Презентация, доклад по развитию критического мышления на уроках литературы (2)

Содержание

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить

Слайд 1
Технология развития
критического мышления

через чтение и письмо
Технология развития  критического мышления   через чтение и письмо

Слайд 2 Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики

и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы

Слайд 3Критический мыслитель


? Формирует собственное мнение
? Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
? Решает проблемы
? Аргументировано спорит
? Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
? Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Критический мыслитель           ? Формирует собственное мнение? Совершает

Слайд 4Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

? образовательной мотивации: повышения интереса

к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
? культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
? информационной грамотности;
? развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
? формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание;
? социальной компетентности
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:  ? образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия

Слайд 5
☝Стадия вызова
✍Стадия осмысления
?Стадия рефлексии

Трехфазная структура урока:

☝Стадия вызова✍Стадия осмысления?Стадия рефлексииТрехфазная структура урока:

Слайд 6


Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений
?
?
?
Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой

теме

Активизация интеллектуальной деятельности



Постановка учеником собственных целей обучения

?

☝Стадия вызова

Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений???Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой темеАктивизация интеллектуальной деятельности Постановка учеником собственных

Слайд 7
✍Стадия осмысления
? активное получение новой информации;
? осмысление новой

информации;
? соотнесение новой информации с собственными знаниями;
? отслеживание процесса познания и собственного понимания.
✍Стадия осмысления ? активное получение новой информации; ? осмысление новой информации; ? соотнесение новой информации с собственными

Слайд 8
?Стадия рефлексии
? целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
? выработка

собственного отношения к изучаемому материалу;
? выявление еще непознанного;
? анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
? поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
?Стадия рефлексии? целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; ? выработка собственного отношения к изучаемому материалу; ?

Слайд 9Роль учителя в ТРКМ:
? направляет усилия учеников в определенное русло;
? сталкивает

различные суждения;
? создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
? дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
? подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Роль учителя в ТРКМ:? направляет усилия учеников в определенное русло;? сталкивает различные суждения;? создает условия, побуждающие к

Слайд 10
? Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа

передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися.
? Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся.
? Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками.
? Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций.
? Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний.
? Облегчение социализации учащихся.

Технология критического мышления предполагает:

? Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты

Слайд 11Формирование целей урока

Формирование целей урока

Слайд 12«Ключевые слова»








«Белые пятна»
«Таблица»
«Корзина» идей, понятий, имен…»
Приёмы, которые можно использовать

на стадии вызова:

«Паучок» (кластер)

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы, что…"

«Ключевые слова»«Белые пятна»«Таблица» «Корзина» идей, понятий, имен…»Приёмы, которые можно использовать

Слайд 13«Взаимоопрос»
«Взаимообучение»
«Пометки на полях»
«Двухчастный дневник »
Приёмы, которые можно использовать

на стадии осмысления:

Приём «Сводная таблица»

«Взаимоопрос»«Взаимообучение»«Пометки на полях»«Двухчастный дневник » Приёмы, которые можно использовать

Слайд 14«Кластер»
«Синквейн»
«Эссе»
«Шесть шляп критического мышления»
Прием “Пресс-конференция”
Приёмы, которые можно использовать

на стадии рефлексии:
«Кластер»«Синквейн»«Эссе»«Шесть шляп критического мышления» Прием “Пресс-конференция”Приёмы, которые можно использовать

Слайд 15Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких»

вопросов


Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросовТаблица «толстых» и «тонких» вопросов

Слайд 16Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Слайд 17Инсерт (условные значки)

Инсерт  (условные значки)

Слайд 18«Концептуальная таблица»

«Концептуальная таблица»

Слайд 19Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.

▪ По названию предположите, о чем будет

рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?




Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.▪ По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти

Слайд 20ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты,

которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос

Слайд 21Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый член


группы получает
«свой» объект исследования

Сбор информации
об объекте

Обмен информацией в группе

Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы

Заполнение таблицы

Написание совместного
исследования по теме

Презентация исследования

1

3

4

5

6

2

7

8

Стратегия  «Отсюда – сюда»Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследованияСбор

Слайд 22«Верные – неверные утверждения». А.П.Чехов, 10 класс.
А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без

селезенки», «Антоша Чехонте».
Ему принадлежит афоризм
«Красота спасет мир».
А.П.Чехов по образованию был врачом.
Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому.
Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс.
Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.



«Верные – неверные утверждения».  А.П.Чехов, 10 класс.А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».Ему принадлежит афоризм

Слайд 23Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

Слайд 24"Дерево предсказаний"


Слайд 25«Бортовые журналы»

«Бортовые журналы»

Слайд 26«Двухчастный дневник»

«Двухчастный дневник»

Слайд 27«ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК»

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ.
- ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ДЛЯ ГЕРОИНИ?
- КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ ПОМОГУТ ПОНЯТЬ ЕЕ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРОНИКНУТЬ В ТАЙНЫ ЕЕ ДУШИ? УЧАЩИЕСЯ ЗАПОЛНЯЮТ ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК. (ЭТА ФОРМА РАБОТЫ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА ДОМА)
«ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК»

Слайд 28Сюжетные таблицы

Сюжетные таблицы

Слайд 29Прием «Зигзаг».

1 Рабочая
группа

1 Экспертная
группа

2 Экспертная
группа


3 Экспертная
группа


4 Экспертная
группа





























Прием «Зигзаг».1 Рабочаягруппа1 Экспертнаягруппа2 Экспертнаягруппа3 Экспертнаягруппа4 Экспертнаягруппа

Слайд 30Ромашка Блума
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?

Ромашка БлумаПростой вопросУточняющий вопросОценочный вопросТворческий вопросВопрос интерпретацияПрактический вопрос?

Слайд 31Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т

ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»



Ромашка БлумаПростые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы –

Слайд 32Прием «ФИШБОУН»





Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод

Прием «ФИШБОУН»ПроблемаПричинаПричинаФактыФактыВывод

Слайд 33Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные,

а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Перепутанные логические цепочкиУчитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают

Слайд 34СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –

это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
СИНКВЕЙНВ первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)Вторая строчка – это описание темы в двух словах

Слайд 35Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»

Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»

Слайд 36

Даймонт
Даймонт

Слайд 37Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях:
на оценку «3»

- обязательный минимум;
на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи;
на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др.

Домашнее задание

Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях:на оценку «3» - обязательный минимум;на оценку «4» -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть