Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3Какой раздел мы начали изучать?
Что мы относим к видам
народного творчества?
Слайд 4
Самоопределение к деятельности-
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Коляда, коляда!
Ты подай
пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок,
Или вилы в бок.
- Прочитайте медленно жужжащим способом.
- А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче. Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.
Слайд 5
пробное действие:
Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами
прочитали?
А что означает это слово?
— Чему мы посвятим наш урок?
— Определите цель урока.
Слайд 6Колядка — новогодняя торжественная песня в честь хозяев дома. Колядовщики —
певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева не давали подаяние, то их корили за скупость.
Слайд 7Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
познакомиться с пословицами разных народов; учить объяснять
смысл пословиц; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.
Слайд 8Тема урока
Пословицы разных народов
Слайд 10работа в группах 1,2,3 гр.
1.Откройте учебник на с. 20
Прочитайте пословицы. Выберите
одну из них и объясните ее смысл одноклассникам.
2.Вспомните пословицу русского народа на темы:
1гр. «Дружба», 2.гр.«Трудолюбие», 3гр.«Добро».
3.Сравните их с теми пословицами и поговорками, которые вы прочитали в учебнике. Какие выводы вы сделаете?
Слайд 11
Что такое пословицы? Народные изречения с назидательным, нравоучительным смыслом.
Пословицы - это
один из малых жанров фольклора. Наши предки веками сохраняли и передавали из уст в уста народные мудрости, которые «учили уму разуму». Старшее поколение поучало подрастающее, предостерегало их от возможных ошибок. С пословицами и поговорками они передавали накопленный жизненный опыт. В стародавние времена народ активно употреблял пословицы и поговорки, ведь это было частью их культуры.
Первичное закрепление
Слайд 12
Работай до поту, поешь в охоту.
Слайд 13
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Слайд 14Сравнительный анализ пословиц разных народов.
Нет розы без шипов. (рус.) -
Нет лотоса без стебля. (индийск.)
Терпение и труд все перетрут. (рус.) - Со временем и при терпении и тутовый лист станет атласом. (англ.)
В семье не без урода (рус.) - В каждом стаде найдешь черную овцу. (нем.)
Нужда научит калачи есть. (рус.) - Бедность научит играть на скрипке. (нем.)
Бархатные лапки скрывают острые когти. (англ.) - Мягко стелет, да жестко спать. (рус.)
Бедность не порок. (рус.) - Бедность не грех. (англ.)
Без труда не вытащить и рыбку из пруда. (рус.) - Без труда нет награды. (нем.)
Человек предполагает, а Бог располагает. (рус.) - Господь помогает морякам в бурю, но рулевой должен стоять у руля. (нем.)
Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет. (рус.) - Доверь ослу виноградники. (инд.)
Яблоко от яблони недалеко падает. (рус.) - Каков раджа, таковы и его подданные. (инд.)
Слайд 15Нет лотоса без стебля. (индийская)
Каков раджа, таковы и его подданные.
(индийская)
Яблоко от яблони
недалеко падает. (русская)
Слайд 16Пословицы о любви и дружбе.
Пока не пожертвуешь душой, не обретешь любимую.
(курд.)
Где нет любви, там нет и радости. (груз.)
Разлука для любви, как ветер для огня: слабую любовь гасит, а большую — раздувает. (исп.)
Если любовь закончилась — она и не начиналась. (евр.)
В любви всегда один целует, а другой только подставляет щеку. (франц.)
Сухое дерево легко копать, с притворной любовью легко расставаться. (монг.)
Старый друг лучше новых двух. (рус.)
Друг не всегда бывает тот хорош, который правдою твою считает ложь. (тадж.)
Там, где пользу принесет дружеская речь, не должны пускать мы в ход золото и меч. (перс.)
Друг ближе брата. (афр.)
С волком не дружат. (армян.)
Забор между друзьями продлевает дружбу. (англ.)
Слайд 18 В цепочке синонимичных пословиц одна, как правило, является более употребительной, лучше
прижилась в нашем языке. То же самое явление синонимии мы видим и в пословицах других народов мира.
Малые удары валят и большие дубы. (англ.) – Только упрямому это под силу. (англ.)
На безрыбье и рак рыба. - В поле и жук мясо. - В темноте и гнилушка светит(рус.)
Слайд 19Заключение.
В пословицах и поговорках гораздо больше общего, чем различного. В языках
разных народов есть тысячи пословиц, но все их можно разбить на тематические группы. И тогда сходство мышления людей разных национальностей неоспоримо - просто часто оперируем мы в нашей речи разными понятиями, потому что реалии вокруг нас разные и образ жизни неодинаковый.
Слайд 20
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По
плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 22
Спишите пословицу в тетрадь, определите её смысл. Укажите, какие слова определяют
принадлежность пословицы к конкретной культуре. Подберите схожую по смыслу русскую пословицу.
Свой хлеб лучше чужого плова
Работа в паре.
Слайд 23Спишите пословицу в тетрадь, определите её смысл. Укажите, какие слова определяют
принадлежность пословицы к конкретной культуре. Подберите схожую по смыслу русскую пословицу.
Злой язык разрушает горы
Слайд 24Спишите пословицу в тетрадь, определите её смысл. Укажите, какие слова определяют
принадлежность пословицы к конкретной культуре. Подберите схожую по смыслу русскую пословицу.
И Конфуцию не всегда везло
Слайд 25Спишите пословицу в тетрадь, определите её смысл. Укажите, какие слова определяют
принадлежность пословицы к конкретной культуре.
Народ – тело, царь - голова
Слайд 26В гостях хорошо, а дома лучше
Свой хлеб сытнее
На чужой каравай
рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Свой хлеб лучше чужого плова (узбекск.)
Злой язык разрушает горы (армянск.)
Язык мой – враг мой
Язык – враг: прежде ума глаголет
На всякого мудреца довольно простоты.
И Конфуцию не всегда везло (китайск.)
Слайд 27Самостоятельная работа р.т.с. №
Пусть каждый из вас выберет одну пословицу,
которую посчитает важной для себя, и подготовит небольшое выступление- сочинение по плану.
План
1. В чем смысл пословицы?
2. Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?
3. Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки у других народов? (Привести примеры.)
Слайд 28Каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие,
но меткие выражения слышали мы от бабушки или дедушки, мамы или папы. Мой дед, например, когда смотрит, как я что-то делаю, не может удержаться и обязательно скажет что-то такое: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» или «Все великое начинается с мелкого. Через эти комментарии я иногда даже обижался на него. «Дед, — говорил, — откуда ты знаешь, сколько раз я мерил …» А он только смеялся и добавлял: «Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду говорит. Привык я к этим деда прибауток, старался не обращать на них внимания.
Как же я удивился, когда на уроке литературы узнал, что любимый дедов выражение «Мудрый учится на чужих ошибках» — то норвежская поговорка. Ну, думаю, держись дедушка. Достаточно с меня смеяться. Теперь и я ученый .Пришел я домой и сразу с порога спрашиваю: «Дед, а откуда ты норвежский язык знаешь?» Дед именно борщ горячий ел. От такого неожиданного вопроса чуть не проглотил горяченького.
- Разве я когда-то говорил, что знаю норвежскую?» — дед.
- А откуда же тогда ты знаешь выражение» Мудрый учится на чужих ошибках?» — спрашиваю.
-Причем здесь норвежский?
Рассмеялся я и книгу показываю, а там все указано. И норвежские пословица, и китайские, и даже пословицы и поговорки народов Африки. Долго сидели мы с дедом, читали. Сначала мы все удивлялся, как много похожего между точными высказываниями разных народов, пытались найти отличия. Мы, например, говорим: «Язык до Киева доведет», а в Африке — «Чтобы знать, нужно спрашивать. Мы — «Как седло на корове», а японцы — «Как на обезьяне шляпа». Высказывания разные, а мысли похожи. Ибо в пословицах мудрость народная, опыт многих поколений сохранился. «А люди, видимо, везде одинаковы, — улыбаясь, сказал дедушка ленивых нигде не любят, трудолюбивых уважают. И мечтают, чтобы внуки были умнее и счастливее дедов». Я прижался к дедушке и сказал тихонько: «Согласись, дед, шведы метко подметили: «Молодость выглядит хорошо, а старость — хорошая душа»
Слайд 29Сравните пословицы разных народов:
Лучше умереть, чем обеднеть (армянская)
Бедность – не порок
(русская)
Слайд 30Сравните пословицы разных народов:
У говорящего правду у дверей должна быть наготове
лошадь и одна нога в стремени (армянская)
За правду-матку ссылают в Камчатку (русская)
Слайд 31Сравните пословицы разных народов:
Уха – два, а язык – один; два
раза выслушай, один раз скажи (узбекская)
Слово – не воробей:
вылетит – не поймаешь (русская)
Слайд 32Сравните пословицы разных народов:
В знакомых местах уважают человека,
в незнакомых –
шубу (казахская)
Встречают по одежке,
провожают по уму (русская)
Слайд 33Сравните пословицы разных народов:
Утопающий за змею хватается (абхазская)
Утопающий хватается за соломинку
(русская)
Слайд 34
Выводы:
Каждая пословица отражает самобытность культуры, к которой она принадлежит.
Многие пословицы имеют
сходные по смыслу пословицы в других культурах.
Слайд 35Угадайте пословицу
Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят.
Учиться нужно в течение
всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно.
Включение в систему знаний и повторение
Слайд 36Угадайте пословицу
Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят.
(Ответ: Дареному коню в
зубы не смотрят.)
Учиться нужно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно.
(Ответ: Век живи – век учись!)
Включение в систему знаний и повторение
Слайд 37И напоследок…
Вспомните пословицы и поговорки, сопутствующие завершению работы:
Слайд 38И напоследок…
Вспомните пословицы и поговорки, сопутствующие завершению работы:
Кончил дело - гуляй
смело.
Всякое дело концом славится.
Конец – всему делу венец.
Дело без конца - что кобыла без хвоста.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Заварил кашу - расхлёбывай до конца.
Затянул песню – доводи до конца.
Слайд 39Включение в систему знаний и повторение р.т. с.11-16 №
Слайд 401. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 42Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 43Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
Выпишите в тетрадь 5 пословиц, укажите,
к какой национальной культуре они принадлежат.
Объясните их значение.
Найти материал о Библии.