Слайд 1Зимние календарно-обрядовые песни
Подготовила ученица 6 «А» класса
Шевцова Владислава
Слайд 2
Зимний период русского народного земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с
Покрова (1/14 октября) крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покрова начинались осенне - зимние сборища молодежи — «посиделки».
Новогодняя обрядность и обрядовая поэзия своими элементами имели: праздничные сборища и игры, песни, призывавшие благополучие в семью и урожай в поле (общеславянское наименование - «колядки», среднерусское - «овсень», «таусень», севернорусское — «виноградье»), гадания на Святки (подблюдные песни) и т. д.
Слайд 3В дни празднования Нового года охотно гадали: считалось, что это время
самое подходящее для того, чтобы узнать грядущую судьбу. Песни, которыми сопровождались эти календарные гадания, называли подблюдными', их действительно пели над блюдом - чашей. Подблюдная песня - это песня-символ, песня-иносказание. Однако иносказания этих песен прозрачны: пели о курочке, что вырыла «золотой перстень», — верная примета замужества; пели о воробье, что глядит на чужую сторону, — быть на чужбине и т. д.
Слайд 4Колядование - один из основных обрядов новогоднего праздника, сопровождаемого песнями и
обходами соседей.
В колядках часто можно встретить уподобление хозяев дома солнцу, месяцу, звездам - один из элементов аграрных обрядов, возвеличивавших солнце.
Колядка - просьба о вознаграждении колядующего - иногда принимала форму требования, перерастающего подчас в угрозу «навлечь беду». Этим подчеркивалось, что колядующие приходят не как просители, а как лица, совершающие обряд, который должен принести восхваляемым хозяевам богатства.
Слайд 5Масленица- это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной
недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло.“В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. По пословице, надо «есть до икоты, пить до перхоты», петь до надсады, плясать до упаду”. Комичен в народном представлении и образ Масленицы: “широкорожая”, “курносая”, “кривошеея”, “голошеея”, “кургузая” баба, грязнуля, обжора (“блиноеда”, “полизуха”), забияка (“колотуха”), воровка (“обируха”), врунья (“обмануха”), “которую ждут”
.