Слайд 1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова»
«Знакомьтесь,
Баба-Яга! »
Выполнили: группа учеников 3а класса МКОУ СОШ № 16. им. Н Косникова
Руководитель: Кузьмина Василина Васильевна
г. Биробиджан
Слайд 2
Идея создания данного проекта «Знакомьтесь, Баба - Яга» возникла после
прочтения народных сказок и бесед о нравственных качествах героев сказки на уроках литературного чтения.
Вот уже много лет ученые, взрослые и дети не могут разгадать тайны Бабы-Яги…Кто она на самом деле? Откуда появилась? Сколько ей лет? А самое главное - положительный это герой или отрицательный? Так кто же она, эта загадочная старушка? Нам захотелось узнать о Яге больше, познакомиться с ней поближе.
Слайд 3
Цель проекта:
проанализировать образ Бабы-Яги в русских народных и современных
сказках, определить положительная или все же отрицательная она героиня.
Задачи проекта:
1. Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы -Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
2. Узнать происхождение Бабы - Яги, т.е. откуда она пришла в русские народные сказки.
3. Узнать значение имени Бабы - Яги в разных словарях и научных трудах.
4. Проанализировать поступки, которые совершает Баба - Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.
5. Изучить отношение учащихся и взрослых к образу Бабы- Яги, соотнести их с добром и злом.
Слайд 4Этапы исследования:
Социологический опрос участников образовательного процесса
- Экскурсия в библиотеку
на микрорайоне
- Изучение соответствующей литературы и Интернет-ресурсов
- Подготовка выставки поделок и рисунков, посвященных Бабе-яге
Слайд 5
Гипотеза:
Мы предположили, что Баба - Яга не является отрицательным персонажем.
Объект исследования:
художественная и научная литература, мультипликационные и художественные фильмы, восприятие детьми образа Бабы - Яги.
Предмет исследования: образ Баба - Яга
Методы исследования:
Изучение и анализ художественной и научной литературы.
Изучение мультфильмов и художественных фильмов с участием Бабы - Яги.
Работа с Интернет – ресурсами.
Анкетирование.
Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).
Слайд 6 В школе наш класс провел социологический опрос, в котором приняли
участие ученики
4, 5, 7, 11 классов, а также учителя и родители детей нашего класса.
Слайд 7
На слайде представлены результаты данного опроса.
Слайд 8Как появился образ Бабы-Яги
Согласно древней славянской мифологии жила когда-то прекрасная, юная
богиня Йогиня, которая приходилась дочерью Вию, царю подземного царства (царства мертвых).
Девушка обладала вечной молодостью, красотой,
силой и необычайной добротой.
Слайд 9Как появился образ Бабы-Яги
И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала
в селениях осиротевших деток.
Люди знали её как, добросердечную Богиню-Покровительницу детей - сирот. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью Йогиня -Матушка. Детей-сирот Йогиня доставляла в свою избу, которая находилась в самой чаще леса.
Она делала это для того, чтобы спасти их от неминуемой гибели.
Слайд 10Как появился образ Бабы-Яги
.
Бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие богов за то,
что Велес - ее муж, предал Перуна - бога громовержца, и превратилась Йогиня в древнюю уродливую старуху Ягу.
Бессмертие у Яги осталось, но вернуть былую красоту ей не удалось, как она не пыталась.
Слайд 11Существует несколько версий происхождения имени «Баба-Яга».
Имя состоит из двух слов
«Баба» и «Яга».
Бабка, баба, бабушка – женщина, старшая в семье.
Вторая часть имени – «Яга», происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), шкура ягненка или шуба из шкуры ягненка, которую носят шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».
«Толковый словарь Владимира Ивановича Даля» - «Яга – род ведьмы, злой дух под личиной безобразной старухи.
«Толковый словарь Ефремовой» – Баба - Яга мифическое существо, злая старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом (в русских народных сказках), недобрая, сварливая женщина.
«Толковый словарь Кузнецова» - это безобразная старуха, хозяйка леса, повелительница его обитателей, страж входа в царство Смерти.
«Толково-фразеологический словарь Михельсона» - бранчивая баба, т.к. ягать - кричать, браниться.
Происхождение имени «Баба-Яга»
Слайд 12Образ Бабы-Яги
Страшная сгорбленная древняя старуха с косматыми лохмами седых волос,
крючковатым носом, железными зубами и длинными руками.
«Лежит Баба – Яга на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке, губами горшки волочит, языком печь пашет,
в зубах шелковый пояс плетет».
(Афанасьев.)
Возраст Яги точно не установлен:
некоторые сказки утверждают,
что ей от трёхсот до семисот лет,
другие говорят – больше тысячи.
Слайд 13.
Жилище Бабы-Яги
Живёт Баба - Яга отшельницей в дремучем лесу, в
небольшой избушке на курьих ножках. В избе Баба -Яга, как правило, лежит на печи. Избушка Бабы - Яги всегда обращена передом к лесу и является «проходом» в другой мир.
Любому путнику было известно: чтобы войти внутрь, нужно произнести волшебные слова: «Встань по-старому, как мать поставила!
К лесу задом, ко мне передом»
Исследователи рассматривают два варианта
происхождения жилища именно такой
конструкции. Возможно, «курьи» -
это изменившееся слово «курные».
В древности наши предки строили для
умерших дома смерти,
которые возвышались на окуренных дымом столбах.
Возводили такие постройки и на древних пнях,
чьи корни и правда похожи на куриные ноги.
Слайд 14Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами.
Внутри избушка
вся увешана пучками из сухих трав, которые использует для приготовления отваров и снадобий. Неизменными атрибутами Бабы - Яги являются ступа и пест, которые необходимы для приготовления различных порошкообразных веществ.
Слайд 15
Баба-Яга является известным персонажем волшебных сказок, фильмов и мультфильмов, а также
одним из самых загадочных женских образов.
Образ Бабы - Яги очень ярок и многообразен.
Разнообразие образов Бабы-Яги
Слайд 16Яга – дарительница
Гостя она выспрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой.
Путеводный клубочек указывает направление, конь преодолевает непреодолимые преграды. Баба - Яга вручает герою вещи - платок или салфетку, - по которым он должен быть опознан его невестой, или волшебные предметы, которые помогают ему в путешествии и в выполнении заданий.
«Трудно, красавица, тебе будет его отыскать,
да я тебе помогу.
Вот тебе серебряное донце,
золотое веретенце, бери в руки,
само прясть будет,
потянется нитка не простая,
а золотая»
(«Финист – ясный сокол»).
Слайд 17Яга – похитительница
В сказках Яга часто похищает детей, пытается и
стремится изжарить их в печи, что напоминает известный обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребёнка символически «уничтожали», чтобы он возродился вновь уже здоровым человеком. Знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.
(«Гуси- лебеди», «Жихарка»)
Слайд 18Яга – повелительница
Яге подчиняются силы природы и животный мир.
«…ты смотри –
двор вычисти,
избу вымети, обед состряпай,
бельё приготовь.»
(сказка «Василиса Прекрасная»)
Слайд 19 Яга - советчица:
Иногда ничего сама не делает
для героя, но указывает , к кому обратиться.
«…ступай по тропинке, дой-
дёшь до пруда, спрячься за
деревом и выжидай время.»
(сказка «Василиса Премудрая»)
Слайд 20
Яга - прародительница.
Мать всего живого, мудрая жрица,
лесная баба-вещунья, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной.
Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями, а в сказке истязания заменились испытаниями, в прохождении которых и помогала Баба-Яга.
Матери посылали к ней и своих дочерей вовсе не для того, чтобы их съели. Девочки проходили у Яги настоящий курс разных женских премудростей: учились прясть, ткать, готовить.
Слайд 21 ВЫВОД:
Наше исследование подтверждает гипотезу:
Баба-Яга в русских народных сказках не злая ведьма,
а добрая помощница и советчица.
Она помогает герою, спасает его;
А если брать современные образы Бабы - Яги , так она может быть весёлой, смешной и даже красавицей.
Слайд 22
Наше исследование показало, что Баба-Яга не сварливая старуха, вселяющая страх, а
величественная богиня, которая помогает героям обрести земное счастье, наставляет их на путь истинный.
Еще многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки ещё раз напомнят, что добро и зло живут в жизни рядом,
но добро всегда побеждает.
«Сказка – ложь,
да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
Заключение:
Слайд 23
Первое упоминание о Бабе-Яге датируется 1588 годом,
то есть, если считать
до 2018 года, то ей уже 430 лет
Интересные факты:
Слайд 24
Интересные факты:
С 2004 г. «Родиной» Бабы-Яги считается село Кукобой Первомайского района
Ярославской области, где каждый год 26 июня отмечают ее день рождения. Для жителей района Баба-Яга – символ домовитости. Она хранительница обычаев и родовых традиций.
Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны.