Слайд 1Война глазами писателей-фронтовиков
Для 11 класса
Учитель Л.С.Манзюк
Слайд 2 Военную прозу ( и поэзию) принято
делить на несколько групп:
К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. Их главная цель – поддержать народ и призвать его на защиту Родины.
Ко второй группе – произведения о войне, написан-ные после войны участниками или очевидцами военных событий. Они отражали конкретные события, были проникнут личным переживанием.
К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками Великой Отечественной войны или людьми, которые родились уже в послевоенное время. Для них характерно стремление объективно представить и оценить события, желание переосмыслить их и увидеть по-новому.
Слайд 3 Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX
века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.
Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды.
Слайд 4 Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли
писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е.Носов, Г.Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А.Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, затем - командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И.Акулов, В.Кондратьев; миномётчиком — М.Алексеев; курсантом, а затем партизаном — К.Воробьёв; связистами — В.Астафьев и Ю.Гончаров; десантником и разведчиком — В.Богомолов; партизанами — Д.Гусаров и А.Адамович…
Писатели-фронтовики
Слайд 5
«В окопах Сталинграда» — это первое в нашей литературе
произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ участника войны, находившегося на переднем крае. В.Некрасов положил начало «лейтенантской прозе».
В 1946 году появилась повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Она представила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами во время войны.
Слайд 6предельная приближенность к человеку на войне;
окопная жизнь солдат;
судьба батальона, роты, взвода;
события, совершающиеся на пяди земли;
сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде
«Лейтенантский» угол зрения смыкается с «солдатским» взглядом на войну
Особенности «лейтенантской прозы»:
Слайд 7Роман
«Жизнь и судьба»
посвящен Сталинградской битве, впервые писателем открыта правда
о тюрьмах и лагерях, но главное – война изображена как победа человеческого духа и чувства свободы.
Василий Гроссман
(1905-1964)
Слайд 8Константин Симонов
(1915-1979 гг.)
В первые дни войны ушел на фронт военным
корреспондентом. Писал о великих сражениях войны — Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Берлин, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии. Романы Симонова — «Дни и ночи», «Солдатами не рождаются», «Живые и мертвые», «Последнее лето» — одни из лучших, что было создано советскими писателями.
Слайд 9Юрий Бондарев
Юрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 – 1944
годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор книг: «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969).
медсестра Зоя Елагина
лейтенант Дроздовский
лейтенант Кузнецов
генерал Бессонов
Слайд 10Представитель так называемой «лейтенантской прозы».
Повесть «Батальоны просят огня»
(1957), роман «Горячий снег» (1969): война представлена глазами рядового участника, раскрыта психология человека на войне, его достоинства.
Романы «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980): осмысленная связь судьбы человека с судьбой страны, сложные судьбы людей военного поколения.
Прозаический цикл «Мгновенья» (1981-1987). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (участие в создании киноэпопеи «Освобождение», 1970-1972).
Юрий Васильевич Бондарев
Слайд 11Василь Быков
В 19 лет младший лейтенант В.Быков отправляется на фронт. Служит
он сначала в пехоте, а потом в истребительной противотанковой артиллерии – командует взводом «сорокапяток». Участвует в боях, получает ранения и лежит в госпиталях.
А однажды на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших находит и свою фамилию.
Слайд 12 «Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли?
Конечно, боялся, а,
может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные.
Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше» (В.Быков).
Слайд 13В.Быков написал о войне следующие повести: «Фронтовая страница», «Обелиск», «Альпийская баллада»,
«Западня», «Мертвым не больно», «Сотников» и др.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова.
Нравственная сила человека
Слайд 14Огромная нравственная сила Сотникова в том, что он сумел принять страдания
за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Всё равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит».
Это не так – страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.
«Меня интересует не сама война, даже не её быт и психология быта…, но главным образом нравственный мир человека, возможности его духа»,- пишет В.Быков
Слайд 15Григорий Бакланов
Когда началась война, Григорий Бакланов экстерном сдал экзамены за
10 классов (прошел слух, что на фронт будут брать только окончивших десятилетку). Попал в гаубичный артиллерийский полк, затем был послан в артиллерийское училище, офицером вернулся на фронт, командовал батареей, сражаясь до конца войны на Юго-Западном фронте. Впечатления и переживания фронтовой жизни легли в основу таких блестящих произведений, как «Южнее главного удара», «Пядь земли», «Мертвые сраму не имут», «Июль 41-го года», «Друзья», «Был месяц май...», роман, пользовавшийся поистине оглушительным успехом — «Навеки девятнадцатилетние». Позднее вышли повести и рассказы «Я не был убит на войне».
Слайд 16Константин Воробьев
Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975), автор суровых и трагических
произведений, который первым рассказал о горькой правде солдата, попавшего в плен. Повести Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, он попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу. Повесть «Это мы, Господи», написанная в 1943 году, опубликована была лишь в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену. Повесть «Убиты под Москвой» остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941г. под Москвой.
Слайд 17Владимир Богомолов
Владимир Осипович Богомолов (1926 – 2003), написал в 1973г. остросюжетное
произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993г. В.Богомолов опубликовал яркую повесть «В кригере» (кригер – вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повестей «Момент истины» и «Зося». В кригере собрались уцелевшие герои. Недолеченных, их страшная комиссия распределяла для прохождения дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места.
Слайд 18Владимир Богомолов
«В августе сорок четвертого» (о военной контрразведке – СМЕРШе) в
ФСБ назвали самым достоверным фильмом о разведчиках.
Слайд 19Виктор Астафьев
Во время Великой Отечественной войны Виктор Астафьев (1924-2001) ушел
на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В его творчестве Великая Отечественная война предстает как великая трагедия: в повести «Пастух и пастушка» рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной; абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» и в романе «Прокляты и убиты». Вскоре после публикации романа "Прокляты и убиты" Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Слайд 20 Астафьев передает войну не в «правильном, красивом и блестящем строе с
музыкой и барабанами, и боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а в «ее настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Астафьев считал, что память о пережитом не умирает. Больше того, растет внутренняя потребность «рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки».
Виктор Астафьев «Прокляты и убиты»
Слайд 21Борис Васильев
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса.
В 1943г. направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Истинный успех пришел к писателю после публикации повести «А зори здесь тихие...».
В его романах и повестях на первый план выдвигаются проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга, жертвенной преданности высоком делу: «Иванов катер», «В списках не значился», «Завтра была война», «Встречный бой» и многие другие.
В 1997 писатель был удостоен премии им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество».
Слайд 22Борис Васильев
Истинный успех пришел к писателю после публикации повести «А зори
здесь тихие...» о пяти павших из двадцати миллионов жертв этой войны. Не просто о пяти солдатах, а о молоденьких и самоотверженных девушках и о Солдате.
Слайд 23Вячеслав Леонидович Кондратьев
В 1941 ушел на фронт.
В 1942 воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Все произведения Кондратьева в той или иной степени автобиографичны. Его повести "Отпуск по ранению", "Встречи на Сретенке" и роман "Красные ворота" объединены общим героем - лейтенантом Володькой. В первой из них он, после короткой передышки в Москве, возвращается воевать подо Ржев. Вторая повесть и роман - книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.
Слайд 24Поддержка К.М.Симонова помогла Кондратьеву опубликовать свое лучшее произведение — повесть Сашка (1979), сразу выдвинувшую
ее автора в ряд ведущих писателей военной тематики. По точному замечанию Симонова, «история Сашки — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской».
«Пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то — это самое главное, что было у меня в жизни… »
«Об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет только безнравственно». В. Кондратьев
«Солдатская проза»
Слайд 25Юрий Герман
Во время Великой Отечественной войны Юрий Герман служил на Северном
флоте военным корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, много публиковался в газетах. Его романы «Дело которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все», посвященные жизни военного врача, неоднократно переиздавались. По этим произведениям снят один из лучших советских фильмов «Дорогой мой человек». Известны и блестящие сценарии писателя — «Дело Румянцева», «Пирогов», «Белинский».
Слайд 26Эммануил Казакевич
В июле 1941г. Эммануил Казакевич ушел добровольцем на фронт,
служил в войсковой разведке, удостоен 8 боевых орденов и медалей. После окончания войны некоторое время был комендантом немецкого городка. Первое же произведение Казакевича, повесть «Звезда», получило Государственную премию. Повесть основана на личном фронтовом опыте и рассказывает о подвиге разведгруппы, гибелью которой в тылу врага были оплачены ценные военные сведения и, в конечном счете, будущая победа. Трагическая повесть «Двое в степи», роман «Весна на Одере», повесть «Сердце друга» рассказывают о войне, о любви, которая приходит к людям на фронте, несмотря ни на что.
Слайд 27Юрий Нагибин
Юрий Нагибин ушел на фронт с началом войны. Знание
немецкого языка решило его судьбу — он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы. Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. Первый военный сборник «Человек с фронта», затем были опубликованы рассказы «Трубка», «Зимний дуб». Вышли сборники «Большое сердца» и «Две силы», сделавшие имя писателя известным.
Слайд 28Михаил Шолохов
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Шолохов (1905-1984) становится
писателем – фронтовиком. Его очерки «На пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Военнопленные» рисовали портреты людей, героев – фронтовиков, воспроизводили драматические события войны, наполняли сердца людей любовью к Родине, ненавистью к захватчикам. Одним из самых известных произведений Шолохова о Великой Отечественной войне стал рассказ «Судьба человека».
Слайд 29 Умение увидеть героическое, масштабы происходящего, огромную бесстрашную массу
людей, их стремление к победе характеризует это произведение. Роман повествует о событиях битвы за Сталинград, являющейся переломным моментом в истории войны, демонстрируя в качестве центральных персонажей трех защитников родины, рядовых солдат.
Героями произведения становятся Петр Лопахин, работающий в довоенное время на шахте, Николай Стрельцов, являющийся агрономом, а также Иван Звягинцев, трудившийся в мирное время на комбайне.
«Они сражались за родину»
Слайд 30Евгений Носов
«На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная
дуэль с танками – кто кого… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий снаряд все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале. К сентябрю 1945 г. врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия я ходил в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих на целую войну». (Из автобиографии)
О войне написана повесть «Усвятские шлемоносцы» и рассказ «Красное вино победы».
Слайд 31Александр Фадеев
Во время войны А.Фадеев (1901-1956) работает фронтовым корреспондентом газеты «Правда»
и «Совинформбюро». В 1943-1945г.г. пишет роман «Молодая гвардия» о подвиге Краснодонской подпольной комсомольской организации.
Слайд 32которые в своих произведениях выражают точку зрения,
что исход войны решает
герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.
Писатели-фронтовики являются теми авторами,
Слайд 33Великая Отечественная война стала величайшим испытанием для русской литературы, которая достойно
выполнила свою основную задачу быть летописцем четырех долгих лет героической жизни фронта и тыла.