К. Паустовский
«Кот-Ворюга»
Презентация составлена
учителем начальных классов
Османовой А. К.
Слайд 2Главный девиз урока
«Языку мы учимся и должны учиться до последних
дней своей жизни» К. Паустовский
Главное правило на уроке -
умей слушать других.
Слайд 3 Какие произведения К. Паустовского читали?
Вспомнить вам поможет
выставка книг К. Г. Паустовского.
Слайд 4 Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством
К. Г. Паустовского
Каким вам видится писатель через портрет?
Константин Георгиевич Паустовский
(1892 – 1968)
Слайд 5 Загадка. Догадайтесь, о каком произведении пойдёт речь?
Острые ушки,
на лапках подушки, Усы, как щетина, дугою спина,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Слайд 6Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
Как называет его
автор?
Что значит это слово? Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга».
Слайд 7
- О чём этот рассказ?
- Назовите главных героев рассказа.
-
От какого слова образовалось слово «ворюга»?
Слайд 8
ЧИТАЕМ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Кот
Воровал
Попался
Накормил
Перестал воровать
Хозяин и сторож
Слайд 10 Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно
выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю.
Слайд 11 Кот, дрожа от негодования,
подкрался к курам…
Слайд 12
Кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину
и мирно захрапел…
Слайд 13Словарная работа
Назовите в тексте слова, значение которых вам непонятно
Отчаяние
– состояние крайней безнадёжности, ощущение безысходности.
Кукан – бечёвка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни (потеря сознания, судороги).
Слайд 14Задания
1.
Найдите в тексте описание внешнего вида кота.
Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?
2.
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
3.
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
Слайд 15Ответы на задания
Задание 1.
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале
рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Задание 2.
Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.
Задание 3.
Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
Вор-воришка-ворюга.
«Самый внимательный читатель»
По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели. 3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали. 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца; в) две недели. 6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) 7. 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 8. Кот свалился с берёзы: а) на камень; б) как футбольный мяч. 9. Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася; в) плотицу. 11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) рыбу; г) молоко; д) творожники. 12. Кот совершал «благородный и неожиданный поступок»: а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня.
Слайд 18Проверка
1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 –
а;
5 – а; 6 – б; 7 – в; 8 – б;
9 – а; 10 – в; 11 – а, б, в, д; 12 – а.
Слайд 19Творческая работа
Историю кота нам рассказывает сам Паустовский.
2. Согласны ли вы
с изречением: Ленька не только бесстрашный и ловкий, но и добрый.
3.В роли кота - ворюги может оказаться любой человек.
Подтвердите правильность следующих утверждений
Слайд 20Выделим главную мысль рассказа
К.Паустовского «Кот- ворюга»
Надо накормить бездомных животных.
Если
относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.
Жадность и воровство всегда будут наказаны.
«Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.
«Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент- Экзюпери
Слайд 21ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-Прочитать рассказ,
Каким вам представляется кот в начале рассказа
и в конце рассказа. ? Попробуйте передать это на рисунке.
Слайд 22РЕФЛЕКСИЯ
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Трудно
было…
Я научился…
Я смог…