Слайд 1И.С. Тургенев.
1818-1883
…Быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях
непременно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н.А. Добролюбов.
Слайд 2Биографическая справка.
Родился в Орле в дворянской семье. Село Спасское-Лутовиново.
1827-1829 частный пансион
в Москве.
1833 Московский университет, словесное отделение философского факультета.
1838 публикации в журнале «Современник» (стихотворения «Вечер», «К Венере Медицейской»).
1838-1841 Берлинский университет.
1843 служба чиновником особых поручений под начальством писателя В.И. Даля. Знакомство с Белинским и Полиной Виардо.
Слайд 3Биографическая справка.
1845 выходит в отставку.
1847 уезжает за границу, где печатает большую
часть «Записок охотника».
1847-1850 комедии «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник», «Холостяк», «Завтрак у предводителя».
1852 «Современник» печатает более 20 рассказов из «Записок охотника».
1852 арест. Поводом стала статья, написанная после смерти Гоголя.
Слайд 4Биографическая справка.
1862 «Отцы и дети».
1878 в Париже состоялся Международный литературный конгресс,
на котором представители всех европейских литератур избрали Тургенева вице-президентом конгресса.
1882 тяжёлая болезнь (рак позвоночника)
22 августа умер близ Парижа.
Слайд 5Художественный мир И.С. Тургенева.
Тургенев, как никто из его современников, чувствителен к
течению времени. Именно поэтому жизнь героев крайне ограничена временными рамками и пространством. История отмеряет им слишком короткую жизнь.
Все тургеневские романа включены в жёсткие ритмы годового круга. Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается зимой.
Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты полного расцвета их жизненных сил.
Слайд 6Художественный мир И.С. Тургенева.
Тургенев – первый в русской литературе писатель, создавший
произведение о животном. Когда говорят о мировоззрении Тургенева, часто называют его пантеистом.
«Пантеизм» в словаре В.И. Даля толкуется как «обожанье природы, боготворенье всего созданного, вместо Создателя».
Любовь для Тургенева не только человеческое чувство – это великий закон природы, которому подчиняется всё живое.
Слайд 7Художественный мир И.С. Тургенева
Образ «тургеневской девушки».
Писатель избирает цветущий период в
женской судьбе, когда в ожидании избранника вдруг встрепенётся женская душа. Отличительные черты характера героинь: нравственная чистота, удивительная душевная ясность, способность глубоко чувствовать и безоглядно любить сочетается с незаурядной силой характера.
Слайд 8Художественный мир И.С. Тургенева
Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения
писателя образ «тургеневской любви».
Как правило, это первая любовь, одухотворённая и чистая. Все герои проходят испытания любовью – своего рода проверку на жизнеспособность.
Любовь у Тургенева – это ступень к духовному совершенству. Она обещает в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. В этом секрет облагораживающего влияния тургеневской любви на человеческое сердце.
Слайд 9Художественный мир И.С. Тургенева
Любовь в произведениях Тургенева – сила природная, подчиняющая
себе человека против его желания. Это всегда испытание, потому что она требует самопожертвования. Эту ситуацию «испытания любовью» переживают все герои Тургенева. Но не каждый его выдерживает.
У Тургенева отсутствует мотив воскресения (Толстой, Достоевский). Смерть у Тургенева абсолютна, это безвозвратное растворение души в природе. Только память любви удерживает безвозвратно ушедший образ человека. Так выделяется своей ухоженностью могила Базарова на заброшенном кладбище.
Слайд 10Художественный мир И.С. Тургенева
Излюбленное место действия в тургеневских произведениях – «дворянские
гнёзда» с царящеё в них атмосферой возвышенных переживаний.
«Гнездо» - одно из ключевых слов в художественном мире Тургенева. Это символ семьи, где не прерывается связь поколений.
«Родительское гнездо» - место рождения и успокоения, оно замыкает в себе жизненный цикл (Базаров).
Вечный сюжет о «блудном сыне» под пером Тургенева превращается в гимн родительской любви, непобедимой, несмотря на все конфликты отцов и детей.
Слайд 11Общественные взгляды Тургенева.
Он считал себя сторонником медленных политических и экономических
реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. К революционерам-демократам он относился настороженно, т.к. считал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением.
В эпоху смены общественных течений Тургенев мечтает о союзе всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. В тургеневском призыве к терпимости проявлялась тревога за судьбы русской демократии и отечественной культуры.
Слайд 12«Отцы и дети»
«У меня по поводу «Отцов и детей» составилась довольно
любопытная коллекция писем и прочих документов… В то время как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что с «хохотом презрения сжигают мои фотографические карточки», - другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самим этим молодым поколением.»
И.С. Тургенев.
Слайд 13Связь романа с эпохой.
Роман написан в 1861 году.
1855 война с
Турцией. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, подавление либеральной общественной мысли.
Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разночинцы выбирали естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов и строится теория Базарова.
Слайд 14Связь романа с эпохой.
Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда
менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Роман был начат в 1860 году на о. Уайт Франции и закончен в России в 1861 году (ж. «Русский вестник»).
Слайд 15Сюжет, композиция романа.
Само название "Отцы и дети" подсказывает, что роман построен
на антитезе - большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги.
В центре повествования фигура Базарова, и в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал; и в двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров - кончается роман. Цепочка сопоставлений: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Николай Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров и Фенечка - раскрывают героев и добавляют новые штрихи к портрету Базарова.
Но в романе образ Базаров оказывается масштабнее любого из действующих лиц, и в результате Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.
Слайд 16Сюжет, композиция романа.
Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское
(Одинцова), родительская деревенька - и в ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, безуспешно пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией.
"Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа" (П. Вайль, А. Генис. "Формула жука").
Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую "попробуй отрицать", она сама "тебя отрицает", и в эпилоге нигилизм Базарова показывает всю свою несостоятельность перед законами жизни.
Слайд 17Кольцевая композиция (через неё показана эволюция героя).