Презентация, доклад по литературному чтению Д.Н.Мамин-Сибиряк

Содержание

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая его фамилия Мамин. Семья Дмитрия была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил

Слайд 1
Дмитрий
Наркисович
Мамин-
Сибиряк
25.10.1852 – 02.11.1912

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк  25.10.1852 – 02.11.1912

Слайд 2 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского

уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая его фамилия Мамин.
Семья Дмитрия была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил в домашних условиях.

Дом, где родился писатель

Дмитрий Мамин-Сибиряк с мамой

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного

Слайд 3 Закончил Висимскую школу для детей рабочих. Отец очень хотел, чтобы

Дмитрий пошел по его стопам и посвятил свою жизнь служению Богу.

Наркис Мамин с сыновьями Дмитрием (справа) и Владимиром, 1868 год

Закончил Висимскую школу для детей рабочих. Отец очень хотел, чтобы Дмитрий пошел по его стопам и

Слайд 4В 1866г. Дмитрий был определён в Екатеринбургское духовное училище. Там он

проучился два года, а затем перешел в Пермскую духовную семинарию (до 1872 года, полный курс не окончил).
Во время обучения в семинарии Дмитрий пишет свои первые рассказы, еще не слишком хорошие, но уже свидетельствующие о литературных наклонностях. В 1872 году Дмитрий поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. С 1874 для заработка писал для газет отчёты о заседаниях научных обществ. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).

Пермская духовная семинария

В 1866г. Дмитрий был определён в Екатеринбургское духовное училище. Там он проучился два года, а затем перешел

Слайд 5 Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году

умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка.
Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.
Женился на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам.

Дом, в котором жил писатель в Екатеринбурге

Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот

Слайд 6 В эти годы будущий писатель совершил много поездок по

Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике,

Слайд 7 Вскоре после этого публикуются в газетах путевые очерки под общим

названием
«От Урала до Москвы». Тогда же Мамин становится Маминым-Сибиряком. Издается роман из заводской жизни на Урале «Приваловские миллионы» и получил большую известность, роман «Горное гнездо». Это произведение принесло Мамину-Сибиряку славу талантливого писателя-реалиста.
Вскоре после этого публикуются в газетах путевые очерки под общим названием «От Урала до Москвы». Тогда

Слайд 8 В 1890 году развёлся с первой женой, женился на актрисе

Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год жена умерла, оставив больную дочь Алёнушку на руках отца. Эта трагедия стала очень большим потрясением для писателя, с которым он не смог полностью справиться до самой смерти.
В 1890 году развёлся с первой женой, женился на актрисе Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой и

Слайд 9 Тем не менее, писатель преодолевает шок от утраты и отдает

максимум внимания дочери. Творчество в это время очень плодотворно, появляется много произведений для детей.
Цикл сказок «Аленушкины сказки», написанный Маминым-Сибиряком для своей дочери, стал одним из лучших образцов его творчества. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями.
Тем не менее, писатель преодолевает шок от утраты и отдает максимум внимания дочери. Творчество в это

Слайд 10 Произведения Мамина-Сибиряка для детей: сборник «Детские тени» (1894-1896),"Зимовье на Студеной"

(1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899), «Приемыш» и другие приобрели широкую известность. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина-Сибиряка со сказками Г.Х. Андерсена.
Произведения Мамина-Сибиряка для детей: сборник «Детские тени» (1894-1896),

Слайд 11 2 ноября 1912 года после обострения болезни Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

скончался. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Спустя всего два года рядом было погребено тело его дочери – Елены Дмитриевны Маминой.
В 1956 году прах писателя перенесли на Волковское кладбище.
2 ноября 1912 года после обострения болезни Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк скончался. Похоронили его на Никольском кладбище

Слайд 12 Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно

детской литературе.
Ведь это счастье - писать для детей.

Дмитрий Наркисович
Мамин-Сибиряк
Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье -

Слайд 13Аленушкины сказки
Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками».

Из письма своей матери: «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».
Аленушкины сказки Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками». Из письма своей матери: «Это моя

Слайд 14«Баю-баю-баю...
Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у

Алёнушки спит, другое – слушает.
Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки».
«Баю-баю-баю...Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.Спи, Аленушка,

Слайд 15 Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель

отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…
Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про

Слайд 16 В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об

одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну, конечно, так может думать только глупая, смешная муха!
В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что

Слайд 17 Великая сила – действовать всем вместе, сообща. Уж как

могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя. Медведь
изображён неуклюжим и бестолковым.

Великая сила – действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если

Слайд 18 Про глупого индюка,
который вообразил,
будто он умнее всех.

Про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех.

Слайд 19 История о зайце, которому надоело всех бояться. Он стал

хвастаться и всех развеселил тем, что говорил, что съест волка. Шум привлек внимание волка, и он решил съесть хвастливого Зайчишку. Но тот увидел его и от страха, высоко прыгнув, приземлился прямо на серого. Заяц побежал в одну сторону, волк – в другую. Оба испугались. Так храбрый Заяц сам поверил в свою храбрость.
История о зайце, которому надоело всех бояться. Он стал хвастаться и всех развеселил тем, что

Слайд 20 История о жизни и приключениях Козявочки, маленького насекомого женского

пола. Она, только-только появившись на свет, считает, что всё вокруг её. Но потом она узнает, что мир не так прост и в нём живут и злые шмели, и заумные червячки, и опасные лягушки, рыбки и птички. Но, не смотря на все это, она счастливо прожила лето и даже завела семью. И, устав, уснула на всю зиму.
История о жизни и приключениях Козявочки, маленького насекомого женского пола. Она, только-только появившись на свет,

Слайд 21 Про неловкую кухарку, у которой
постоянно убегали то кашка,

то молоко, и
про хитрого кота-плутишку. Воспользовавшись
отсутствием кухарки, вылакал все молоко,
которое непонятно из-за чего спорило
с кашкой.
Про неловкую кухарку, у которой постоянно убегали то кашка, то молоко, и про хитрого кота-плутишку.

Слайд 22 В сказке «Про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку» ворона

пожалела канарейку и спасла её от других птиц, а потом непрерывно жаловалась той на свою жизнь. Канарейка, живя в клетке у людей, сытая, в тепле, хотела улететь на волю, и ей это удалось. Но на воле жить не так-то легко: нужно добывать себе еду, прятаться от врагов, от холода, ветра и дождя. И в начале зимы канареечка погибает от холода и голода.
В сказке «Про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку» ворона пожалела канарейку и спасла её от

Слайд 23 Лесная сказка
Чтение и обсуждение
значимых отрывков
сказки

Лесная сказкаЧтение и обсуждение значимых отрывков сказки

Слайд 24- С какой целью люди пришли в еловый лес?
- Сколько

лет рос ельник?
- Что происходило с деревьями, когда их рубили?
- Что об этом говорили старые ель и белка?
- Как вел себя ветер в густом лесу и на вырубленном месте?
- Какой вред принесла речке вырубка леса?

Герои сказки:
старая ель, старая белка, жившая
в дупле ели,
ветер,
речка Безымянка

- С какой целью люди пришли в еловый лес? - Сколько лет рос ельник? - Что происходило

Слайд 25- Что произошло с порубью весной?
( на ней выросли рябинки, черемуха,

верба, кусты смородины, малины, трава, цветы…, забегали зайцы пощипать травки)

«Недавняя смерть сменилась яркой жизнью молодой поросли…»


- Что произошло с порубью весной?( на ней выросли рябинки, черемуха, верба, кусты смородины, малины, трава, цветы…,

Слайд 26- Все ли растения живут одинаково долго? Что рассказывает об этом

автор?

- Через сколько лет порубь заросла густым смешанным лесом?
( через 20 лет)


- Все ли растения живут одинаково долго? Что рассказывает об этом автор? - Через сколько лет порубь

Слайд 27- А молодые елочки росли в смешанном лесу?
- Что произошло

дальше?
- Кто победил в общей войне лиственных пород против молодой
хвойной поросли?

- А молодые елочки росли в смешанном лесу? - Что произошло дальше?  - Кто победил в

Слайд 28- Через сколько лет молодой ельник занял всю порубь?
- Какие

растения растут в ельнике и почему?
(папоротники, мхи, лишайники, т.к. в таком лесу – сырость, вечная полумгла)
Ребята, какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?
(Лес нельзя без нужды вырубать, поджигать траву, чтобы загорелся лес. Ведь нужны многие десятилетия, чтобы он возродился).
- Через сколько лет молодой ельник занял всю порубь? - Какие растения растут в ельнике и почему?

Слайд 29 Какую пользу приносит лес?

- Лес в 7 раз

уменьшает скорость ветра.
- Задерживает потоки воды.
- Закрепляет пески.
- Очищает воздух от пыли.
- Испаряет влагу, делает воздух влажным.
- Лес является домом для многих видов животных.
- Из леса делают бумагу, мебель, дома…
- Лес кормит нас грибами, ягодами, орехами, снабжает целебными травами, используется как топливо.
Какую пользу приносит лес?- Лес в 7 раз уменьшает скорость ветра.- Задерживает потоки воды.-

Слайд 30Читайте книги,
любите и берегите
природу!

Читайте книги, любите и берегите природу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть