Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3. Речевая разминка (хором)
та – та – та – у нас
дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
Слайд 4
Самоопределение к деятельности-
У каждой реки есть начало - исток.
-Тема нашего
урока… Вводный урок по содержанию раздела «Истоки литературного творчества»
Литературное творчество берёт своё начало в устном народном творчестве.
Слайд 5пробное действие:
- Какая цель стоит перед нами?
Слайд 6Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
Вспомнить , что такое устное народное творчество
и его жанры, развивать интерес к фольклорным жанрам и желание проводить исследование.
Слайд 7Тема урока
Вводный урок по содержанию раздела
«Истоки литературного творчества»
Слайд 9работа в группах 1,2 гр.с. 18-19 уч.
1.Кто создавал народные сказки, былины?
2.
Как люди передавали друг другу сказки?
3.Что же такое «фольклор»?
4.Назовите жанры УНТ
Слайд 12
Фольклор.
Устное народное творчество.
Фольклор
(искусство народа) происходит от английских
слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость.
Слайд 13Устное
Народное
Творчество
Устное –
от «уста – губы,
рот»
Слайд 14Важнейшая особенность УНТ - коллективность
Автором произведения можно считать весь народ
Фольклорные произведения
передаются из уст в уста
Слайд 15Исполнители фольклорных произведений
гусляры
скоморохи
кобзарь
акын
скоморохи
трубодуры
Слайд 16Жанры УНТ
фольклор
пословицы
поговорки
песня
присказка
сказка
былина
считалка
потешка
Слайд 17
Малые жанры УНТ –
небольшие по размеру произведения.
Колыбельная песня
Пестушка
Потешка
Прибаутка
Закличка
Приговорка
Считалка
Скороговорка
Загадка
Слайд 18
Колыбельная песня -
Представляется будущее младенца;
ребенку обещают счастье и богатство;
навевают ребенку крепкий
спокойный сон;
пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения.
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.
песня, которой убаюкивают ребенка.
Слайд 19 Пестушки, потешки
Пестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь»)
– стишки, сопровождающие действия родителей:
Топ-топ, наши ножки
Топ-топ по дорожке.
Потешка – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком:
Поехали, поехали
В лес за орехами.
По кочкам, по кочкам
В ямку бууух.
Слайд 20
Прибаутка –
Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет
галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На кол сидела, в стороны глядела,
Головой вертела.
стихотворение, похожее на короткую сказку,
которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
Слайд 21
Закличка -
- Весна красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке!
На овсяном
снопочку,
На ржаном колосочку!
Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!
короткое стихотворение,
которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Слайд 22
Приговорка –
От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося
приговорку.
Во время купания ныряют на последних словах приговорки.
С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне стальной.
коротенькое стихотворение,
которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
Слайд 23
Считалка –
Считалки-числовики:
Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку
хоронят.
Считалки-заменки.
Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
Кто возьмени?
Кто возьмени?
Заумные считалки.
Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.
короткий стишок,
с помощью которого определяют, кто в игре водит.
Слайд 24
Скороговорка -
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за рук грека цап.
стихотворение, в котором специально собраны
труднопроизносимые слова.
Слайд 25
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла.
2. Русская
барыня в платке расписном имеет много детишек.
Загадка –
Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.
Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
выражение, которое нуждается в разгадке.
Слайд 27О природе
Красивое коромысло
Над лесом повисло.
Белая звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и
пропала.
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
Слайд 28Бытовые
Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним кушаком обвязаны.
Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя
не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок .
Слайд 29Шуточные
Загадка - Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает.
Разгадка - муха в ночной рубашке.
* * *
Загадка - Чем лошадь отличается от иголки?
Разгадка - На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь.
* * *
Загадка - Как убить синего слона?
Разгадка - ружьём для синего слона.
Слайд 30Дразнилки
Тили-тили-тесто,
Жених и невеста,
Вдруг невеста под кровать,
А жених ее искать!
Коля, Коля, Николай,
Сиди
дома, не гуляй.
К тебе девочки придут.
Поцелуют и уйдут.
Моряк, с печки бряк,
Растянулся, как червяк:
Руки-ноги - на пороге,
Голова – на дороге!
содержание
Слайд 31Кричалки
Давайте вместе с нами
Пойдем за чудесами
Туда , где есть узоры
За
реки и за горы
Где буе - буе - раки
И где зимуют раки
Где дружно вау - вау
Живет семейка Бау
Слайд 32 Барашеньки, крутороженьки,
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку
играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ!
страшилки
Это маленькие рассказы- былички, которые дети рассказывают обычно поздно вечером. Её сущность в совместном переживании страшного, в постижении вечных тем жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть страх
Слайд 33Небылицы
В понедельник я влюбилась,
А во вторник я страдала.
В среду я в
любви призналась,
А в четверг ответа ждала.
В пятницу я поженилась,
А в субботу подрались.
В воскресенье в суд подали,
В понедельник развелись.
Слайд 34Частушки
Две старушки без зубов
Толковали про любовь:
“Мы с тобою влюблены,
Ты в кисель,
а я в блины”.
* * *
Сказала я мальчишке
Показать мне грузовик.
А мальчишка, как мартышка,
Показал в ответ язык.
Слайд 35Знаете ли вы, что гадания и заговоры – неотъемлемая часть русского
народного творчества?
Слайд 36… и русские праздники не мыслимы без народных песен?
Слайд 37… возможно ли счастливое детство без народных сказок?
Слайд 38
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По
плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 39Первичное закрепление
Верно ли, что жанры устного народного творчества и фольклор имеют
различия? Обоснуйте своё мнение
Слайд 40Первичное закрепление
Фольклор более широкое понятие. В него входит не только УНТ,
но и народные промыслы.
Слайд 42Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети?
Какие скороговорки с такими звуками
Слайд 43Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети?
Какие скороговорки с такими звуками
Слайд 44Поля шла полоть петрушку.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Не
хочет косой косить косой;
Говорит: «Коса коса».
скороговорки
Слайд 45
Поиграем!
1. Определите малый жанр фольклора:
Уж ты, котичка-коток,
Котик – серенький лобок,
Приди, котик,
ночевать,
Мою деточку качать.
Прибаутка
Потешка
Колыбельная
песня
Пестушка
Самостоятельная работа
Слайд 48Поиграем!
2. Определите малый жанр фольклора:
Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматзус,
Бакс.
Скороговорка
Считалка
Закличка
Прибаутка
Слайд 51Поиграем!
3. Определите малый жанр фольклора:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
Считалка
Приговорка
Загадка
Скороговорка
Слайд 54Поиграем!
4. Определите малый жанр фольклора:
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на
тележке –
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.
Потешка
Прибаутка
Считалка
Скороговорка
Слайд 56Поиграем!
5. Определите малый жанр фольклора:
Красные лапки,
Щиплет за пятки –
Беги
без оглядки.
Загадка
Считалка
Приговорка
Прибаутка
Слайд 60Восстановите верные сочетания частей пословиц
Без труда –
Старый друг –
Не рой яму
другому –
Не плюй в колодец –
Хочешь много знать –
По одежке встречают,
Птица красна перьем,
-не вытащишь и рыбку из пруда.
надо мало спать.
сам туда попадешь.
а человек ученьем.
лучше новых двух.
пригодиться воды напиться.
а по уму провожают.
Что за золото пословицы русские!..
А.С.Пушкин
Слайд 61Включение в систему знаний и повторение р.т. с.№
Тест
1.Кто является автором произведений устного народного творчества?
а) А.С. Пушкин, б) русский народ,
в) бабушки и дедушки
2. Как передаются произведения устного народного творчества?
а) по почте, б) книгами,
в) из уст в уста
3.Какой жанр не является жанром устного народного творчества?
а) сказка; б) статья; в) легенда;
г) небылица.
Слайд 62Включение в систему знаний и повторение р.т. с. №
4.Какое
предложение является скороговоркой?
а) Свой огонёк ясней горит;
б) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
в) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?
5.С чего начинается сказка?
а) с концовки; б) с зачина;
в) с присказки; г) с намёка.
6.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
девица горькие
Слайд 63
7. Найди среди четверостиший считалку:
а) Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц
погулять.
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна.
б) Богат Ермошка —
У него собака да кошка.
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Слайд 64
1 .б
2. в
3. б
4. б
5. в
6. слёзы горькие
руки
золотые
мечи булатные
девица красная
7. а
10 баллов- «5»
8- 9 баллов- «4»
6- 7 баллов- «3»
- Оцените соседа по парте. Каждый правильный ответ- 1 балл.
Слайд 65
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово,
как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
А.М. Горький
Слайд 661. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 68Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 69Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.12-13
1. Нарисовать иллюстрацию к одному из
фольклорных произведений
2.Записать (если есть) бытующие в семье фольклорные произведения : легенды, сказки, пословицы, скороговорки, загадки и т.д.