Слайд 2В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Сравнение народной и литературной сказки.
Слайд 3Организация начала урока
Ты прочтёшь про всё на свете:
Как летают на ракете
Сколько
есть на небе звёзд
Как устроен длинный мост
Как железо добываю
Как микробы изучают
Как Америку открыли
Как на льдине люди жили...
О животных и о птицах
И о пчёлах -мастерицах...
Слайд 4ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Прочитайте эпиграф: «Нам даром без труда ничего не даётся, недаром
исстари пословица ведётся».
О чём эти слова?
Прочитайте пословицы:
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
У ленивой пряхи нет для себя рубахи.
Объясните их смысл.
Эти пословицы нам сегодня помогут.
Слайд 5Работа с портретом писателя
-Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.
-Посмотрите на
портрет. Может быть, кто - нибудь знает его имя?
-Прочитайте как его зовут.
Рассмотрите портрет. Попробуйте описать, каким вы представляете этого человека в жизни.
Слайд 6Сравнение сказок
-Вспомните, какие русские народные сказки мы читали?
-Почему эти сказки называются
народными?
-Есть ли у них автор?
-Какие сказки мы называем литературными или авторскими?
-Сегодня на уроке мы увидим как, рождается авторская сказка из народной.
-Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.
Слайд 7Работа с пословицами и поговорками
-Прочитайте пословицы и поговорки:
Два друга
– он да вьюга.
Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
-О чём в них говорится?
-Открывается название сказки:
Слайд 8Введение в тему
-Учебник стр. 196.
-Что написано перед названием сказки?
-Как называется
такая сказка?
-Какие произведения о Морозе вы помните?
-Сегодня мы познакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её:
Слайд 11Новая тема
-Сегодня мы вспомним русскую народную сказку
«Морозко».
-Какая это сказка?
-Сейчас мы
познакомимся со сказкой, которую написал В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Слайд 12Работа над сказкой
-Есть ли в сказке зачин?
-Отличается ли он от народной?
-Как
звали девочек?
-Почему автор их так назвал?
Говорят ли имена девочек об их делах?
-Что означают слова «Рукодельница» и «Ленивица»?
-Почему Ленивице было всегда скучно?
-Какая беда случилась с рукодельницей?
-Кто встретился ей в волшебном колодце и о чём её попросил?
Почему Мороз Иванович живёт в колодце, а?
Слайд 13Работа над сказкой
-На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?
-Какая
у него была перина?
-Легко ли девочке было взбивать перину? Почему?
-Сколько вопросов задала девочка старику?
-Какие вопросы задавала Рукодельница?
-Что он ей отвечал?
-Чем занималась Рукодельница у старика?
-Как он за это её отблагодарил?
Слайд 14Работа над сказкой
-Зачем решили отправить Ленивицу к Морозу Ивановичу?
-Хотелось ли Ленивице
идти на работу к старику?
-Что ответила она печке, когда оказалась в колодце? Яблоне?
-Как её встретил Мороз?
-Чем Мороз отблагодарил её за работу?
-Одинаково ли автор относится к героиням сказки?
-Можно ли по именам определить отношение Одоевского к своим героиням?
Слайд 15Выборочное чтение
-Прочитайте, как Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?
-Что наказывала нянюшка Ленивице?
Слайд 16Чтение в лицах
-Со слов: «Вот по примеру Рукодельницы….» и до слов
«Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил…..»
-Отметьте со страницы 205 по страницу 206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
-В каких словах выражена главная мысль сказки?
Слайд 17Сравнение с народной сказкой «Морозко»
Чем отличаются герои сказки?
Вывод: в авторской сказке
у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому.
-Мороза Ивановича легче представить: есть его описание.
-Разговаривают пирожок и яблочки.
-Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.
Слайд 18Сравнение героинь
Рабочая тетрадь стр. 47
Проверка:
Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна.
Ленивица: ленива, зла,
неуважительна, груба, спесива.
Вывод: автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».
Слайд 19Работа с пословицами
Собери пословицы:
Что посеешь
….такова и награда
Какова работа …….то и пожнёшь
Мало хотеть …….не жди добра
Что испёк …… надо уметь
Сделав худо …..то и кушай
Как вы понимаете значение этих пословиц?
Какие подходят к сказке « Мороз Иванович?
Для чего автор написал для нас эту сказку?
Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?
Слайд 20Домашнее задание
Рабочая тетрадь, с 48-49 (план сказки)
Пересказ понравившегося эпизода сказки
Дом Мороза
Ивановича нарисовать
Слайд 21Итог. Рефлексия
К какому жанру относится это произведение? Почему?
Чем отличаются герои
сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
Как называются сказки у которых есть автор?
Чему учит эта сказка?
В чём мудрость?
Выберите соответствующие смайлики:
Слайд 22Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно
и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.