Слайд 1Персонажи волшебных сказок
Традиционная стилистика волшебных сказок
Образ Бабы-Яги
Подготовила: учитель начальных классов
Коваленко
Анна Павловна
Слайд 2Содержание:
Понятие «сказки»
Жанровые разновидности сказки
Сказка о животных
Небылица
Новеллистическая сказка
Анекдотическая сказка
Волшебная сказка
Признаки волшебных сказок
Композиция
сказки
Герои волшебных сказок
Помощники героев
Враги героев
Образ Бабы-Яги
Использованная литература
Слайд 3Понятие «сказки»
Сказка- это жанр литературного творчества.
Слово «сказка» появляется в письменных источниках
приблизительно в 16 веке, но ее значение далеко от принятого ныне. То же, что мы привыкли называть сказкой, наши далекие предки именовали «кощуной». И лишь в 11 веке, после крещения Руси, кощуна потеряла как свой мифологический, сакральный смысл, так и само имя (нынешний смысл слова кощунство – богохульство, осквернение святыни, преступление против религии, веры), получив взамен новое – баснь, которое и продержалось до 19 века, сменившись в свою очередь уже известным нам названием сказки.
Слайд 4Жанровые разновидности сказки
Сказка о животных
Небылица
Новеллистическая сказка
Анекдотическая сказка
Волшебная сказка
Слайд 5Сказка о животных
Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность разножанровых произведений сказочного
фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Слайд 6Небылица
- жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или
стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевёртыш».
Слайд 7Новеллистическая сказка
Новеллистическая сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно
отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость со властью и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Слайд 8Анекдотическая сказка
Анекдотическая сказка, выделяемая Афанасьевым А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка
является развёрнутым повествованием анекдота.
Слайд 9Волшебная сказка
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку .
В
основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.
Слайд 10Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня
сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её .
Слайд 13Герои волшебных сказок
В волшебной сказке герой — или царевич, или крестьянин.
На развитие действия это не влияет. Внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет себе его прекрасным. Это идеализированный герой. Когда имеются три брата, то герой — всегда младший. Он дурак, всеми презираемый, сидит на печи, в золе, в грязи. Но неприглядный внешний облик— контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты — душевной силы, благородства.
Слайд 16Образ Бабы-Яги
Ба́ба-яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. По
своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках.
Слайд 17В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать
в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).
Слайд 18Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три
вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.
Слайд 19Таким образом, в волшебной сказке перед слушателем возникает особый, таинственный мир. В нем
действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Слайд 20Использованная литература:
http://www.knigi-psychologia.com/article_info.php?articles_id=824
Словарь литературоведческих терминов под ред. С. П. Белокуровой. M., 2005.
http://www.solnet.ee/parents/kn_ob2_06.html
http://skazki.smeha.net/russkie/info.html
http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Charles_Perrault04.jpg
http://egorova.21415s04.edusite.ru/p21aa1.html
http://kindbook.ru/file/200.jpg
http://www.indiatales.ru/images/66.jpg
http://illustrators.ru/illustrations/224371_original.jpg?1298833018
http://skazochnikonline.ru/kartinki4/s02.jpg
http://gifakt.ru/wp-content/uploads/tales-yemelya-on-stove.jpg
http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/09/3A/604895.jpg
http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_471.jpg