Презентация, доклад по окружающему миру на тему Вводный урок по содержанию раздела Истоки литературного творчества(4 класс)

Содержание

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья нового.Я спешу сказать вам – «Радости!»Удач, успехов и везения! –Чтоб пожелать всем в этом классеПрекраснейшего настроения.

Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.

Подготовила учитель начальных классов Демочкина С. М. 2019-2020 уч. г.

Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать

вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.


Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья

Слайд 3. Речевая разминка (хором) та – та – та – у нас

дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат.
. Речевая разминка (хором) та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты

Слайд 4



Самоопределение к деятельности-
У каждой реки есть начало - исток. -Тема нашего

урока… Вводный урок по содержанию раздела «Истоки литературного творчества»
Литературное творчество берёт своё начало в устном народном творчестве.
Самоопределение к деятельности- У каждой реки есть начало - исток. -Тема нашего урока… Вводный урок по содержанию

Слайд 5пробное действие:

- Какая цель стоит перед нами?

пробное действие: - Какая цель стоит перед нами?

Слайд 6Цель урока: Мы должны сегодня узнать…

Вспомнить , что такое устное народное творчество

и его жанры, развивать интерес к фольклорным жанрам и желание проводить исследование.
Цель урока: Мы должны сегодня узнать…Вспомнить , что такое устное народное творчество и его жанры, развивать интерес

Слайд 7Тема урока
Вводный урок по содержанию раздела
«Истоки литературного творчества»


Тема урока Вводный урок по содержанию раздела «Истоки литературного творчества»

Слайд 9работа в группах 1,2 гр.с. 18-19 уч.

1.Кто создавал народные сказки, былины?
2.

Как люди передавали друг другу сказки?
3.Что же такое «фольклор»?
4.Назовите жанры УНТ
работа в группах 1,2 гр.с. 18-19 уч.1.Кто создавал народные сказки, былины?2. Как люди передавали друг другу сказки?

Слайд 12
Фольклор. Устное народное творчество.
Фольклор
(искусство народа) происходит от английских

слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость.
Фольклор.  Устное народное творчество. Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore –

Слайд 13Устное
Народное
Творчество


Устное –
от «уста – губы,
рот»

Устное Народное ТворчествоУстное – от «уста – губы, рот»

Слайд 14Важнейшая особенность УНТ - коллективность
Автором произведения можно считать весь народ
Фольклорные произведения

передаются из уст в уста

Важнейшая особенность УНТ - коллективностьАвтором произведения можно считать весь народФольклорные произведения передаются из уст в уста

Слайд 15Исполнители фольклорных произведений
гусляры
скоморохи
кобзарь
акын

скоморохи
трубодуры

Исполнители фольклорных произведенийгуслярыскоморохикобзарьакынскоморохитрубодуры

Слайд 16Жанры УНТ
фольклор
пословицы
поговорки
песня
присказка
сказка
былина
считалка
потешка

Жанры УНТ фольклорпословицыпоговоркипесняприсказкасказкабылинасчиталкапотешка

Слайд 17
Малые жанры УНТ – небольшие по размеру произведения.

Колыбельная песня


Пестушка


Потешка


Прибаутка


Закличка


Приговорка


Считалка


Скороговорка


Загадка

Малые жанры УНТ – небольшие по размеру произведения. Колыбельная песняПестушкаПотешкаПрибауткаЗакличкаПриговоркаСчиталкаСкороговоркаЗагадка

Слайд 18
Колыбельная песня -
Представляется будущее младенца;
ребенку обещают счастье и богатство;
навевают ребенку крепкий

спокойный сон;
пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения.

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

песня, которой убаюкивают ребенка.

Колыбельная песня -Представляется будущее младенца;ребенку обещают счастье и богатство;навевают ребенку крепкий спокойный сон;пение зависит от покачивания

Слайд 19 Пестушки, потешки
Пестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь»)

– стишки, сопровождающие действия родителей:
Топ-топ, наши ножки
Топ-топ по дорожке.
Потешка – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком:
Поехали, поехали
В лес за орехами.
По кочкам, по кочкам
В ямку бууух.

Пестушки, потешкиПестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь») – стишки, сопровождающие действия родителей:

Слайд 20
Прибаутка –
Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет

галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На кол сидела, в стороны глядела,
Головой вертела.

стихотворение, похожее на короткую сказку,
которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

Прибаутка –  Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как

Слайд 21
Закличка -
- Весна красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке!
На овсяном

снопочку,
На ржаном колосочку!

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

короткое стихотворение,
которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Закличка - - Весна красна! На чем пришла?На сошечке, на бороночке!На овсяном снопочку,На ржаном колосочку!Иди, дождик, дождичек,Пробуравь

Слайд 22
Приговорка –
От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося

приговорку.
Во время купания ныряют на последних словах приговорки.
С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне стальной.

коротенькое стихотворение,
которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

Приговорка –  От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.Во время купания ныряют

Слайд 23
Считалка –
Считалки-числовики:
Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку

хоронят.
Считалки-заменки.
Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
Кто возьмени?
Кто возьмени?
Заумные считалки.
Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

короткий стишок,
с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Считалка –  Считалки-числовики:Раз, два, три, четыре, пять –Собралась ведьма умирать;Черти-то звонят,Ведьмушку хоронят.Считалки-заменки.Плыла пенаИз-за морья.Стали пену

Слайд 24
Скороговорка -
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за рук грека цап.

стихотворение, в котором специально собраны
труднопроизносимые слова.

Скороговорка - Шли сорок мышей,Несли сорок грошей;Две мыши поплошеНесли по два гроша.

Слайд 25
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла.



2. Русская

барыня в платке расписном имеет много детишек.


Загадка –

Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.
Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

выражение, которое нуждается в разгадке.

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2. Русская барыня в платке расписном имеет много

Слайд 26Загадки

Загадки

Слайд 27О природе
Красивое коромысло Над лесом повисло.
Белая звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и

пропала.

Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.

Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой.

О природе	Красивое коромысло Над лесом повисло. Белая звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и пропала.

Слайд 28Бытовые
Четыре брата Под одной шляпой стоят, Одним кушаком обвязаны.
Зелененький, Маленький, По полу елозит, Себя

не занозит. Обежал весь теремок И опять встал в уголок .


Бытовые 	Четыре брата Под одной шляпой стоят, Одним кушаком обвязаны.Зелененький, Маленький,  По полу елозит, Себя не

Слайд 29Шуточные
Загадка - Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает.

Разгадка - муха в ночной рубашке. * * *


Загадка - Чем лошадь отличается от иголки?
Разгадка - На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь.



* * *
Загадка - Как убить синего слона?
Разгадка - ружьём для синего слона.

Шуточные  Загадка - Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает.   Разгадка - муха в ночной

Слайд 30Дразнилки
Тили-тили-тесто, Жених и невеста, Вдруг невеста под кровать, А жених ее искать!
Коля, Коля, Николай,
Сиди

дома, не гуляй.
К тебе девочки придут.
Поцелуют и уйдут.

Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк: Руки-ноги - на пороге, Голова – на дороге!

содержание

Дразнилки	Тили-тили-тесто, Жених и невеста, Вдруг невеста под кровать, А жених ее искать! Коля, Коля, Николай,Сиди дома, не

Слайд 31Кричалки
Давайте вместе с нами Пойдем за чудесами Туда , где есть узоры За

реки и за горы Где буе - буе - раки И где зимуют раки Где дружно вау - вау Живет семейка Бау
КричалкиДавайте вместе с нами  Пойдем за чудесами Туда , где есть узоры За реки и за

Слайд 32 Барашеньки, крутороженьки,
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку

играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ!

страшилки

Это маленькие рассказы- былички, которые дети рассказывают обычно поздно вечером. Её сущность в совместном переживании страшного, в постижении вечных тем жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть страх

Барашеньки, крутороженьки, По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из

Слайд 33Небылицы
В понедельник я влюбилась, А во вторник я страдала. В среду я в

любви призналась, А в четверг ответа ждала. В пятницу я поженилась, А в субботу подрались. В воскресенье в суд подали, В понедельник развелись.
Небылицы	В понедельник я влюбилась, А во вторник я страдала. В среду я в любви призналась, А в

Слайд 34Частушки
Две старушки без зубов Толковали про любовь: “Мы с тобою влюблены, Ты в кисель,

а я в блины”. * * *

Сказала я мальчишке Показать мне грузовик. А мальчишка, как мартышка, Показал в ответ язык.

Частушки	Две старушки без зубов Толковали про любовь: “Мы с тобою влюблены, Ты в кисель, а я в

Слайд 35Знаете ли вы, что гадания и заговоры – неотъемлемая часть русского

народного творчества?
Знаете ли вы, что гадания и заговоры – неотъемлемая часть русского народного творчества?

Слайд 36… и русские праздники не мыслимы без народных песен?

… и русские праздники не мыслимы без народных песен?

Слайд 37… возможно ли счастливое детство без народных сказок?

… возможно ли счастливое детство без народных сказок?

Слайд 38

Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По

плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Вы наверное устали?Ну, тогда все дружно встали.Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...По коленкам Шлёп-шлёп…По плечам теперь похлопай..По бокам себя пошлёпай…Мы

Слайд 39Первичное закрепление
Верно ли, что жанры устного народного творчества и фольклор имеют

различия? Обоснуйте своё мнение
Первичное закреплениеВерно ли, что жанры устного народного творчества и фольклор имеют различия? Обоснуйте своё мнение

Слайд 40Первичное закрепление
Фольклор более широкое понятие. В него входит не только УНТ,

но и народные промыслы.
Первичное закреплениеФольклор более широкое понятие. В него входит не только УНТ, но и народные промыслы.

Слайд 42Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети?



Какие скороговорки с такими звуками

вы знаете?

Работа в паре.

Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети?Какие скороговорки с такими звуками вы знаете?Работа в паре.

Слайд 43Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети?



Какие скороговорки с такими звуками

вы знаете?

Р

Л

ш

Ч

Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети?Какие скороговорки с такими звуками вы знаете?РЛшЧ

Слайд 44Поля шла полоть петрушку.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Не

хочет косой косить косой;
Говорит: «Коса коса».


скороговорки

Поля шла полоть петрушку.Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.Не хочет косой косить косой;  Говорит:

Слайд 45
Поиграем!
1. Определите малый жанр фольклора:
Уж ты, котичка-коток,
Котик – серенький лобок,
Приди, котик,

ночевать,
Мою деточку качать.

Прибаутка

Потешка

Колыбельная
песня

Пестушка


Самостоятельная работа

Поиграем!1. Определите малый жанр фольклора:Уж ты, котичка-коток,Котик – серенький лобок,Приди, котик, ночевать,Мою деточку качать.Прибаутка Потешка Колыбельная песняПестушка

Слайд 46
Правильно!

Правильно!

Слайд 47
Думай!

Думай!

Слайд 48Поиграем!
2. Определите малый жанр фольклора:
Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматзус,
Бакс.
Скороговорка
Считалка
Закличка
Прибаутка

Поиграем!2. Определите малый жанр фольклора:Эны-бены,Рики-факи,Тобра-орба,Он дысмаки,Деус-деус,Касматзус,Бакс.Скороговорка Считалка Закличка Прибаутка

Слайд 49
Правильно!


Правильно!

Слайд 50
Думай!


Думай!

Слайд 51Поиграем!
3. Определите малый жанр фольклора:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
Считалка


Приговорка

Загадка

Скороговорка


Поиграем!3. Определите малый жанр фольклора:Хохлатые хохотушкиХохотом хохотали:Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!Считалка Приговорка Загадка Скороговорка

Слайд 52
Правильно!


Правильно!

Слайд 53
Думай!


Думай!

Слайд 54Поиграем!
4. Определите малый жанр фольклора:
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на

тележке –
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

Потешка

Прибаутка

Считалка

Скороговорка


Поиграем!4. Определите малый жанр фольклора:Чика, чики, чикалочки!Едет Костя на палочке,Люба на тележке – Щелкает орешки.Орешки каленые,Милому дареные,По

Слайд 55
Правильно!


Правильно!

Слайд 56Поиграем!
5. Определите малый жанр фольклора:
Красные лапки,
Щиплет за пятки –
Беги

без оглядки.

Загадка

Считалка

Приговорка

Прибаутка

Поиграем!5. Определите малый жанр фольклора:Красные лапки, Щиплет за пятки – Беги без оглядки.Загадка Считалка Приговорка Прибаутка

Слайд 57
Правильно!


Правильно!

Слайд 58
Думай!


Думай!

Слайд 59Самостоятельная работа р.т.с. №

Самостоятельная работа р.т.с. №

Слайд 60Восстановите верные сочетания частей пословиц
Без труда –
Старый друг –
Не рой яму

другому –
Не плюй в колодец –
Хочешь много знать –
По одежке встречают,
Птица красна перьем,

-не вытащишь и рыбку из пруда.
надо мало спать.
сам туда попадешь.
а человек ученьем.
лучше новых двух.
пригодиться воды напиться.
а по уму провожают.


Что за золото пословицы русские!.. А.С.Пушкин

Восстановите верные сочетания частей пословицБез труда –Старый друг –Не рой яму другому –Не плюй в колодец –Хочешь

Слайд 61Включение в систему знаний и повторение р.т. с.№

Тест 1.Кто является автором произведений устного народного творчества?
а) А.С. Пушкин, б) русский народ,
в) бабушки и дедушки
2. Как передаются произведения устного народного творчества?
а) по почте, б) книгами,
в) из уст в уста
3.Какой жанр не является жанром устного народного творчества?
а) сказка; б) статья; в) легенда;
г) небылица.
Включение в систему знаний и повторение р.т. с.№    Тест   1.Кто является автором

Слайд 62Включение в систему знаний и повторение р.т. с. №

4.Какое

предложение является скороговоркой?
а) Свой огонёк ясней горит;
б) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
в) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?
5.С чего начинается сказка?
а) с концовки; б) с зачина;
в) с присказки; г) с намёка.
6.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
девица горькие
Включение в систему знаний и повторение р.т. с. № 4.Какое предложение является скороговоркой?а)	Свой огонёк ясней горит; б)	Два

Слайд 63
7. Найди среди четверостиший считалку: а) Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц

погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна.
б) Богат Ермошка — У него собака да кошка. Петушок да курочка, Селезень да уточка.
7. Найди среди четверостиший считалку: а) Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем

Слайд 64
1 .б 2. в 3. б 4. б 5. в 6. слёзы горькие руки

золотые мечи булатные девица красная 7. а 10 баллов- «5» 8- 9 баллов- «4» 6- 7 баллов- «3»
- Оцените соседа по парте. Каждый правильный ответ- 1 балл.
1 .б 2. в 3. б 4. б 5. в 6. слёзы горькие    руки

Слайд 65
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово,

как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
А.М. Горький
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных

Слайд 661. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь

я могу…
6. После урока мне захотелось…

Дополни фразы:

Ну вот наш урок и подходит к концу!

1. Сегодня я узнал…2. Я понял, для чего…3. Было интересно…4. Было трудно…5. Теперь я могу… 6. После урока мне

Слайд 67++++ «5»
+++

«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.

Оцени себя!





++++         «5»+++

Слайд 68Рефлексия



– отличное


– удовлетворительное


– плохое
Рефлексия   – отличное         – удовлетворительное  –

Слайд 69Задания для домашней работы.


Учебник стр. р.т.с.12-13


1. Нарисовать иллюстрацию к одному из

фольклорных произведений 2.Записать (если есть) бытующие в семье фольклорные произведения : легенды, сказки, пословицы, скороговорки, загадки и т.д.
Задания для домашней работы.Учебник стр. р.т.с.12-131. Нарисовать иллюстрацию к одному из фольклорных произведений 2.Записать (если есть) бытующие

Слайд 70Спасибо за урок!
Перемена!!!

Спасибо за урок! Перемена!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть