Слайд 1 Лингвистический
анализ стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Родина»
Слайд 2 Полнейшего выражения чистой любви к
народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта… Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно.
Н.А. Добролюбов
Слайд 3 Тема России и исторической судьбы русского
человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям М.Ю.Лермонтова
Слайд 4Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Слайд 5
Люблю дымок спаленной жнивы
В степи ночующий обоз
И на холме средь
желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков.
Слайд 6От формы к содержанию
Найдите в стихотворении ключевые образы
Слайд 7Заголовок
- Почему поэтом в автографе стихотворения было озаглавлено «Отчизна», но напечатано
«Родина»?
- В чем поэт видел разницу между этими словами?
Слайд 8Родина
В первые десятилетия 19 века стихотворения ,
имеющие в заглавии слово родина, обычно посвящались «малой родине», т.е. месту рождения, родной усадьбе. В поэзии 19 века часто сочеталось со словом тоска ( сравните: печальных деревень), обозначающим очень личное чувство.
Слайд 9Композиция
В стихотворении
2 части:
Слайд 11Лексические цепочки с указанием изобразительных средств
Слайд 12Лексическое толкование слов
Гумно - сарай для сжатого хлеба
Нива – засеянное поле,
пашня
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб
Чета – пара (о двух лицах).Супружеская пара. Березы олицетворяют самую сокровенную мечту поэта о любви, о семье, о преодолении одиночества
Слайд 14Живописный талант
М.Ю. Лермонтова. Цветопись.
Желтый- степи, огни, нивы, солома;
черный- ночь, спаленная;
Голубой-
реки;
Зеленый – леса;
белеющие березы
Краски не яркие, не сочные. Такой колорит характерен для русских художников конца 19- начала 20 века в изображении малых уголков Родины (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан и др.)
Слайд 15Звукопись
Одиннадцать стихов с преобладанием звука (э),
одиннадцать - (о), четыре поровну (о) и (э) ( по Бальмонту о выражает величие и торжество, а е – нежность, приглушенность). В стихотворении выражены два чувства: лиризм, любовь, задушевность и восхищение, гордость. С точки зрения фонетической цветописи преобладают светло- желтые(о) и желто- зеленые(е) тона, что соответствует лексической цветовой гамме.
Слайд 18М.Ю.Лермонтов предвосхитил не только русских поэтов, но и художников.
Слайд 19Рифма
Стихотворение написано шести-, пяти-, четырехстопным ямбом.
Рифма простая, точная, перекрестная. Чередование женской и мужской рифмы, что придает стиху плавность и строгость, торжественность одновременно.
Слайд 20Заключение
М.Ю.Лермонтов сказал нам о своей любви
к родине как поэт – затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно-изобразительных средств
Слайд 21Использованные репродукции
1.И.И. Левитан.НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ
2.И.И. Шишкин.РОЖЬ
2. И.И. Шишкин. ДУБОВАЯ РОЩА
3.И.И.Левитан .
ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН
4. И.И.Левитан. ОЗЕРО.РУСЬ.