уклонения от действительности мира».
Презентация подготовлена учительницей
русского языка и литературы
МКОУ СОШ№2 Оказовой А.В.
Слайд 3Ресурсы:
https://ru.wikipedia.org
Журнал «Литература в школе».
http://hallenna.narod.ru/
Слайд 4 Приобщение к творческому наследию А.С. Пушкина начинается со сказок. Сам
по себе этот факт глубоко символичен: сказка, миф лежат в основе современных знаний о мире, о явлениях природы и общественной жизни.
Слайд 5Сказки великого русского поэта, как и любые другие сказки, обычно изучают
в аспекте идейно-содержательном и с целью познания их поэтики и стиля.
Однако приобщение к сказкам (к сказкам Пушкина в том числе) не стоит ограничивать подчеркиванием в них социальных мотивов.
Слайд 6 В чём феномен сказки? Чем объясняется то очарование сказкой,
которое охватывает порой не только детей, но и взрослых?
Рискнем утверждать, что сущность сказки составляет не идейное содержание, а знаковая символика. Это – «ядро» сказки, в котором и сокрыт её феномен. Оно сродни Кощеевой тайне, заключенной в яйце, которое – в утке, утка же – в зайце, заяц – в сундуке, сундук – на дереве, а дерево – на острове или на берегу моря – океана. Здесь все значимо, всё символично.
Слайд 7 Мифологическое мышление – самая древняя, первая форма общественного
сознания. Обращаясь к сказкам , мы вглядываемся вовременную даль. «Там лес и дол видений полны…» и это действительно так. Символика мифологического мироощущения заключена именно в «видениях» и «чудесах»,«следах невиданных зверей»,
«избушке на курьих ножках», «зеленом дубе со златой цепью»,«ученом коте» и «буром волке».
Слайд 8Пушкин хорошо знал различные традиционные обряды, приметы и поверья и даже
посвятил их значимости в жизни человека стихотворение «Приметы».
Идею «справедливости» эволюции цивилизации Пушкин невольно, в образно форме передает в следующих строках пролога к поэме «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Слайд 9 Кот ходит именно по кругу. Круг в глубокой древности почитался,
наряду с крестом и центром, в качестве священной фигуры. Круг,
прежде всего, является символом бесконечности времени и
вечности Божества, Вселенной, символом святости.
Движение кота в сказке «Руслан и Людмила» по кругу
проявляется в том, что он идет одновременно и направо, и налево:
Идет направо – песни заводит,
Налево – сказку говорит…
С Символика говорения кота при
движении также заслуживает
внимания.
Слайд 10 «Златая цепь» на дубе, вокруг
которого ходит «ученый кот», усиливает понятие круга («оцепление», замыкание , очерчивание
пространства, кругового движения, круговорота во Вселенной).
Дуб (образ «мирового дерева») здесь символизируется центр
Вселенной. Дерево – это ось вертикальная, соотносимая с мужским
началом. Земля,с которой пересекается дерево,–это горизонтальная
линия, символизировавшая женское начало. Место пересечения
этих осей осмыслялось как единство Неба и Земли и символизи -
ровало Мировой разум , Божество (крест) .
Вот почему под деревьями,
чаще всего священными дубами,
ставили идолов , здесь же
совершались ритуалы,
обращения к Богу.
Слайд 11 Не должно удивлять нахождение дуба («мирового дерева») не
где-нибудь ,а в сказочном лукоморье. Лукоморье – это буквально «изгиб(лука) морского берега».Таким образом лука моря является символом творческого , деятельного начала.
Небезынтересным представляется и то , почему вокруг «мирового дерева» ходит именно кот. В «Слове о полку Игореве» Баян вещий «растекался» мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Он тоже «творил» песни, превращаясь, перевоплощаясь в белку (мысль, мысль) волка и орла.
Так что кот – это тот же Баян или иной сказитель, издающий звуки.
Слайд 12 Образ «ученого кота» в пушкинских строках является отголоском древнейших тотемистических
представлений. Кот –
«ученый», и предок в мифах и генеалогических преданиях предстает в виде «культурного героя», создателя огня, тех или
иных вещей, изобретателя, учителя, хранителя коллективных
знаний и коллективной памяти.
Слайд 13 Образы «зеленого дуба» и «ученого кота», сказывающего сказки,
перекликаются с иными образами пушкинских сказок. В «Сказке
о царе Салтане…» встречаются волшебная белка, грызущая под высокой елью драгоценные орешки. Вот что, в частности , видит
царь Салтан, приехавший в конце сказки на чудесный остров, в город князя Гвидона:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает,
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Слайд 14 Ель в данном случае выступает символом «мирового дерева». Ель
стабильно относили к деревьям жизни и долголетия . Белка символизирующая связь с небом, Божеством и перенесенная
вместе с елью в сказке из леса в город, под самый дворец
Слайд 15В этой сказке также заключена глубокая
символики. Но это – тема отдельного
разговора.