Презентация, доклад по литературе Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

Содержание

В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой

Слайд 1Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

Слайд 2В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы,

впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания.
Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны.
В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается

Слайд 3В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в

жертву России все, что имеет:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханъя, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за моей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:Дай мне

Слайд 4Царское село –
страна детства
Анны Ахматовой

Царское село –  страна детства  Анны Ахматовой

Слайд 5

Юная воспитанница Царскосельской женской гимназии Анна Горенко, любила

проводить здесь свободное от учёбы время. Ей порой казалось, что тень Пушкина мелькает на дальних дорожках парка, и она чуть ли не искала с ним встреч.
«Царское Село, - говорила Ахматова,- исток жизни и вдохновения».

Юная воспитанница Царскосельской женской гимназии Анна Горенко, любила проводить здесь свободное от учёбы время.

Слайд 6А. Ахматовой принадлежат статьи: “Последняя сказка Пушкина
(о “Золотом петушке”)”, “Адольф”

Бенжамена Констана в творчестве
Пушкина”, “О “Каменном госте” Пушкина”, а также работы:
“Гибель Пушкина”, “Пушкин и Невское взморье”, “Пушкин в 1828 году” и др.)
В “Вечере” Пушкину посвящено стихотворение из двух строф,
очень четких по рисунку и трепетно-нежных по интонации.

Ахматова о Пушкине

А. Ахматовой принадлежат статьи: “Последняя сказка Пушкина (о “Золотом петушке”)”, “Адольф” Бенжамена Констана в творчестве Пушкина”, “О

Слайд 7Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не

ступала ничья нога.
И воистину ты – столица
Для безумных и светлых нас…
Как люблю, как любила глядеть яНа закованные берега,На балконы, куда столетьяНе ступала ничья нога.И воистину ты –

Слайд 8А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это

даю торжество,
Но только с условьем- не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем оборвана связь,
Ни в Царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов…
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы , струится подтаявший снег,
И голубь тюремный гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

КРЕСТЫ

А если когда-нибудь в этой странеВоздвигнуть задумают памятник мне,Согласье на это даю торжество,Но только с условьем- не

Слайд 9Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она

оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”:
Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…
Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом

Слайд 10В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической

судьбы поэта и одновременно вызов властям:
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи,
Нам со свечой идти и выть.
В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:Зачем

Слайд 11Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь

с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.
Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в

Слайд 12Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край

глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда»…

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух
1917 г.

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Мне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда»…Я кровь

Слайд 13Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для

нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я , кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога , странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней.
Надменнее и проще нас.
1922 г.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или

Слайд 14Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г.

по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать немало.
Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности

Слайд 15В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные

высокой патетикой и мужеством.

КЛЯТВА.

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством. КЛЯТВА.И та,

Слайд 16В сентябре 1941 года А.Ахматова обратилась к ленинградским женщинам по радио:

«Я, КАК И ВСЕ ВЫ СЕЙЧАС, ЖИВУ ОДНОЙ НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРОЙ В ТО, ЧТО ЛЕНИНГРАД НИКОГДА НЕ БУДЕТ ФАШИСТСКИМ».
Позднее, в 1942 году в Ташкенте, куда её эвакуировали по приказу Сталина, было написано стихотворение «Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.

1941 - 1945

В сентябре 1941 года А.Ахматова обратилась к ленинградским женщинам по радио: «Я, КАК И ВСЕ ВЫ СЕЙЧАС,

Слайд 17Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при

обращении к теме родины иными, все более значительными становятся масштабы размышлений поэта.
Доказательство тому стихотворение «Родная земля».
Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть – убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.
Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращении к теме родины иными, все

Слайд 18


Родная земля.
В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею
Оттого и зовём так свободно – своею.

Слайд 19Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется. Висит на волоске.
Что почести,

что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот- вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «ты Данту диктовала
Страница «Ада?» Отвечает: «Да.»
Когда я ночью жду её прихода,Жизнь, кажется. Висит на волоске.Что почести, что юность, что свободаПред милой гостьей

Слайд 20
Поэт не человек, он

только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -
Все видит, слышит, всем владеет.

Поэт не человек, он только дух –

Слайд 21

Лотова жена.
И праведник шёл за посланником Бога, Огромный и светлый, по чёрной горе. Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь ещё посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила. Взглянула — и, скованы смертною болью, Глаза её больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце моё никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
1924 

Лотова жена.   И

Слайд 22Читатель застает героиню в минуты величайшего потрясения. Она вынуждена покинуть родной

город — спешно и навсегда
.Внутренний голос, тревожащий женщину, призывает ее в последний раз взглянуть на родные места. Он вызывает в памяти знакомые картины: красные островерхие крыши, площадь, двор, «окна пустые» оставленного семейного гнезда.
Преступившую наказ героиню находит немедленная и страшная кара: путница внезапно останавливается, «смертная боль» сковывает ее глаза. Превращением тела, полного сил, в «прозрачную соль» завершается зловещая трансформация провинившейся.
Та, что нашла силы отказаться от спасения ради «единственного взгляда», достойна вечной памяти. Она осталась верна своему прошлому, несчастной и грешной, но единственной и бесценной родине.
Читатель застает героиню в минуты величайшего потрясения. Она вынуждена покинуть родной город — спешно и навсегда .Внутренний

Слайд 23Творчество
Бывает так: какая-то истома
В ушах не умолкает бой часов
Вдали раскат стихающего

грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
 

ТворчествоБывает так: какая-то истомаВ ушах не умолкает бой часовВдали раскат стихающего грома.Неузнанных и пленных голосовМне чудятся и

Слайд 24Она прожила долгую жизнь, полную утрат и ударов, но мужество и

чувство собственного достоинства ни разу не изменяли ей. Ахматова отмечала, что связь с народом и временем не теряла никогда.
«Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных»,— признавалась Анна Андреевна.
Она прожила долгую жизнь, полную утрат и ударов, но мужество и чувство собственного достоинства ни разу не

Слайд 25Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго

перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной...
 

Я научилась просто, мудро жить,Смотреть на небо и молиться Богу,И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда

Слайд 26 Пушкинские традиции
1. Фатальная трагичность пути русского поэта.
2. Мотивы античности,

библейские мотивы.
3. Гармоничное соединение всемирного с национальным русским.
4. Смерть – заключительный акт творчества, соединение с прошлым.
5. Поэтический дар – величайшая Божья милость и Божье испытание, аналог крестного пути.
6. Глубокое религиозное начало творчества А.Ахматовой(обряды, христианские праздники).


Пушкинские традиции1. Фатальная трагичность пути русского поэта.2. Мотивы античности, библейские мотивы.3. Гармоничное соединение всемирного с

Слайд 27Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не

так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора...

Мне ни к чему одические ратиИ прелесть элегических затей.По мне, в стихах все быть должно некстати,Не так, как у людей.Когда б вы

Слайд 28Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово!
Всего

прочнее на земле – печаль!
И долговечней – царственное слово!

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово!Всего прочнее на земле – печаль!И долговечней

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть