Презентация, доклад по литературе Толстый и тонкий 6 класс

Содержание

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» Смешное и грустное в рассказе.

Слайд 1Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»


Разработка учителя русского языка и литературы БОРОВИКОВОЙ И.В.
МАОУ СОШ № 29
г. Калининград

Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» Разработка учителя русского языка и литературы

Слайд 2Рассказ А.П. Чехова

«Толстый и тонкий» Смешное и грустное в рассказе.
Рассказ  А.П. Чехова             «Толстый

Слайд 3Цели урока.
1.Выяснить особенности стиля А.П.Чехова.
2.Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.
3.Воспитывать у

учащихся чувство собственного достоинства.
Цели урока.1.Выяснить особенности стиля А.П.Чехова.2.Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.3.Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.

Слайд 4Особенности рассказов Чехова:
Короткое вступление.

Нет подробного описания портрета, пейзажа.

Яркие художественные детали.
Диалог.

Особенности рассказов Чехова:Короткое вступление.Нет подробного описания портрета, пейзажа.Яркие художественные детали.Диалог.

Слайд 5«Краткость - сестра таланта».
А.П. Чехов
А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой

он может сказать многое.
«Краткость - сестра таланта».А.П. ЧеховА.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Слайд 6Обратимся к рассказу
Как вы думаете, почему в тексте нет

указания на то, когда происходит действие?

По каким деталям текста можно определить историческое время?


Обратимся к рассказу    Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда

Слайд 8Иллюстрации к рассказу

Иллюстрации к рассказу

Слайд 9Обратимся к рассказу…
Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его

высоком уровне на социальной лестнице?

Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

Обратимся к рассказу…Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?Найдите портрет

Слайд 10Обратимся к рассказу…
ТОЛСТЫЙ
ТОНКИЙ
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его,

подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Пахло от него хересом и флёрдоранжем.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

Обратимся к рассказу…ТОЛСТЫЙТОНКИЙТолстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.Пахло

Слайд 11Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый

– самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Флёрдоранж

Херес

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.ФлёрдоранжХерес

Слайд 12«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит, Тонкий –

бедный, человек, неуверенный в себе.

Навьючен
чемоданами

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.Навьюченчемоданами

Слайд 13Обратимся к рассказу…
О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале

рассказа?

Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»

Толстый

Тонкий

«Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»

«Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

Обратимся к рассказу…О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа?Выводы: В начале рассказа Толстый и

Слайд 14Обратимся к рассказу…
Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?
Какова причина перемены

настроения Тонкого?
Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого?
Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?
Зачем же он унижается?

Обратимся к рассказу…Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?Какова причина перемены настроения Тонкого?Является ли Толстый непосредственным начальником

Слайд 15Изменения в Тонком
«съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки

съежились, поморщились» (гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)

В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Изменения в Тонком «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола -  стилистическая фигура

Слайд 16Обратимся к рассказу…
Найдите детали портрета жены и сына Тонкого.

Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?

Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
Обратимся к рассказу…Найдите детали портрета жены и сына Тонкого.

Слайд 17Обратимся к рассказу…
Нафанаил немного подумал и снял шапку.

Нафанаил немного подумал и

спрятался за спину отца.

Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…

Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
Обратимся к рассказу…Нафанаил немного подумал и снял шапку.Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.Нафанаил вытянулся во

Слайд 18Обратимся к рассказу…
Что изменилось в героях к концу рассказа?

Обратимся к рассказу…Что изменилось в героях к концу рассказа?

Слайд 20Толстый
Тонкий
«Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и

к чему тут это чинопочитание!»
Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку…

«Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…»
На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…

ТолстыйТонкий«Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!»Тайного советника

Слайд 21Выводы
В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече

.В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком.

Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен.Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.
ВыводыВ начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече .В конце рассказа его «стошнило» от

Слайд 22Что высмеивает автор?

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Что высмеивает автор?           Подобострастие – льстивость, угодливость.

Слайд 23Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?
Как вы

думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник?

Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?Как вы думаете, как вёл бы себя на

Слайд 25Выводы по рассказу
Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет

лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Выводы по рассказуСитуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в

Слайд 26Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью

умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Выводы по рассказу

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы

Слайд 27Практическая работа по рассказу

Практическая работа по рассказу

Слайд 28 Домашнее задание
Иллюстрации к рассказам А.П Чехова.
Подготовиться к внеклассному чтению по

рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.
Домашнее заданиеИллюстрации к рассказам А.П Чехова.Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил»

Слайд 29Список используемых источников.
http://easyen.ru/load/literatura/6_klass/a_p_chekhov_tolstyj_i_tonkij/153-1-0-389
http://yandex.ru/images/search?text=чехов%20картинки%20и%20фото&stype=image&lr=22&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-800-ww-1263-wh-674-pd-1-wp-16x10_1280x800-lt-481
http://yandex.ru/images/search?text=чехов%20толстый%20и%20тонкий%20картинки&stype=image&lr=22&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-800-ww-1263-wh-674-pd-1-wp-16x10_1280x800-lt-498

Список используемых источников.http://easyen.ru/load/literatura/6_klass/a_p_chekhov_tolstyj_i_tonkij/153-1-0-389http://yandex.ru/images/search?text=чехов%20картинки%20и%20фото&stype=image&lr=22&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-800-ww-1263-wh-674-pd-1-wp-16x10_1280x800-lt-481http://yandex.ru/images/search?text=чехов%20толстый%20и%20тонкий%20картинки&stype=image&lr=22&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-800-ww-1263-wh-674-pd-1-wp-16x10_1280x800-lt-498

Слайд 30Список используемых источников.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/17/urok-literatury-v-6-klass-po-rasskazu-apchekhova-tolstyy-i
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс:-М:ВАКО,2012

Список используемых источников.http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/17/urok-literatury-v-6-klass-po-rasskazu-apchekhova-tolstyy-iЕгорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс:-М:ВАКО,2012

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть