Слайд 1Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841)
Учитель русского языка и
литературы Каширова Н. Н.
Слайд 2
Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в Москве в семье армейского капитана
Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, которая являлась единственной дочерью и наследницей пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Брак, заключённый против воли Арсеньевой, был несчастливым; мальчик рос в обстановке постоянных семейных конфликтов. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью разлучив с отцом.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил отличное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.
Лермонтов в детстве
Слайд 3Ю. П. Лермонтов
(1787-1831), отец поэта
М. М. Лермонтова
(1795-1817), мать поэта
Е. А. Арсеньева
(1773-1845),
бабушка поэта
Слайд 4
Вид Тифлиса.
Картина М. Ю. Лермонтова.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Картина
М. Ю. Лермонтова.
Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», 1832).
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Слайд 6 В 1827 году семья переезжает в Москву, а в 1828
Лермонтов зачисляется в 4-й класс благородного пансиона при Московском университете, где получает гуманитарное образование.
Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе. В произведениях, созданных во время учёбы в пансионе, прослеживается ориентация на А. С. Пушкина, на байроническую поэму. Она становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата» (опубликованы посмертно), «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон».
В центре байронической поэмы – герой, изгой и бунтарь, находящийся в противостоянии с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы.
Слайд 7 В марте 1830 года Московский пансион по указу Сената был
преобразован в гимназию. В том же году Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково. Тогда же после сдачи экзаменов он зачислен на нравственно – политическое отделение Московского университета.
К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой, с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический цикл 1830 года («К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног других не забывал…»), «Я не люблю тебя: страстей…).
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает ещё более сильное, хотя и кратковременное, чувство к Н. Ф. Ивановой, дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.
Е. А. Сушкова (1812-1868)
Н. Ф. Иванова (1813-1875)
Слайд 8Подражание Байрону
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других,
я лишь страдал
Любовью прежних дней.
Так память, демон-властелин,
Всё будит старину,
И я твержу, один, один:
Люблю одну, одну!
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой,
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной.
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
Люблю одну, одну!
И не узнает шумный свет,
Кто нежно так любим,
Как я страдал и сколько лет
Я памятью томим!
И где бы я ни стал искать
Былую тишину,
Всё сердце будет мне шептать:
Люблю одну, одну!
Слайд 9В 1830-1832 гг. идёт формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения
являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Политическая лирика Лермонтова в прямом смысле редка: социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. В Московском университете функционировали кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г.Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции. Эти идеи нашли у него выражение в «Жалобах турка» (1829) и серии стихов, посвящённых европейским революциям 1830-1831 гг. и событиям Великой французской революции («Из Андрея Шенье», 1830-1831).
А. И. Герцен (1767-1846)
В. Г. Белинский (1811-1848)
Слайд 10 Адресатом лирических стихотворений Лермонтова в этот период была В. А.
Лопухина, в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету. Чувство к ней оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах («Она не гордой красотою…», 1832), так и в поздних произведениях («Валерик», посвящение к 6 –й редакции «Демона»). Образ её проходит в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю» и в незавершённом романе«Княгиня Лиговская» (Вера).
После 1832 года Лермонтов обращается к жанру баллады («Тростник», 1832; «Желанье», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.
В поэмах в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории(«Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), другая - к экзотическим кавказским темам («Измаил-Бей», 1832; «Аул Бастунджи», 1833-1834; «Хаджи-Абрек», 1833).
В. А. Лопухина (1815-1851)
Слайд 11
В 1832 году Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в
Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако там отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. И в ноябре 1832 года Лермонтов сдаёт экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в этом военно-учебном заведении. Быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах – «Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь» - все 1834 года.
В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
В 1835-1836 гг. поэт работает над драмой «Маскарад», первым произведением, которое он считал достойным печати, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.
Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров времён Лермонтова
Слайд 12 В период 1836-1837 гг. Лермонтов создаёт оригинальную и зрелую поэму
«Боярин Орша». Это произведение – первая попытка Лермонтова создать исторический характер феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1838).
Как отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения было написано стихотворение «Бородино» (1837) – «микро-эпос» о народной войне 1812 года.
Слайд 13
В 1836-1836 гг. Лермонтов ещё не входит в ближайший пушкинский
круг, с А. С. Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер носит его стихотворение «Смерть поэта» (1837, опубликовано в 1858-м), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 18387 года Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». Под арестом поэт пишет несколько стихотворений («Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», «Пленный рыцарь», положивших начало блестящему циклу «тюремной лирики».
Рукописный отрывок из стихотворения «Смерть поэта»
Слайд 14Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко
поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Узник
Слайд 15 В феврале 1837 года был отдан высочайший приказ о переводе
Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву, но простудился в дороге и остался для лечения, во время которого побывал в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Тифлисе. Записывает народную сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), стремясь передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» сказителя. Народный характер поэт раскрыл в «Дарах Терека», «Казачьей колыбельной песне», «Беглеце».
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки – пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.
Рисунок Лермонтова
Слайд 16 Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки. В октябре 1837 года
был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. В январе 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 – годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В. А. Жуковским, , П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал «Тучи». В 1840 году в Петербурге выходит единственный прижизненный сборник стихотворений Лермонтова и «Герой нашего времени».
Наследие Лермонтова к 1840 год включало уже около 400 стихотворений, 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений.
Прижизненный сборник стихотворений Лермонтова
Слайд 17 В период 1838-1840 гг. в его поэзии и прозе словно
оживают пушкинские начала. Однако близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не всё принимают в его творчестве. Столь же «выборочно» относятся к нему и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом «Отечественные записки». Именно там появляются большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также «Бэла», «Фаталист», «Тамань».
Журнал «Отечественные записки»
Слайд 18Созданием романа "Герой нашего времени« (1838-1840) Лермонтов внес огромный вклад в
развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия. Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых дворян.
М. А. Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким.
Слайд 19Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава,
купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Слайд 20 В феврале 1840 на балу у графини Лаваль произошло столкновение
Лермонтова с сыном французского посланника Э. Барантом. Непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 гг. увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Вскоре состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, которое ухудшило ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик.
Картина Лермонтова
Рисунок Лермонтова
Слайд 21 В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".
Царица Тамара
Слайд 22«Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман
кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Слайд 23
В Пятигорске Лермонтов находит общество старых знакомых, в том числе
своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища. 27 июля 1841 года он был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.
Автопортрет М. Ю. Лермонтова
Слайд 24ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.gorod-plus.tv портрет Лермонтова (слайд 1)
http://www.stihi-rus.ru биография Лермонтова (слайды 2, 4, 6,
7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 23)
http://www.lermontov.info/portret Лермонтов в детстве, портрет (слайд 2)
http://www.zoroastrian.ru Ю. П. Лермонтов, портрет (слайд 3)
http://ru.wikipedia.org М. М. Лермонтова, портрет (слайд 3)
http://nature.web.ru Е. А Арсеньева, портрет (слайд 3)
http://commons.wikimedia.org картина Лермонтова «Вид Тифлиса» (слайд 4)
http://www.lermontov.info картина Лермонтова
«Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» (слайд 4)
http://feb-web.ru/feb/lermont/critics титульный лист поэмы Лермонтова «Преступник» (слайд 6)
http://ru.wikipedia.org Е. А. Сушкова, портрет (слайд 7)
http://ru.wikipedia.org Н. Ф. Иванова, портрет (слайд 7)
http://velikayakultura.ru В. Г. Белинский, портрет (слайд 9)
http://aquaviva.ru/journal А. И. Герцен, портрет (слайд 9)
http://www.poetry-collection.ru В. А. Лопухина, портрет (слайд 10)
http://lermontov.sch1262.ru/62.html школа юнкеров, картинка (слайд 11)
llustrations.fantastic-pictures.ru иллюстрация к стихотворению «Бородино» Лермонтова (слайд 12)
http://ru.wikisource.org рукописный отрывок из стихотворения «Смерть поэта» (слайд 13)
http://feb-web.ru рисунок Лермонтова (слайд 15)
http://cyclowiki.org прижизненный сборник стихотворений Лермонтова, картинка (слайд 16)
http://vadim-i-z.livejournal.com журнал «Отечественные записки», картинка (слайд 17)
http://geroj-nashego-vremeni.ru картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким» (слайд 18)
http://dic.academic.ru картина Лермонтова (слайд 20)
http://kbr.mk.ru рисунок Лермонтова (слайд 20)
http://popcultureinstitute.blogspot.ru царица Тамара (слайд 21)
http://www.emotions.64g.ru автопортрет Лермонтова (слайд 23)