Презентация, доклад по литературному чтению А.С.Пушкин Няне, Унылая пора...

Содержание

Организационный моментНачинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно читать.

Слайд 1 А.С.Пушкин
«Няне», «Туча», «Унылая пора…»

А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора…»

Слайд 2Организационный момент
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно читать.

Организационный моментНачинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно читать.

Слайд 3Удесный
Мир
классики
Ч

УдесныйМирклассикиЧ

Слайд 4Проверка домашнего задания
стр. 60 - 61
На выбор:
задание 9, 13

Проверка домашнего заданиястр. 60 - 61На выбор:задание 9, 13

Слайд 5 Речевая разминка
Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.
Садитесь

на шесток,
кто на лавку, да не делайте давку!

Прочитайте способом «птичий базар».

Прочитаем медленно (еще: с ускорением,
с замедлением темпа, выразительно).

Речевая разминкаСобирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки. Садитесь на шесток, кто на лавку, да

Слайд 6Кому принадлежат эти строки?
1) У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на

дубе том: И днем ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.
2) Три девицы под окном Прял поздно вечерком. “Кабы я была царица. – Говорит одна девица…
3) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, Спросила “Чего тебе надобно, старче?”
Кому принадлежат эти строки?1) У лукоморья дуб зеленый;  Златая цепь на дубе том: И днем ночью

Слайд 7Стр. 62 - 63
Работа по учебнику

Стр. 62 - 63  Работа по учебнику

Слайд 8Александр Сергеевич
Пушкин

(1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Слайд 96 июня 1799 года в Москве в дворянской семье Пушкиных родился

мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним

Слайд 10Стр. 64 - 65
Работа по учебнику
Словарная работа
Что такое арка?



Что

такое рампа?



Как вы понимаете выражение «Дышал стихами»?

(Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы.).

(Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену.).

Стр. 64 - 65  Работа по учебникуСловарная работаЧто такое арка?Что такое рампа?Как вы понимаете выражение «Дышал

Слайд 12А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем

детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне.
А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Александр не только не представлял

Слайд 13Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а

затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах.
Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта

Слайд 14Арина Родионовна так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных

песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным. 
Арина Родионовна так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком

Слайд 15Да будет же ей, этой няне, и от лица русского Общества

вечная благодарная память”.
И.С. Аксаков
Да будет же ей, этой няне, и от лица русского Общества вечная благодарная память”.

Слайд 16Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к

михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально. 
Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село

Слайд 17Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских

Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период самым близким другом для Александра Сергеевича.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в

Слайд 18Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье

крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге.  Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.

Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла

Слайд 19Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала

и его няней.
Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.Описание внешности Арины Родионовны

Слайд 20А.С. Пушкин с няней.

А.С. Пушкин с няней.

Слайд 21Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей

и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести.
Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.Сблизили

Слайд 22Часто подобные стихи запрещались цензурой.)  поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе

с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.
Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Часто подобные стихи запрещались цензурой.)  поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В

Слайд 23Стр. 66
Работа по учебнику

Стр. 66  Работа по учебнику

Слайд 24Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне»,

посвященное Арине Родионовне.  С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке, научимся приемам анализа стихотворения.
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне.  С этим стихотворением

Слайд 25А кто он ей? Не сын, не внук – Дитя господское. И

всё же Арина чуяла: барчук Ей был на свете всех дороже. Все ребятишки хороши, Дай Бог им крепкого здоровья! Во всех не чаяла души, Но этот был её любовью! Сама не ведая о том, Она урок ему давала - Простым крестьянским языком Саму Россию диктовала! Любовью сердца своего Купель бессмертную согрела, И душу певчую его Оберегала, как умела. Могла бы век ему служить, Когда б судьба не разделила… Ведь в целом мире, может быть, Она одна его любила

слушать
и смотреть

А кто он ей? Не сын, не внук – Дитя господское. И всё же Арина чуяла: барчук

Слайд 26Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна,

сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? 

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему

Слайд 28Кровля здания, сооружения –

Ветхая -

Лачужка -

Обветшалой 

Суровые дни –
Голубка –
Дряхлая (моя) –
Светлица –
Воро'ты -

Теснят (заботы грудь)



Всечасно (теснят грудь) –

верхнее ограждение (оболочка) крыши.

старый, близкий к разрушению, обветшалый.

небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

- пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

очень тяжёлые, трудные, тяжкие

ласковое обращение к женщине

слабая, немощная от старости

светлая парадная комната в доме

устаревшая форма существительного “ворота”.

недомогание, при котором трудно дышать.

постоянно.

Кровля здания, сооружения – Ветхая -Лачужка -Обветшалой Суровые дни – Голубка – Дряхлая (моя) – Светлица – Воро'ты -Теснят (заботы грудь) – Всечасно (теснят грудь) –

Слайд 30Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный

путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора:  тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Эпитеты:

Метафоры:

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.Метафора:  тоска,

Слайд 31Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания
Противопоставление: светлый — черный (“ты

под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”).

Сравнение:

Противопоставление:

Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожиданияПротивопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”). Сравнение: Противопоставление:

Слайд 32В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание

от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность

Слайд 33Жанр этого произведения-лирика.
Стихотворение написано от лица лирического героя, а место

действия его переживания.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

Жанр этого произведения-лирика. Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность,

Слайд 34 Физминутка   
 

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке,

к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Физминутка     Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)Даже ветер не

Слайд 35Запишите ассоциативный ряд к слову «туча».
ПЕЧАЛЬ
НЕНАСТЬЕ
ДОЖДЬ
БУРЯ
МРАК
СТРАХ
БЕДА
ОДИНОЧЕСТВО
ВОЛНЕНИЕ
ТРЕВОГА

Запишите ассоциативный ряд  к слову «туча».ПЕЧАЛЬНЕНАСТЬЕДОЖДЬБУРЯМРАКСТРАХБЕДАОДИНОЧЕСТВОВОЛНЕНИЕТРЕВОГА

Слайд 36Стр. 67
Работа по учебнику

Стр. 67  Работа по учебнику

Слайд 37слушать

слушать

Слайд 38Алчный (высок.) – жаждущий.
Древес (устар.) – деревья.
Лазурь (устар. и высок.)

– светло-синий цвет, синева.
Унылый – грустный, мрачный.
Ликующий – восторженно радостный; торжествующий.
Рассеянная (буря) – разбросанный на большом пространстве; редкий.
Облегать – покрывать что-либо сплошной массой.
Обвивать – охватывать.
Миновалась – прошла.

Словарь

Алчный (высок.) – жаждущий.Древес (устар.) – деревья. Лазурь (устар. и высок.) – светло-синий цвет, синева.Унылый – грустный,

Слайд 39-Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова он

для этого выбирает?
-Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с , тучей? Объясните.
-Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.
-Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

А.С. Пушкин «Туча»

-Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова он для этого выбирает?-Можно ли сказать, что

Слайд 40 Работа в группе
1 группа ищут – эпитеты.



2 группа- олицетворение.
Зачем нужны?
3 группы – все глаголы.
Зачем нужны?

Эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.

Работа в группе1 группа ищут – эпитеты.

Слайд 41ЭПИТЕТЫ: последняя туча рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий

день. таинственный гром, алчную землю, с успокоенных небес. 

Эпитеты

Найдите эпитеты в стихотворении.

ЭПИТЕТЫ: последняя туча рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий день. таинственный гром, алчную землю, с

Слайд 42ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь, облегала, молния…обвивала, ты [туча] издавала,

поила, пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит. 

Олицетворение

Найдите олицетворение в стихотворении.

Туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь, облегала, молния…обвивала, ты [туча] издавала, поила, пора миновалась, земля освежилась, буря

Слайд 43Глаголы: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась,

промчалась, гонит. 

Глаголы

Найдите глаголы в стихотворении.

Насыщенность глаголами придает стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.

Глаголы: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит.  Глаголы Найдите глаголы в

Слайд 45- Какое сейчас время года в природе?
-Назовите осенние месяцы.
- Рассмотрите осенние

пейзажи.
-Какое настроение вызывают осенние пейзажи?
-чем нравится вам осень?

С. Жуковский.
Осень. Веранда

- Какое сейчас время года в природе?-Назовите осенние месяцы.- Рассмотрите осенние  пейзажи.-Какое настроение вызывают осенние пейзажи?-чем

Слайд 46В. Беликов. Золотая осень. 1989

В. Беликов. Золотая осень. 1989

Слайд 47С. Герасимов. Золотая осень. 1956
Определите тему и цели урока.

С. Герасимов. Золотая осень. 1956Определите тему и цели урока.

Слайд 48слушать
произведение
А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

слушать произведениеА.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

Слайд 49Увяданье –

само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.
Багрец – 
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.  2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.
Очи, око –
глаз.

Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

Увяданье –            само слово ассоциируется у нас

Слайд 50– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам

только настроение? 
– Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души, свои чувства? 

Лирическое произведение

- Какие чувства передаёт автор?

– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?  – Как называется произведение,

Слайд 51ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных (сочетание несочетаемого), противоречащих друг другу по

значению слов в одном художественном образе.

Например: горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса-А.С. Пушкин, убогая роскошь – Н.А. Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок

ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных (сочетание несочетаемого), противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе.Например:

Слайд 52Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он

любит. 
Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. 

Слайд 53– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит?
– Что

автор больше всего любит в осени?
 – Что вы понимаете под словом «увяданье»?
 – Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ.
-Что значит «пышное»?
Какое устаревшее слово
вы встретили в стихотворении?
А что придают устаревшие слова
данному произведению?
– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит?– Что автор больше всего любит в осени? –

Слайд 542. Какова основная мысль данного лирического произведения?

а) радость наступления осени;
б) грусть

осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.

б) грусть осеннего увядания;

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?а) радость наступления осени; б) грусть осеннего увядания; в) тоска наступающей

Слайд 553. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных

предложений; б) наличие большого количества глаголов; в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.а) наличие сложных предложений; б) наличие большого количества глаголов;

Слайд 564. Что такое оксюморон?

а) прием, заключающийся в замене одного слова или

понятия другим; б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении; в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;

4. Что такое оксюморон?а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим; б) художественный приём; сочетание

Слайд 57-Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?
-Какое стихотворение больше всего понравилось?

Чем?
-Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?-Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?

Слайд 58-Что особенно запомнилось на уроке?
-Что понравилось?

-Что особенно запомнилось на уроке?-Что понравилось?

Слайд 59ШКАЛА УСПЕХА

- не доволен, сделал не всё,

что мог
- мог бы лучше
- сделал всё, что моих силах для успеха группы
ШКАЛА УСПЕХА - не доволен, сделал не всё,

Слайд 60Что вспомнили на уроке?
Чему учились?
Что на уроке вам понравилось?
Какая работа

показалась сложной?
Оцените свою работу.
Что вспомнили на уроке? Чему учились?Что на уроке вам понравилось?Какая работа показалась сложной?Оцените свою работу.

Слайд 61Домашнее задание:
с. 66 – 68 - наизусть
Принести стихотворения А.С.Пушкина об осени

Домашнее задание:с. 66 – 68 - наизустьПринести стихотворения А.С.Пушкина об осени

Слайд 62Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?
О чём хочется продолжить

разговор?
А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?

Продолжите фразу:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Я сегодня работал …
Хочу поговорить о …
Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?О чём хочется продолжить разговор?А вы бы написали такое же

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть