Презентация, доклад по литературе Поэма А. Пушкина Медный всадник 10 класс

История созданияПоэма была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало было настолько дорого Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы (т.е. что нужно было

Слайд 1
А. С. Пушкин
«Медный Всадник»
Петербургская повесть

А. С. Пушкин   «Медный Всадник»Петербургская повесть

Слайд 2
История создания
Поэма была написана в Болдине осенью 1833 года.
Поэма не была

разрешена Николаем I к печати. Её начало было настолько дорого Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы (т.е. что нужно было изменить в тексте, чтобы поэма вышла в печать), поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации.
Пушкин напечатал ее в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (с начала и заканчивая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырёх стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).
Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 года, с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.
Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, поэма была впервые напечатана только в 1904 году.
После выхода «Медного всадника» в печать вокруг произведения разгорелись самые разные споры относительного его интерпретации.


История созданияПоэма была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало было

Слайд 3


Болдинская осень 1833года
«Петербургская повесть» -
подзаголовок

«Медного всадника» - является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия» (исторической основой стало страшное наводнение в Петербурге, которое произошло 7 ноября 1824 года).

Болдинская осень      1833года «Петербургская повесть» -подзаголовок «Медного всадника» - является не

Слайд 4
Поэма «Медный Всадник»
Это последняя поэма, написанная Пушкиным, - художественный

итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В короткой поэме(менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом.

В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» (и «маленького») человека, «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 1820-х гг.

«Медный всадник» - одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина /четырехстопный ямб – разнообразие ритмов и интонаций; яркие зрительные и слуховые образы; многие фрагменты поэмы стали хрестоматийными; поразительная звукопись (повторы, аллитерации, ассонансы).

Пушкин преодолел жанровые каноны исторической поэмы: Пётр не появляется в поэме как исторический персонаж (он изваяние), о времени его царствования тоже ничего не сказано.
Пушкин обращается не к истокам этой эпохи, а к её итогам, т.е. к современности. В чем двойственность петровских преобразований в России? Какова обратная сторона этих преобразований?

Поэма «Медный Всадник»Это последняя поэма, написанная Пушкиным, - художественный итог его размышлений о личности Петра

Слайд 5
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.
Пред ним широко Река

неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко.

?

Эта поэма - пушкинское поэтическое «исследование»: можно ли преодолеть противоречия между человеком и властью?

На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн

Слайд 6
Система образов поэмы
Все образы поэмы имеют самостоятельное значение,

но вступают в сложное взаимодействие друг с другом.
И «тесное» пространство небольшой поэмы расширяется!
Система образов поэмы   Все образы поэмы имеют самостоятельное значение, но вступают в сложное взаимодействие друг

Слайд 7
Образ Петербурга

Образ Петербурга

Слайд 8
Образ Петербурга
Петербургский мир предстаёт в поэме как некое замкнутое пространство. Это

как бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и прежней России.
Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий.
Противоречия города отражают противоречия его основателя…
Образ ПетербургаПетербургский мир предстаёт в поэме как некое замкнутое пространство. Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и

Слайд 9
Образ Петра
Поэт считал Петра человеком исключительным: подлинным героем истории, строителем, вечным

«работником» на троне.
Но в поэме бронзовый Пётр – символ державности, государственной воли, энергии власти, освобождённой от человеческого начала («Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран…» стихотв. «Герой» 1830).
Поэт признаёт волю и творческий гений Петра, но детище Петра – чудо, сотворённое не для человека: Пётр создал «холодный» город, неуютный для русского человека, вознесённый над ним, символ самодержавной власти, отчуждённой от народа.

Из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», которому нет дела до малых мира сего…

Образ ПетраПоэт считал Петра человеком исключительным: подлинным героем истории, строителем, вечным «работником» на троне. Но в поэме

Слайд 10
Образ главного героя поэмы
Как зовут главного героя поэмы?
Евгений - центральный персонаж

этой «петербургской повести».
Где мы уже встречали это имя?
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Как автор поэмы «объясняет» выбор этого имени?
…Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно Звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно…
Для чего это сделано Пушкиным (у героя нет даже фамилии(«прозванья»)?
Автор намеренно берет «случайное» имя, т.е. Евгений – не конкретный человек под этим именем. Евгений – собирательный образ среднестатистического жителя Петербурга того времени.
Образ главного героя поэмыКак зовут главного героя поэмы?Евгений - центральный персонаж этой «петербургской повести».Где мы уже встречали

Слайд 11
Образ главного героя поэмы

Образ главного героя поэмы

Слайд 12
Образ главного героя поэмы
Исходя из данной характеристики

можно ли сказать, что Евгений – «значимая фигура»? Можно ли сказать, что он личность? Почему?
Евгений — один из бесчисленного множества чиновников без «прозванья», отражение петербургской жизни вдали от дворцов и поместий, отражение жизни обычных людей, погруженных в свои мелкие заботы и быт.
Но почему, изображая мечты Евгения, Пушкин сравнивает его с поэтом?
Какое отношение возникает к герою благодаря этому сравнению?
В отличие от Петра Евгений — живой человек, его полная антитеза.
Евгений не строил города, не руководил державой, его можно назвать обывателем. Но так ли Евгений невзрачен?
Образ главного героя поэмыИсходя из данной характеристики можно ли сказать, что Евгений –

Слайд 13
Образ главного героя поэмы
Можно ли считать такие стремления мелкими и

ничтожными?
Независимость и честь - это важнейшие положения этического кодекса самого Пушкина.

Планы Евгения просты по сравнению с планами и думами Петра:

О чем же думал он?
О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь…

Но всем его мечтам не суждено сбыться. Почему?
Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?

Нева металась, как больной…
И ветер дул, печально воя…
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела…
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.

Образ главного героя поэмыМожно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?Независимость и честь - это важнейшие

Слайд 14




С божией стихией царям не совладеть…


Слайд 15
Несчастный знакомой улицей бежит…
Он остановился.
Прошел назад и воротился
Глядит… идет…еще глядит.
Все ходит,

ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою –
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал…
Увы! Его смятенный ум,
Против ужасных потрясений
Не устоял.

Первый результат конфликта – помешательство Евгения.
Но помешательство ли это? Наверное, есть истины, полного значения которых не может понять и выдержать слабый человеческий разум.
Поэтому понятен смех героя, понятна и его душевная болезнь: он столкнулся со стихией – государством.

Для Евгения жизнь и любовь неразделимы, без любви жизнь «как сон пустой».
Он тревожится за судьбу любимой. Спешит к ней, «страшится…не за себя». И никому - ни небесной, ни государственной власти - он не может простить потерю той, которую он даже не успел назвать невестой…

Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими?

Несчастный знакомой улицей бежит…Он остановился.Прошел назад и воротилсяГлядит… идет…еще глядит.Все ходит, ходит он кругом,Толкует громко сам с

Слайд 16
Евгений меняется.
Из испуганного обывателя в разгул стихии он превращается в

отчаянного смельчака, грозящего Медному Всаднику:
«Ужо тебе!»

Гибнет Евгений, потому что его бунт заведомо обречен на неудачу – слишком неравные силы, - гибнет та личность, которая противостояла государству в образе Медного Всадника, позитивные мечты которой сломаны государственной машиной.

Невозможно государство, бесконечно подавляющее подданных во имя своих целей. Они, подданные, важнее и первичнее самого государства.
Образно говоря, «вражду и плен старинный свой» финские волны забудут тогда, когда Евгению, для счастья со своей Парашей, не нужно будет ничьих позволений.
А иначе стихия народного бунта, не менее страшная, чем стихия наводнения, свершит свой суд, не разбирая правых и виноватых. Такова суть конфликта между человеком и государством.

Конфликт между личностью и государством: разрешается ли он в поэме?

Евгений меняется. Из испуганного обывателя в разгул стихии он превращается в отчаянного смельчака, грозящего Медному Всаднику: «Ужо

Слайд 17
Итоги пушкинского поэтического «исследования»
Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться

или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между собой.
Власть бессильна против «человеческого» - сердца, памяти и стихии человеческой души.
Любой «кумир» - только мёртвая статуя, которую Человек может сокрушить или, по крайней мере, заставить сорваться с места в неправедном и бессильном гневе.
Итоги пушкинского поэтического «исследования»Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда

Слайд 18
Домашнее задание:

1. Ответьте

письменно на вопрос:
«Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?»
2. Перечитываем драму «Борис Годунов»
Домашнее задание: 1. Ответьте письменно на вопрос: «Что такое Петербург

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть