«Ясновидец человеческой души»
Фёдор Михайлович
Достоевский».
Изучение творчества
писателя в школе.
Из опыта работы
(к 195 -летию со дня рождения)
Репина Екатерина Кирилловна(Москва)
Слайд 6Гениальность Ф. М. Достоевского
«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант
равен, быть может, только Шекспиру»
М. Горький
Слайд 7
«Читайте Достоевского,
любите Достоевского,-если
можете, а не можете, браните
Достоевского, но читайте…по
возможности только его».
И.Ф.Анненский
Слайд 8Книги-юбиляры
В 2016 году четыре книги Ф. М. Достоевского отмечают свой юбилей:
эпистолярный
роман «Бедные люди»(1845-1846),
повесть «Двойник» (1846),
роман «Преступление и наказание (1866), роман «Игрок» (1866).
Слайд 9
Фёдор Михайлович Достоевский- один
из самых известных и почитаемых
русских писателей
в мире.
Родился в Москве, но большую часть
своей жизни провёл в Петербурге.
Годы жизни-
11 ноября1821-9 февраля1881.
Слайд 10Самые читаемые книги Достоевского
Октябрь -2016 года.
Московский Дом книги сообщает: Согласно исследованию,
проведённому сетью книжных магазинов, более 65%продаваемых книг приходится на романы Достоевского:
«Идиот»,
«Бесы»,
«Братья Карамазовы»,
«Преступление и наказание».
Слайд 11
Всего в России создано 7(семь) музеев Достоевского-
в Москве,
в Санкт-Петербурге,
Омске,
Старой Руссе,
Семипалатинске,
Новокузнецке,
в деревне Даровое .
«Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист, то есть изображаю все глубины человеческой души»
Слайд 13Годы жизни-1821-1881
Русский писатель,
мыслитель,
философ,
публицист.
Родился в Москве.
Слайд 14
Мастерство учителя
при изучении биографии писателя
Проявляя своё методическое мастерство,
учитель тщательно
продумывает и распределяет
опережающие задания-групповые,
индивидуальные, классные, чтобы обучающиеся могли проявить себя на уроках по изучению
биографии писателя.
Активизируя учащихся, учитель проводит урок-лекцию, умело включая в неё сообщения учащихся, подготовленные ими презентации, видеоролики, любой дополнительный материал. Это и есть педагогика сотрудничества, помогающая мотивировать обучающихся.
Слайд 15Цели и задачи при изучении
биографии писателя
Поддержка у обучающихся интереса к
личности Ф. М. Достоевского и его творчеству
Использование презентаций, видеороликов и видеофильмов для расширения кругозора обучающихся
Привлечение учащихся к созданию
отдельных слайдов и
презентаций по биографии Ф.М. Достоевского
Слайд 16Видеолекции по русской литературе
Лекция №25-Фёдор Михайлович Достоевский.
Жизнь и творчество.
Лектор-
Игорь Волгин.
Лекция №26.
Фёдор
Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание».
Лектор-
Игорь Волгин.
Лекция №27.
Фёдор Михайлович Достоевский. «Идиот». «Бесы». «Братья Карамазовы».Лектор-
Игорь Волгин.
Слайд 17Достоевист ИгорьтЛеонидович Волгин
Советский и русский писатель и историк, поэт.
Родился 6
марта 1942 года.
Доктор филологических наук, кандидат
исторических наук, академик РАЕН,
профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и
Литературного института имени А. М.
Горького.
Вице-президент Международного общества
Ф.М. Достоевского
Слайд 19
Очень интересно проходят уроки, на которых используются эти лекции. Старшеклассникам очень
нравятся такие уроки. При подготовке к уроку необходимо тщательно просматривать лекцию и составлять по ней разнообразные задания, чтобы каждый ученик работал на уроке.
Примерные задания:
написать краткий конспект лекции;
записать материал лекции подробно;
составить план лекции(для сильных учащихся);
написать тезисы к лекции;
написать впечатление(отзыв) о лекции;
составить тонкие вопросы к лекции;
составить толстые (проблемные)вопросы к лекции.
Слайд 20Педагогика сотрудничества-главное на уроке
При проведении таких лекций обязательно нужно учитывать особенности
класса.
В тех классах, где есть проблемы при записывании видеолекции, проводить её нужно со стопами (остановками), во время которых не просто делать паузу, а отвечать на вопросы учащихся, выяснять непонятное и т.д.
При использовании стопов при записи лекции создаётся доброжелательная и комфортная обстановка для тех, кто ещё не успевает записывать материал без стопов.
Слайд 21
Детские воспоминания-
спасительная сила для человека
« Без святого и драгоценного,
унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек».
В семье любили читать. Выписывали журнал «Библиотека для чтения». В нём сообщалось о новинках зарубежной литературы.
Фёдор увлекался чтением произведений Н. М. Карамзина,
В. Скотта, Ф. Купера, много знал наизусть из произведений
А.С. Пушкина.
«…святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее и есть…Мало того, может быть, именно это воспоминание одно…от великого зла удержит…»
Слайд 22Годы детства. Отец.
Михаил Андреевич, потомственный дворянин, участник войны 1812 года, отставной
лекарь, врач московской больницы для бедных.
Жестокий, властный, скупой, он завёл в доме строгий порядок, и все старались соблюдать такой образ жизни.
Именно отец привил детям любовь к чтению и литературе. По вечерам отец проводил для всех семейные чтения.
Читали книги Г.Р. Державина,
Н.М. Карамзина, В.А Жуковского,
А.С. Пушкина и др.
Отношение к отцу у Фёдора было двойственным.
Слайд 23Детство-серьёзная пора в жизни человека
« Мне было всего лишь десять лет,
когда я уже знал все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец»,- вспоминал Ф.М. Достоевский.
« Каждый раз посещение Кремля и соборов было чем-то торжественным для меня».
Ежегодно на пасху мать возила детей на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.
Слайд 24Детство Ф. Достоевского. Мать.
Мать-Мария Фёдоровна (Нечаева). Малограмотная. Родила восьмерых детей-четырёх сыновей
и четырёх дочерей.
Дети вспоминали свою мать как очень добрую и мудрую женщину.
Она окружала детей заботой, чуткостью, вниманием, любовью, добротой и нежностью. Была очень аккуратная всегда.
Умерла от чахотки в1815 году.
Слайд 25 Дружба с братом Михаилом.
семье связывали двух старших братьев- Михаила и
Фёдора.
Самыми близкими в семье были отношения двух старших братьев.
Их объединяли общие интересы: любили читать, активно делились впечатлениями от прочитанного.
Михаил любил поэзию и пробовал писать стихи, а Фёдор очень много знал наизусть из произведений
А. С. Пушкина, читал прозу.
Чувство братской дружбы они пронесли через всю жизнь
Слайд 26Детство писателя. Няня.
Алёна Фроловна - мещанка, няня по найму, постоянно жила
в семье Достоевских. Она вынянчила всех детей. Нянька всегда была при детях, заботилась о них.
При больнице находился большой красивый сад, в котором дети гуляли с няней и играли.
В летнее время совершались прогулки в Марьину рощу, проводились поездки в Троице-Сергиеву Лавру.
Достоевский вспоминает о няне как о добром человеке с весёлым характером, как она рассказывала много интересного.
Няня знала множество сказок, преданий, песен, игр. Первые сказки Фёдор услышал от няни.
Слайд 27Дидактический материал.
Вопросы для тестов, карточек, викторин.
Найдите нужную информацию.
1.Где родился Ф.
М. Достоевский? ( в Москве).Когда?
2.Как звали няню Достоевского?(Алёна Фроловна).
3.Сколько детей было в семье Достоевских? (8).
4.Какой журнал выписывали и читали вслух в семье Достоевских?( «Библиотека для чтения).
5.Где находится музей Достоевского в Москве?
( улица Достоевского, дом 2).
6.Сколько комнат было в квартире Достоевских?
7. Куда ежегодно на пасху возила мать своих детей? ( В Троице-Сергиеву Лавру).
Фотопортрет из галереи
Павла Астраханова. «Мужик Марей»(2007).
Фотограф
Павел Астраханов сблизил образы нашего современника и героя одноимённого рассказа Фёдора Михайловича Достоевского.
Слайд 29 Рассказ «Мужик Марей».
Воспоминания из детства…
«Человек есть тайна. Её надо разгадать; и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Рассказ впервые опубликован в февральском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год.
Слайд 30Рассказ «Мужик Марей»
1.Где состоялась встреча девятилетнего мальчика, барчонка, с крепостным мужиком?
( в уединённом поле)
2.Какое приключение описывается в рассказе? «Встреча была уединённая, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика…»
Слайд 31 Рассказ «Мужик Марей»
Воспоминания из детства…
«Вдруг, среди глубокой тишины,
я ясно и отчётливо услышал крик: «Волк бежит!» Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика.
Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке».
«…и вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил эту встречу с такою ясностью, до самой последней черты».
Слайд 32Ответьте на вопросы:
Почему именно нежная, материнская улыбка крестьянина врезалась в память
героя- рассказчика?
В чём же тайна Марея?
Встреча с мужиком в детстве научила рассказчика « смотреть на несчастных совсем другим взглядом».
« Главное-люби других, как себя».
Слайд 33Обучение в пансионах
В 1833 году братья Фёдор и Михаил были отданы
на обучение в частный полупансион Драшусова.
С 1834 по 1837 год Фёдор учился в частном пансионе Чермака.
Большую роль в духовном становлении Фёдора Достоевского сыграл учитель русского языка и литературы Билевич.
Слайд 35В Главном инженерном училище.
Петербург -1838-1843 годы
Ф.М. Достоевский так описывал занятия в
училище:
«…с раннего утра до вечера мы в классах едва успевали следить за лекциями…
Нас посылают на фронтовые учения, нам дают уроки фехтования, танцев, пенья, ставят в караул, и в этом проходит всё время». Выходцы из училища-офицеры. Это хорошая карьера в жизни.
Вокруг Достоевского в училище образовался литературный кружок.
Литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь.
Слайд 36Арест. Алексеевский равелин Петропавловской крепости.1849 год.
В 1849 году Ф. М. Достоевский
был арестован по делу
петрашевцев и заключён в Алексеевский равелин
Петропавловской крепости(секретное место).
Участники кружка Петрашевского имели
вольнолюбивые, революционные взгляды.
Петрашевцы-члены одного из главных обществ молодых людей сороковых годов 19 века.
Кружок Петрашевского посещали и дворяне, и разночинцы.
Достоевского обвиняли за посещение им пятниц Петрашевского и за чтение « Письма Белинского к Гоголю», которое власти посчитали настоящим революционным манифестом.
Слайд 38Смертная казнь
Суд приговорил преступников к смертной казни.
Но в последний момент
приговор был отменён и заменён на наказание в виде каторжных работ.
Слайд 39Сериал «Достоевский»
При изучении биографии писателя можно
использовать кадры и эпизоды из
сериала
Владимира Хотиненко «Достоевский»
(8 серий).Телеканал «Россия».
Роль Фёдора Михайловича Достоевского исполняет Евгений Миронов.
Первая серия начинается со сцены казни.
Ученикам можно дать задание-посмотреть первый фильм этого сериала и написать отзыв о фильме.
Или ответить на вопрос: что нового вы узнали о писателе из первой серии?
Слайд 40Сибирское лихолетье Ф.Достоевского. Четыре года на каторге в Омске-
1850-1854.
В рождественскую
ночь 1849 года Достоевский был отправлен по этапу в Сибирь. Туда прибыл 23 января 1850 года. Четыре года он провёл на каторге в Омске.
В1854 году Достоевский был освобождён и переведён в Семипалатинск.
Он был отправлен рядовым в Седьмой линейный сибирский батальон.
Слайд 42
Сибирское лихолетье Ф. Достоевского.
Рядовой солдат Достоевский
в Семипалатинске
В 1854 году
Достоевский прибыл В Семипалатинск. Здесь он провёл семь лет. В Семипалатинске у Достоевского завязался первый роман.
Его избранницей стала замужняя женщина-Мария Дмитриевна Исаева.
В 1857 году, после смерти мужа Исаевой, они обвенчались в русской православной церкви в Кузнецке. Она была начитанна, образованна, добра, жива и впечатлительна.
Слайд 45Поездка писателя в Оптину пустынь
Поездка в Оптину пустынь состоялась в июне
1871 года и была одним из важнейших событий в становлении духовной жизни Достоевского. Поездка была вызвана личной трагедией-смертью трёхлетнего сына Алёши. Знакомство с Оптинским старцем Амвросием подвело итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
Оптинский старец
Амвросий
Слайд 48Тематика, проблематика, идея «Преступления и наказания»
Главная мысль
романа-показать, как в душе Раскольникова борется жизнь и теория, показать эту схватку в момент, когда она доходит до высшей степени, показать, что победа осталась за жизнью.
Герой романа мучается при виде преступлений, совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон. Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства. И исследует психологию убийцы.
Слайд 49Жанровое своеобразие
«Преступления и наказания»
По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание»-социально-психологический
роман.
В нём автор исследует внутренний мир героя, его психологию, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. Драматический конфликт произведения- «Внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собою».
Достоевский прослеживает психологический процесс преступления.
Слайд 50Своеобразие композиции романа
Композиция романа «Преступление и наказание» состоит из двух частей:
часть первая-подготовка и совершение преступления;
часть вторая-влияние этого преступления на душу Раскольникова.
Слайд 51 « Преступление и наказание». Аналитический кластер.
Тема – «Петербург Достоевского».
Учащиеся,
работая в группах с текстом произведения, перечитывают страницы романа и составляют КЛАСТЕР (графическое изображение материала, пучок) по теме «Петербург Достоевского».
Урок лучше проводить сдвоенный.
Современные учащиеся с большим интересом работают, составляя кластер. Обязательное требование: у каждого учащегося- текст романа.
Учитель заранее готовит к занятию учащихся- консультантов. Готовятся страницы КЛАСТЕРА заранее учениками –консультантами на формате А-4, а на уроке каждый ученик получает заготовку-кластер по конкретной теме, чтобы сэкономить время на работу с текстом!
Педагогика сотрудничества здесь проявляется очень наглядно - научить всех и каждого, без всякого отбора!
Слайд 52Петербург Достоевского
План:
1)Улицы Петербурга ( ч.1, гл.1,2).
2)Встречи Раскольникова с разными людьми. Впечатления героя от этих встреч.
3) Сцены уличной жизни .
4)Описание петербургских углов.
7)Роль пейзажа.
8)Чем необычен Петербург?
9) Безысходность жизни в городе. Мир «погибших и погибающих» в романе.
Слайд 53героя
Петербург Достоевского-город угрюмый, душный, жестокий.
Город-убийца враждебен человеку.
Город контрастов
Город-тупик толкает на скандалы
и на преступления
Пейзажи
Сцены уличной жизни
Каморка Раскольникова
Описания-интерьеры
Проходной угол Мармеладова
Комната – «сарай» Сони
Кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова
Трактир, в котором исповедуется Свидригайлов
Слайд 54Петербург Достоевского
У Достоевского город угрюмый, душный, жестокий.
В этом городе и люди
должны быть озлобленными.
Человек задыхается в Петербурге. Это город, в котором вы «найдёте столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека». В этом городе «быть невозможно».
Слайд 55Петербург Достоевского
Пейзажные зарисовки Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры углов-всё это создаёт
общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и даже преступления. Это город-убийца, город -тупик.
Слайд 57Роль мини - сообщений в обучении
Велика роль небольших сообщений (
мини-сообщений) для достижения определённых результатов.
Чаще предоставляйте учащимся слово на уроке, используя этот вид заданий.
И Вы убедитесь, что у Ваших учеников появится желание активнее работать на уроке, появится мотивация к обучению, желание узнавать новое, читать книги, отстаивать свою точку зрения. Жизнь и творчество писателя- очень благодатный материал для этого. Учитывайте при этом интересы и склонности учащихся.
Слайд 59Иллюстрации Ф. Д. Константинова к роману «Преступление И наказание»
Слайд 61
Родион Раскольников
1)Кто такой Родион Романович Раскольников?
2)Что означает его фамилия?
3)Как она
помогает понять характер героя?
4)Каково описание внешности Раскольникова?
5) Каково описание жилища Раскольникова? «Комната, где живёт человек, есть ландшафт его души»
(К.В. Мочульский)
6)Каковы главные черты героя?
Слайд 62Тройственный характер мотивировки преступления- В.Я. Кирпотин
« Мотивы преступления Раскольникова сложны и
многослойны.
Прежде всего-это бедность…
Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он-тварь дрожащая или Наполеон?
И , наконец, в –третьих. Раскольников хочет решить проблему, можно ли, переступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью…
Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова»
Слайд 63Преступление Раскольникова
1) Сцена убийства процентщицы и Лизаветы (Часть 1, главы 6-7).
Путь
Раскольникова к преступлению:
душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;
уверенность в своей исключительности;
разговор студента и офицера в распивочной;
теория о «двух разрядах»;
случайности, подталкивающие на убийство .
Слайд 64«Преступление и наказание».Кадры из фильма
Слайд 65Причины преступления Раскольникова
Причины преступления Раскольникова
Нравственные
Социальные
Психологические
Философские
Слайд 67Теория Раскольникова
К какому разряду принадлежит сам Раскольников?
Поделил людей на две категории
Убийство
старухи процентщицы-это самопроверка героя
«Вошь ли я, как все, или человек?
«Я просто убил; для себя убил, для себя одного…»
Герой в разладе с обществом, несёт в себе все его болезни
Раскольников восстал против мира по своей собственной программе
К Раскольникову приходит самое страшное-сознание своей ничтожности.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?..
Слайд 68Кадры из фильма «Преступление и наказание»
Слайд 69Следователь Порфирий Петрович
План:
1.Один из самых ярких и загадочных персонажей романа.
2.Сложный характер следователя:-
-постоянно меняет манеру поведения,
-«малый умный,...не глупый, только склад мыслей особенный»;
притворство,
постоянная смена масок, «кривляние».
3.Неожиданный визит следователя к преступнику.
4.Нравственная оценка преступления Раскольникова.
5.Следователь даёт Раскольникову шанс самому явиться с повинной.
6.Мысль следователя о том, что «в страдании есть идея».
Слайд 71Разумихин и Раскольников
«Он поднялся к Разумихину в пятый этаж» (ч.2, гл.2)
«Разумихин
сидел у себя в истрёпанном до лохмотьев халате, …небритый, неумытый»
Раскольников «чуть не захлебнулся от злобы на себя»
Жизненные пути Раскольникова и Разумихина резко разошлись
Раскольников по пути домой: «Ему показалось,что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех»
«Никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства не могли придавить его»(Разумихина)
Автор показывает, что пути молодёжи могут быть разными
Раскольников « был как-то надменно горд и необщителен: как будто что-то таил про себя»
Разумихихин- «необыкновенно весёлый…добрый до простоты»
Слайд 72«Преступление и наказание».
Художник И.Глазунов
Слайд 73Графическая сюита графика
А. А. Харшака к «Преступлению и наказанию»
Слайд 75Художники – иллюстраторы романа
Художники-иллюстраторы романа «Преступление и наказание»
Дмитрий Шмаринов
Эрнст Неизвестный
Мстислав Добужинский
Илья
Глазунов
Михаил Шемякин
Константинов
Харшак
Слайд 76Старая Русса.1872-1878годы
Годы, проведённые в Старой Руссе Новгородской губернии, были очень плодотворными
для писателя.
1873 год-Достоевский стал редактором журнала «Гражданин».
Здесь написал роман «Игрок».
В Старой Руссе написаны первые главы романа «Братья Карамазовы»
Слайд 77Старая Русса
Этот небольшой город очень много значил для писателя. Впервые посетил
его Достоевский в 1872 году. Именно здесь был дописан роман «Бесы».
В 1875 году здесь родился третий ребёнок писателя.
Вскоре Достоевский приобрёл здесь дом.
Через два года после кончины писателя жена Достоевского решила открыть здесь музей.
Слайд 78Дом-музей Достоевского
Музей открылся в 1981 году. В течении 8 лет этот
дом стал для него местом отдыха и творчества.
Веранда, передняя, гостиная, кабинет, столовая, комната Анны Григорьевны, детская-всё восстановлено в таком виде, в каком было при жизни писателя.
Слайд 80Повести Ф. М. Достоевского
«Дядюшкин сон», «Село Степанчиково».
В 1859 году в
журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Село Степанчиково и его обитатели».
Герой повести-Фома Опискин.Он живёт в доме помещика Ростанева, обманывает других, пройдоха, враль, ханжа, лицемер.
Слайд 81Речь Достоевского по случаю открытия памятника
А. С. Пушкину-8 июня 1880
года
Речь, произнесённая на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника Пушкину в Москве, вызвала такую восторженную реакцию у слушателей, какая , кажется, никогда более не повторялась в истории русского публичного слова. 20 лет собирались народом деньги на памятник великому поэту. Речь была прочитана в течение 45 минут.
Так что же произошло 8 июня 1880 года?
С самого начала речи между оратором и массой слушателей установилась духовная связь. Когда Фёдор Михайлович окончил речь, то наступила минута молчания.
Что же услышала публика, собравшаяся в Колонном зале московского Благородного собрания 8 июня 1880 года?
Достоевский указывал на колоссальное (национальное и мировое) значение Пушкина.
Вместе С Пушкиным героем этого общественного праздника стал Фёдор Михайлович Достоевский.
Слайд 82Роман «Братья Карамазовы».1880 год
Слайд 83Мария Дмитриевна Исаева
Мария Дмитриевна Исаева-первая жена Достоевского (1824-1864).
«Самая честнейшая, самая
благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех».
В 1857 году стала первой женой Достоевского.
Достоевский любил её за те чувства, которые она в нём пробудила. Брак длился 7 лет.
15 апреля 1864 года она умерла от чахотки.
Слайд 85Любовь Фёдоровна Достоевская.
Дочь писателя.
14 сентября 1869 года в Дрездене родилась
дочь Достоевского- Люба.
Любовь Фёдоровна Достоевская решила стать писателем, но ничего из этого у неё не получилось.
Написала 3 романа и опубликовала их за свой счёт.
Она часто болела, семьи у неё не было никогда.
Уехала из России ещё до революции, лечилась в Европе.
Написала книгу воспоминаний об отце.
В последнее время она проживала в Италии, где и скончалась в возрасте 56 лет.
Слайд 86Фёдор Фёдорович Достоевский.
Сын писателя
Годы жизни-1871-1922
Педантичный, аккуратный, безалаберный и расточительный,
азартный и нервный, как отец.
Имел два высших образования.
Умер в Москве в страшной бедности.
Слайд 87Смерть писателя
В конце января 1881 года писатель серьёзно заболел. Начались
горловые
кровотечения.
Анна Григорьевна старалась успокоить мужа.
Но Достоевский почувствовал, что он умрёт. Попросил зажечь свечу
и принести Евангелие.
«Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно».
Анна Григорьевна держала руку мужа в своей руке и чувствовала,
что пульс бьётся всё слабее и слабее…
Фёдор Михайлович был без сознания, дети и жена стояли на коленях
у его изголовья и плакали…Часа за два до кончины Фёдор
Михайлович попросил отдать Евангелие сыну Фёдору.
Слайд 91Кто автор этого памятника в Москве?
Слайд 92В каком месте установлен этот памятник?
Слайд 93Кто автор этого памятника в Петербурге?
Слайд 95Что вы знаете об этом памятнике?
Слайд 99Памятник Достоевскому
в Дрездене
Слайд 101
Сколько музеев
Достоевского
создано в России?
Слайд 102В каком музее находится эта комната?
Слайд 107В каком музее расположена
эта экспозиция?
Слайд 112В какой деревне находится
этот музей?
Слайд 115Тесты по творчеству Достоевского
1.Как звали сестру Раскольникова?
Пульхерия
Катерина
Авдотья
Софья
2.Сколько лет
было матери Раскольникова?
43
45
53
55
3.Кого убил Раскольников помимо старухи-процентщицы?
сестру старухи
дочь старухи
соседку старухи
племянницу старухи