Слайд 2
КАТАРСИС
(греч. Возвышение, очищение,оздоровление) Нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в
процессе сопереживания и сострадания.
понятие в
-античной философии;
-древнегреческой эстетике;
-религии;
-современной психологии (процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующий уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством вербализации, ведущей к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.)
Слайд 3
«Система Е.Н Ильина: "Преподавание литературы как предмета формирующего человека" в духовно-нравственном
развитии личности»
Подход к ученику, характер взаимодействий:
личностно-ориентированный,
субъект-субъектный.
Задействовать в процессе обучения личностные сферы и структуры:
эмоциональную и чувственную.
Через эмоции и чувства к разуму (сознанию).
Методологический подход:
социокультурный, ситуативный, коммуникативный.
Слайд 4формула процесса обучения
от опыта личности
анализу произведения
книге + автору
духовно-нравственному опыту личности.
Слайд 6Профессиональный стандарт «Педагог»
Освоение и применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы
с различным контингентом учащихся (дети с девиациями поведения, дети с зависимостью).
Использование психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего.
Слайд 7
«Некоторые психологические аспекты преподавания литературы и приемы формирования духовно-нравственных сторон личности
у обучающихся».
Использование приемов и методов библиотерапии (напраление арт-терапии)
на уроках литературы при анализе текстов художественных произведений.
Слайд 8«Ну уж вы тогда читайте мне какую-нибудь утешительную книгу, которая может
поддержать и утешить несчастного медвежонка в безвыходном положении»
А.А. Милн
Винни-пух и все-все-все.
Слайд 9Библиотерапия (греч.книга + уход, забота,лечение)
Использование для чтения специально подобранного литературного материала
как терапевтического средства с целью решения личных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.
Слайд 10библиотерапия
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие с помощью чтения специально подобранной литературы
в целях нормализации или оптимизации психического состояния.
Направлена на формирование личности
Книги мощные инструменты,
воздействующие на
мышление
характер
Формирующие поведение.
Оказывающие помощь в
решении проблем.
Слайд 12применение
Профилактика различных нарушений поведения;
предупреждение и коррекция деструктивного поведения;
конфликтность, агрессия;
тревожность, вялость, преодоление
страхов;
различные проблемы адаптации;
профилактика депрессивных состояний.
Слайд 13задачи
Создать эмоционально положительный фон;
Проявить индивидуальное самосознание;
Улучшить понимание человека своего поведения или
мотивации;
Способствовать формированию адекватной самооценки;
Помочь определить человеку свои интересы и склонности;
Показать личности, что он(а) - не первый человек столкнувшийся с подобной проблемой;
Слайд 14Показать, что есть более чем одно решение подобной проблемы;
Помочь человеку обсудить
проблему более свободно через художественный текст;
Помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;
Выйти на путь самопознания, самореализации, самоактуализации = достичь психологической зрелости;
Дать информацию о проблемах, помочь проникнуть в их суть, обсудить новые ценности и отношения;
Слайд 15Как воздействует?
Человек проигрывает определенный жизненный сценарий;
Принимает на себя различные модели поведения
и взаимоотношений людей;
Человек активно погружается во внутренний мир героев (других личностей)
Слайд 16функция
диагностическая;
моделирующая;
коммуникативная;
психокоррекционная
Слайд 17Применение на уроках литературы:
Ученик-читатель
Литературный герой
одноклассники
Учитель
автор
Слайд 18Урочная и внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность
Дифференцированный, личностный подход
(согласуется с личными интересами, запросами,
проблемами ученика)
Урочная деятельность
Групповая работа (выработка совместных представлений и решений проблемы). Многообразие и полярность мнений, переживаний. Оценивания личного эмоционально-чувственного и внешнего опыта.
Поддержка (организация) педагога
Индивидуальная работа с педагогом
Слайд 19занятия строятся
на активном включении самого обучающегося в размышление и высказывание о
прочитанном;
на творческом потенциале личности:
способности к продуктивному чтению;
на собственной литературно-художественной деятельности.
Слайд 20Задания для автодиагностики
Сравни себя с героем. Чем он от тебя отличается?
В чем его поведение, отношение с миром и людьми лучше твоего. Хуже твоего?
Что общего в ваших жизненных ситуациях?
Что тебе хочется сказать ему: поспорить с его мыслями и рассуждениями, утешить , обвинить, поддержать и т.д.
Слайд 21Эффект может быть достигнут
если
Адекватность (актуальность) проблемы, важность для ученика(ов) рассматриваемого вопроса,
ситуации;
доступность;
максимальное сходство описываемой в книге проблемы-ситуации с жизненной ситуацией;
позитивное завершение сюжета: показан выход из проблемы, обозначен путь решения личной проблемы;
укрепляется вера в себя.
Слайд 22принципы
Плюрализм – согласованность с личным представлением.
Диалогичность: герой-читатель, читатель-читатель, читатель-автор, учитель-читатель (читатели).
Наглядность:
посредством зрительного и аудио канала восприятия.
Слайд 23Некоторые формы работы
Индивидуальные:
вопросы (устно, письменно), связанные с текстом личного характера, к
учителю, группе, классу (анонимно-авторизированно);
пометки на полях: эврика!NB! И др.., подчеркивание;
записи на полях письменной работы учителя; резюме в конце письменной работы;
продолжение разговора после урока;
письменные работы (закончи, измени, предложи выход, порассуждай («если бы») и т.д.)
рефлексия.
Слайд 24Групповые:
метод дельфина – разговор о герое и о книге,- разговор о
себе и жизни в форме групповой творческой работы, дискуссии, театрализации и т.д.
обсуждение (спонтанное, с заготовленными ролями).
рефлексия.
Слайд 25Вывод.
Формирование целостного образа в различных сферах жизни личности:
Эмоциональной. Область чувств и
переживаний. Способность их выражать и понимать.
Социальной. Отношение с другими людьми, культурным окружением .
Физической. Здоровье психическое и физическое. Аспекты материальной жизни.
Духовной. Познание духовных ценностей, самого себя, законов жизни.
Рациональной. Способность к планированию, анализу, творчеству, мышлению и предвидению.
Слайд 26Предметом особого внимания исследователей становятся нравственные убеждения
как психологические образования, определяющие
единство слова и дела, мысли и поступка в поведении человека.
Новыми психологическими образованиями занимаются и упражнения (приемы)определенных направлений в психологии .
Например, приемы гештальтпсихологии Ф. Перлза направлены на
повышение степени осознанности достижение целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими и внешним миром.
Слайд 27
Алена
Ивановна
Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми
глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.
Слайд 28Чьи глаза смотрят на Алену Ивановну?
В каком душевном состоянии находится этот
человек?
***
Какое у вас теперь настроение?
Почему изменились образные средства в тексте?
Отчего зависит отношение человека к другому человеку, событиям, вообще внешнему миру?
Можем ли мы быть всегда абсолютно объективными в восприятии?
Можем ли мы выносить суд… приговор