Презентация, доклад по русскому языку на тему: Сложные предложения с разными видами связи. (8 класс)

Содержание

Виды связи в сложном предложениисоюзнаябессоюзнаясочинительнаяподчинительная

Слайд 1ОГЭ. Сложные предложения с разными видами связи.

ОГЭ. Сложные предложения с разными видами связи.

Слайд 2Виды связи в сложном предложении
союзная
бессоюзная
сочинительная
подчинительная

Виды связи в сложном предложениисоюзнаябессоюзнаясочинительнаяподчинительная

Слайд 3Сочинительная связь обнаруживается между частями сложносочиненного предложения.
Сочинительные союзы: Однако, зато, тем

не менее, а, но, да (=а, =и) , или, и, тоже, так же, же, то... то, либо... либо, ни... ни.

Подчинительная связь обнаруживается в сложноподчиненных предложениях.
Подчинительные союзы делятся на простые и составные.
Простые: Что, чтобы, как, когда, едва, если, пока, хотя, раз, ли, будто, словно, точно, лишь, только, как будто, как только, лишь только, ибо, дабы, ежели, покамест, кабы, коли.
Составные: Потому что, оттого что, так что, вследствие того что, в связи с тем что; Для того, чтобы, с тем чтобы; По мере того как, с тех пор как; В то время когда, с тех пор когда.
Сочинительная связь обнаруживается между частями сложносочиненного предложения.Сочинительные союзы: Однако, зато, тем не менее, а, но, да (=а,

Слайд 41) Я долго не мог заснуть, а 2) за окном стучали

топорами, 3) потому что в деревню приехали дровосеки.
(1 и 2 части – союзная сочинительная связь, сочинительный союз а; 2 и 3 часть союзная подчинительная связь, подчинительный союз потому что)

1)Он думал: 2) зима скоро закончится, но 3) его зубы стучали от холода.
(1 и 2 части – бессоюзная, 2 и 3 – союзная сочинительная)
1) Я долго не мог заснуть, а 2) за окном стучали топорами, 3) потому что в деревню

Слайд 51)Снег таял, 2) птицы возвращались домой, и 3) холод постепенно отходил

от сердца.
(1 и 2 – бессоюзная связь, 2 и 3 – союзная сочинительная)

1)Так оставьте ненужные споры –
2)Я себе уже все доказал;
3)Лучше гор могут быть только горы,
4)На которых еще не бывал.

(1 и 2 – бессоюзная, 2 и 3 – бессоюзная, 3 и 4 – союзная подчинительная)

1)Снег таял, 2) птицы возвращались домой, и 3) холод постепенно отходил от сердца.(1 и 2 – бессоюзная

Слайд 6Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной

связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
35

Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого

Слайд 7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.
И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
– Откуда у тебя цветы? –спросила учительница.
–Это мне Витя подарил,(5) –спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.
3, 7

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

Слайд 8Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной

и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(12)Сергеева –артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
–(14)Ты её любишь?
–(15)Нет, –улыбнулся парень. –(16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

22

Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите

Слайд 9Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной

связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
28

Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого

Слайд 10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кровати,(2) и,(3) когда кто-нибудь наклонялся над ним,(4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
1

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного

Слайд 11В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

–Я просто хотел узнать,(1) почему она воет. Ей плохо,(2) да?
–Ты прав,(3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять,(4) а я на работе. Вот приедет моя жена,(5) и всё будет в порядке.
3,4,5

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

Слайд 12Среди предложений 5–12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(5)Во-первых,

кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.
12
Среди предложений 5–12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на

Слайд 13Среди предложений 18–25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной

связью между частями. Напишите номер этого предложения.

–(18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.
(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
–(23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!
18

Среди предложений 18–25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.  Напишите номер

Слайд 14Среди предложений 23–26 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной

связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь.

25, 26

Среди предложений 23–26 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.  Напишите номера

Слайд 15В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

–Спасибо,(1) –сказал Назаров,(2) –но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
–Нет,(6) нет,(7) –поспешно сказала Сергеева. –Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
5, 8

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

Слайд 16Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной

и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать –я сообразила уже тогда –очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала –они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
16

Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью  между частями.

Слайд 17Среди предложений 29–33 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной

и союзной подчинительной) между частями. Напишите номер этого предложения.

–(29)Я ведь не так, я по делу...
(30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...
(31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться –уму непостижимо. (32)Но ей
верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна –вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
33

Среди предложений 29–33 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и союзной подчинительной) между  частями.

Слайд 18Список литературы
Открытый банк заданий ГИА-9 // Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/
Троснецова Л.А., Ладыженская

Т.А. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2013.
Список литературыОткрытый банк заданий ГИА-9 // Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/Троснецова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть