Презентация, доклад по литературе Словарь литературных героев XIX века

Содержание

Главное менюВыберите произведение:Евгений ОнегинКапитанская дочкаМертвые душиВишневый садРевизорВойна и мирГерой нашего времениГоре от умаОбломовПреступление и наказаниеВыход

Слайд 1Словарь литературных
героев 19 века

Словарь литературных героев 19 века

Слайд 2Главное меню
Выберите произведение:
Евгений Онегин
Капитанская дочка
Мертвые души
Вишневый сад
Ревизор
Война и мир
Герой нашего времени
Горе

от ума

Обломов

Преступление и наказание

Выход

Главное менюВыберите произведение:Евгений ОнегинКапитанская дочкаМертвые душиВишневый садРевизорВойна и мирГерой нашего времениГоре от умаОбломовПреступление и наказаниеВыход

Слайд 3Евгений Онегин
Евгений Онегин
Владимир Ленский
Татьяна Ларина
Ольга Ларина
Автор

Евгений ОнегинЕвгений ОнегинВладимир ЛенскийТатьяна ЛаринаОльга ЛаринаАвтор

Слайд 4Евгений Онегин  - главный герой, по имени которого и назван роман.

Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер. Воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но пушкинский герой всё же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа. Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а “страдающего”. Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. “Тоскующая лень” — вот основная черта и беда его характера. “Упорный труд ему был тошен” — это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.

Евгений Онегин

Евгений Онегин  - главный герой, по имени которого и назван роман. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное

Слайд 5Владимир Ленский - один из главных героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Он, как и любой в этом произведении, имеет свои плюсы и минусы в своем характере, но, к сожалению, не замечает их, как это сделал его друг Евгений Онегин. Ленский – натура творческая, полностью погруженная в свои мечтания, и из-за них абсолютно не замечавший реальной жизни, которая сильно отличается от его представлений. Не сумев вовремя определить, где реальность, а где сон, он совершает фатальную ошибку, из-за чего трагически погибает.
В романе Ленский выступает в качестве антипода Евгения Онегина, оттенивший его характер, образ мысли. В общем, Ленский-то, по сути, и не главный герой, он играет роль некого разделителя, который только подчерчивает истинного главного героя романа – Евгения Онегина.

Владимир Ленский

Владимир Ленский - один из главных героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Он, как и любой в этом

Слайд 6Ольга Ларина - девушка простая, непосредственная, ее мало что интересует, она не привыкла

о чем-то рассуждать или мечтать, ей всегда все понятно и ясно. Ольга беспечна, легка, ею восхищаются окружающие. Эта девушка воспринимает внимание людей как должное, потому что с детских лет привыкла к особому отношению к себе. Евгений Онегин видит истинную натуру Ольги, считая ее безжизненной, он сравнивает ее с Мадонной. Самое важное в Ольге Лариной именно то, что она статична и не развивается, не обогащается в духовном плане. Это красивая кукла, которая не умеет и не желает думать, не умеет и не желает любить по-настоящему. Образ Ольги включен в роман для того, чтобы создавалось более яркое представление о действительности, в которой живут герои романа; именно такими, как она, были многие девушки той эпохи. В Ольге многое искусственно и наигранно, все продиктовано общепринятыми нормами и правилами. На фоне прекрасной, но всё же недалекой Ольги не столь привлекательная, но вдумчивая, любящая, искренняя Татьяна становится еще более идеальной героиней романа.

Ольга Ларина

Ольга Ларина - девушка простая, непосредственная, ее мало что интересует, она не привыкла о чем-то рассуждать или мечтать, ей всегда все

Слайд 7Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как

цельную натуру, способную на глубокие и искренние чувства. Красота русской природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны.
 Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней, готовой променять “ветошь маскарада” на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит пустоту их существования. 
Поведение и поступки Татьяны противопоставлены холодному равнодушию, самолюбованию дам большого света и пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность — основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не признают расчетливой любви. Они отдают любимому человеку все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы. 

Татьяна Ларина

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие и

Слайд 8Образ автора проявляется в многочисленных «лирических отступлениях» романа, которые выстраиваются в

особую сюжетную линию. Уже из 1 главы читатель понимает, что автор гоним и, возможно, сослан. Постоянно вторгаясь в повествование, он создает иллюзию свободного течения романной жизни. Рассуждение о поэтической славе, о неприступных красавицах, о русской речи, о любви к самому себе, об альбомах уездных барышень и светских дам, о достоинствах разных вин, литературоведческая полемика, - все это вводит в роман пласты русской действительности и делает его «энциклопедией» русской жизни. Благодаря этому автор становится посредником между романной жизнью и действительностью. От главы к главе автор меняется. В своих симпатиях он постепенно перемещается от Онегина к Татьяне, его идеалы становятся более патриархальными, национальными. 

Автор

Образ автора проявляется в многочисленных «лирических отступлениях» романа, которые выстраиваются в особую сюжетную линию. Уже из 1

Слайд 9Капитанская дочка
Петр Гринев
Маша Миронова
Савельич
Алексей Швабрин
Пугачев

Капитанская дочкаПетр ГриневМаша МироноваСавельич Алексей ШвабринПугачев

Слайд 10Герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это молодой честный офицер с устоявшимися

нравами. На его долю выпало много жизненных испытаний, из которых он вышел блестяще. ­­­­Спокойное, без громких слов повествование от лица главного героя – Петра Гринёва, укрепляет наше доверие к нему, подтверждает главный вывод: порядочный и честный человек остаётся таким в любых ситуациях, даже не имея жизненного опыта. Пётр Гринёв очень молод. Еще вчера он «жил недорослем», гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, а сегодня вынужден принимать очень взрослые решения. Отец отправляет Петра на службу. Но служба – это не то о чем мечтал Гринёв, но вопреки всему, он слушается отца и уезжает на службу. И вот Гринев в Белогорской крепости. Он, благодаря лёгкому характеру, быстро находит общий язык с семьей коменданта и влюбляется в его дочь Машу.   На крепость нападает Пугачёв. Убивает коменданта и его жену, а их дочь оставляет под предводительством предателя, то есть Швабрина. Пётр, желая спасти свою любовь, отправляется в Оренбург.Благодаря предусмотрительности Петра, ему удаётся спасти Машу. Но сам по ложному доносу попадает под суд, но, тем не менее, он ведёт себя достойно. И даже под угрозой смерти, Пётр не изменяет своих идеалов.  Героем Петром Гринёвым А.С.Пушкин передаёт качества истинного русского офицера. Все лучшие качества молодого офицера собраны в этом герое.

Петр Гринев

Герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это молодой честный офицер с устоявшимися нравами. На его долю выпало много

Слайд 11Дворянин, антипод Гринева в повести.     Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит

в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).   Швабрин  очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева. Швабрин  ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи. Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать его, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева.

Алексей Швабрин

Дворянин, антипод Гринева в повести.     Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год.

Слайд 12Когда Петру Гринёву исполнилось 5 лет, у него появился слуга и учитель -

стремянной Савельич. Савельич был обыкновенным крепостным, ухаживал за лошадью Гринёва - старшего, помогал ему на охоте с собаками, но главным его качеством оказалось, что он ведёт трезвый образ жизни, поэтому его и перевели воспитателем к Петру. Он учил Петра грамоте и присматривал за ним. Савельич был очень исполнительный и честный, считал, что все приказы хозяев нужно чётко выполнять, но это не относилось к Петру, с ним он мог спорить и давать советы. Гринёв - старший приказал ему заботиться о Петре и его имуществе, и Савельич строго за всем следил. Когда Пётр проиграл Зурину 100 рублей, Савельич не хотел отдавать долг, а когда в Белгородской крепости бандиты разграбили их пожитки, то он составил список утерянного, и попросил Пугачёва за всё возместить деньгами, не задумываясь, что их только помиловали и могут передумать, видя такую наглость. Савельич был очень привязан к своему воспитаннику, он был готов умереть за него, лишь бы с головы Петра ни упал ни один волосок. Такое самопожертвование может быть только у человека, который сильно любит своё чадо. В повести Савельича часто обижают, но получается, что не заслуженно.

Савельич

Когда Петру Гринёву исполнилось 5 лет, у него появился слуга и учитель - стремянной Савельич. Савельич был обыкновенным крепостным,

Слайд 13Главная героиня повести "Капитанская дочка" - Маша Миронова. Ей восемнадцать лет,

она жила в Белгородской крепости, где её отец капитан Миронов, служил комендантом. Она скромная и искренняя, своей простотой смогла покорить сердце Петра Гринёва. У Маши не было приданного, поэтому её мать решила, что ей нужно выйти замуж за первого кто позовёт, лишь бы не остаться в девках. Но у Маши была романтическая натура, и она считала, что жизнь без любви невозможна, поэтому и отказала Швабрину. Она просто не могла представить себя рядом с ним в роли жены. А вот Петра Гринёва полюбила всем сердцем. Твёрдость её характера проявилась, когда бандиты захватили крепость. В один миг она лишилась родителей, Гринёву пришлось уехать в Оренбург, а её взял в плен Швабрин. Она не смогла изменить свои принципы, и решила, что лучше умрёт, чем выйдет замуж за ненавистного Швабрина. Её сердце разрывалось от боли, когда её спас Гринёв вместе с Пугачёвым. Ведь Пугачёв хоть и избавил её от мучений, но был убийцей её родителей. Не успели закончиться невзгоды, как случилась новая беда: арестовали Петра. Маша отправляется в Петербург, в надежде спасти Гринёва от пожизненной ссылки. При разговоре с императрицей раскрывается натура робкой и застенчивой девушки.
.

Маша Миронова

Главная героиня повести

Слайд 14   Емельян Пугачев-руководитель народного восстания, он же самозванец,выступавший под именем Петра 3.

На страницах "Капитанской дочки" мы видим не только исторического деятеля, но обычного человека,которому свойственны достоинства и недостатки, ошибки и заблуждения.  Автор знакомит читателя с Пугачевым в главе 2.    Наблюдения за поведением Пугачева, описание его внешности дают интересный материал для оценки этого человека. Его быстрота и активность реакции на окружающее, находчивость и смелость, умение общаться с людьми, способность приноровиться к обстоятельствам очевидны уже при первой встрече.       Понимание роли Пугачева в событиях, присходящих в Белогорской крепости, определил капитан Миронов.       Что же узнает читатель о Пугачеве как человеке и как руководителе восстания? Он-отважный казак. И он же- неграмотный человек, с цепким и изобретательным умом, который проявляется в его поступках и решениях. Пугачев хочет воли и власти. И для него это главное. Кровь, которая льется рекой, ему не страшна. Для него хоть немного пожить на воле-предел желаний.
.

Емельян Пугачев

   Емельян Пугачев-руководитель народного восстания, он же самозванец,выступавший под именем Петра 3. На страницах

Слайд 15Мертвые Души
Чичиков
Ноздрёв
Коробочка
Манилов
Собакевич

Мертвые ДушиЧичиковНоздрёвКоробочка МаниловСобакевич

Слайд 16    Сюжетообразующий персонаж, его похождения составляют основу сюжета, его образ связывает

эпизоды поэмы. Оценки размышления Чичикова часто выражают авторскую позицию. Он из бедных дворян. Чиновник, коллежский советник, наживший капитал казнокрадством и взяточничеством. Выдает себяза херсонского помещика для приобретения "мертвых душ". Цель в жизни - накопление капитала для богатой жизни:"Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, вот что беспрерывно носилось в голове его". Во внешности Чичикова нет ничего примечательного :"НЕ красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". Деликатность и грубый физиологизм: «Никогда не позволяет себе непристойного слова», «в приёмах… что-то солидное», «умел польстить каждому», «вошёл боком», «садился наискось», «клал в нос гвоздичку», «подносил табакерку, на дне которой фиалки», но «высморкался чрезвычайно громко», «нос…звучал как труба». Единственный персонаж, биография которого подробно описывается автором, что позволяет проследить историю формирования характера Чичикова как общественно-психологического типа.

Чичиков

    Сюжетообразующий персонаж, его похождения составляют основу сюжета, его образ связывает эпизоды поэмы. Оценки размышления Чичикова часто

Слайд 17Имя Образовано от глагола «манить», «заманивать». «Ни то, ни сё, ни в

городе Богдан, ни в селе Селифан».
Ленивый, склонный к бесплодной мечтательности, прожектёрству, сентиментальности. Построен по принципу нагнетания положительного качества до избытка, переходящего в отрицательное.
«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую … ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! И отойдёшь подальше». Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности к жизни. Беседка с надписью «Храм уединённого размышления», книга с закладкой на 14 странице, два года лежащая в кабинете, у изб деревни Манилова ни одного деревца. Имена детей Манилова – Фемистоклюс и Алкид – высмеивают его претензии и полуобразованность (греческое имя Фемистокл получает латинское окончание «юс»).

Манилов

Имя Образовано от глагола «манить», «заманивать». «Ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе

Слайд 18Имя означает Бережливость, недоверчивость, скудоумие, упрямство.
«Одна из тех матушек, небольших помещиц,

которые плачутся на неурожаи, убытки … а между тем набирают понемногу деньжонок в пестерядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов».
Интересы сосредоточены на хозяйстве. Мелочность, ограниченность интересов Коробочки подчёркивается птичье-животными образами: соседи – Бобров, Свиньин; у Чичикова, выпавшего из брички, спина и бок в грязи, «как у борова»; чучело в чепце хозяйки – пародийный двойник Коробочки. Вещи в доме отражают её наивное представление о красоте и круг её развлечений (штопанье, гадание, стряпня).
В образе Коробочки Гоголь изображает общечеловеческое явление – «дубинноголовость», упрямство, закостенелость в своей ограниченности.
«Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь».

Коробочка

Имя означает Бережливость, недоверчивость, скудоумие, упрямство.«Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки …

Слайд 19Фамилия Ноздрёв – метонимия носа («совать нос не в своё дело»,

«держать нос по ветру», «остаться с носом»)
Портрет основа на метонимии (бакенбарды): «Возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щёки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, ещё даже лучше прежних». «Разбитной малый», кутила, вечно попадающий в неприятные истории; главная страсть – «нагадить ближнему, при этом он продолжал считать себя приятелем того, кому нагадил». Вещи Ноздрёва отражают характер их владельца: хаотичность, беспорядочность, страсть к преувеличениям. Конюшня, где большинство стойл пустует, пруд, где раньше водилась рыба небывалой величины, поле, где Ноздрёв ловил зайца-русака за задние лапы. Кабинет Ноздрёва: сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых вырезана надпись «мастер Савелий Сибиряков» (алогизм, подчёркивающий абсурдность вранья). Ноздрев первым выдаёт тайну Чичикова о «мёртвых душах», подтверждает, что Чичиков шпион и что он сам помогал Чичикову организовать похищение губернаторской дочки.

Ноздрёв

Фамилия Ноздрёв – метонимия носа («совать нос не в своё дело», «держать нос по ветру», «остаться с

Слайд 20В имени Собакевича последовательно продолжается зоологическое уподобление. Походит «на средней величины медведя».

«Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
Помещик-кулак, отличается грубостью и прямолинейностью, за глаза плохо отзывается обо всех, даёт злые характеристики городским чиновникам. Неприветливый, неуклюжий. В имении Собакевича «симметрия» борется с «удобством». Лишние окна забиты, мешавшая колонна убрана. Мебель у Собакевича грубая, но прочная. «Все предметы словно говорили: "И я тоже Собакевич!"». Картины изображают полководцев, похожих на Собакевича: «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». К еде Собакевич относится соответственно, пренебрегая изысканностью в пользу обильности: «Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».

Собакевич

В имени Собакевича последовательно продолжается зоологическое уподобление. Походит «на средней величины медведя». «Для довершения сходства фрак на

Слайд 21Ревизор
Хлестаков
Амос Ляпкин-Тяпкин
Лука Хлопов
Антон Сквозник

РевизорХлестаковАмос Ляпкин-ТяпкинЛука Хлопов Антон Сквозник

Слайд 22Он имеет маленький чин, «елистратишка простой». Он недоволен своей жизнью, но

глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Хлестакову кажется, что представься лишь случай, и все изменится само по себе. Его и характер соответствует его положению. Хлестаков – «пустейший» человек, «без царя в голове» и не думает о последствиях своих слов и мыслей. Он не хитрый, а наоборот очень легкомысленный. Внешность Хлестакова тоже соответствует его характеру. Он тратит последние деньги на модную прическу и партикулярное платье. Жизненная цель Хлестакова – это развлечения, на которые потратил все деньги. Он сочиняет небылицы про свою жизнь в Петербурге. У Хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он и сам говорил: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».  Хлестаков – это центральный герой комедии. Его образ очень важен для раскрытия внутренней сущности чиновников. Они привыкли к тому, что в городе они главные. Когда появился Хлестаков, которого они приняли за ревизора, их поведение резко сменилось. В присутствии «ревизора» чиновники показывают небывалую любезность, все приходит в движение, и тем самым показывает их настоящий мир, где, чтобы не заметили равнодушного отношения к своим обязанностям нужно только дать взятку.

Хлестаков

Он имеет маленький чин, «елистратишка простой». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить

Слайд 23Второй по значимости персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», городничий в уездном

городе N. Он описан как человек, постаревший на службе, но при этом довольно неглупый и солидный. Каждое его слово имеет значение. По этой причине, когда в начале комедии он сообщает, что в город едет ревизор, все не на шутку всполошились. По сути, городничий выступает собирательным образом государственной власти России времен Гоголя. Несмотря на то, что он грешен, он исправно ходит в церковь и пытается каяться. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Волоса на нем стриженые с проседью».  Городничий — в отличие даже от Хлестакова — участвует в действии от первой сцены до последней. В начале он зачитывает письмо от «приятеля» Андрея Ивановича Чмыхова с «пренеприятней-шим известием» («К нам едет ревизор»). В конце участвует в оглашении «разоблачительного» письма Хлестакова. В полной мере раскрывается раболепный характер городничего, когда он узнает, что Хлестаков посватался к его дочери Марье. Он сразу же начинает размышлять о выгодах родства с «важным лицом». Неожиданное разоблачение лжеревизора становится для него настоящим ударом. Эта новость не просто отрезвляет его, а ранит до глубины души.

Антон Сквозник

Второй по значимости персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», городничий в уездном городе N. Он описан как человек,

Слайд 24Один из персонажей комедии «Ревизор», чиновник в уездном городе, смотритель училищ.

Он относится к веренице государственных служащих, от которых зависит благополучие города. Главные качества этого персонажа – смирение и запуганность. В отличие от Земляники, который является двуличным пронырой, и Городничего, который возомнил себя царем и богом города, Лука Лукич – тишайший трус. Его любимые фразы: «как бы чего не случилось» и «авось пронесет». Он во всем и полностью соглашается с городничим, старается держать в училище только тупых и безвольных учителей, так как считает их безвредными. В те времена в стране не приветствовались прогрессивные взгляды и вольнодумие. Особенно это касалось учебных заведений, так как именно там юношеству могли внушаться вредные антиправительственные идеи.Дома у Луки Лукича всем заправляет жена Анастасия, которая любит ласково называть его «Луканчик. Хлопов настолько труслив, что когда мнимый ревизор предлагает ему сигару, он не только сомневается брать ее или нет, но и от страха прикуривает ее с­ другой стороны. Отдавая взятку, он ведет себя настолько услужливо, что складывается ощущение, что он рад расстаться с деньгами ради начальства. При этом добавляет фразу «не смею долее беспокоить присутствием». Этот чиновник вместо того, чтобы чувствовать себя начальником, ведет себя как солдат, окруженный генералами.

Лука Хлопов

Один из персонажей комедии «Ревизор», чиновник в уездном городе, смотритель училищ. Он относится к веренице государственных служащих,

Слайд 25Один из героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», судья-взяточник, представитель чиновничьего общества в

городе N. Фамилия героя отчетливо говорит о его способе работы. Он считает себя очень умным, так как за всю жизнь прочитал пять или шесть книг. С городничим он ведет себя немного свободнее, чем другие чиновники и даже позволяет себе оспаривать его. А все из-за того, что его должность неподвластна городничему, так как судьей его избрало дворянство. Вся его карьера построена на взятках и удачных знакомствах. Взятки иногда берет борзыми щенками.
Ляпкин-Тяпкин – заядлый охотник. Охотой он любит заниматься больше, чем своими прямыми обязанностями. По этой причине в суде царит произвол и беспорядок. В его кабинете над шкафом висит охотничий арапник. По натуре герой невежественный и чересчур самоуверенный. Он любит подолгу и «философски» излагать свои мысли, из-за чего прослыл городским «Цицероном». О его невежественности можно судить по тому, что за пятнадцать лет работы он так и не научился отличать правого от неправого. Этот персонаж является типичным представителем русского чиновничества времен Гоголя. Ему были присущи такие черты, как низкопоклонство перед вышестоящими, готовность донести на коллег и прочие дурные привычки.

Амос Ляпкин-Тяпкин

Один из героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», судья-взяточник, представитель чиновничьего общества в городе N. Фамилия героя отчетливо говорит

Слайд 26Вишневый сад
Любовь Раневская
Петя Трофимов
Ермолай Лопахин

Вишневый садЛюбовь РаневскаяПетя ТрофимовЕрмолай Лопахин

Слайд 27Лопахин: Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Таких легкомысленных людей, как

вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал» Раневская о себе: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека ,который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского», «я полюбила другого, сошлась», «он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью», «оборал меня, бросил, сошелся с другой». «Так глупо, так стыдно… И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей…» Раневская не может спасти единственное, что ей дорого, - вишневый сад. Она непрактична, предается воспоминаниям о прошлом. Уезжая в Париж, не думает о том, что оставляет дочерей нищими. При этом Раневская тонко чувствует происходящее.

Любовь Раневская

Лопахин: Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я

Слайд 28 Герой о себе: «Я встаю в пятом часу утра, работаю

с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие» «Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, <…> купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете». Лопахин искренне хочет помочь Раневской и осуждает ее за бездеятельность. Он способен на искренние душевные порывы («Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»), однако не способен понять, в чем ценность сада. Лопахин – очень грамотный делец с практичным разумом, выбившийся своим трудом из «мужиков» в богачи. Петя: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Ермолай Лопахин

Герой о себе: «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у

Слайд 29Прозорлив, но переходит на пустые пафосные речи: «Мы выше любви!». Больше

говорит, чем делает. «Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданиями, только необычайным, непрерывным трудом» О себе: «Да, я облезлый барин и горжусь этим!». Аня, влюбленная в «вечного студента», говорит: «Что вы со мной сделали, петя, отчего я уже не люблю вишневого сада ,как прежде».

Петя Трофимов

Прозорлив, но переходит на пустые пафосные речи: «Мы выше любви!». Больше говорит, чем делает. «Чтобы начать жить

Слайд 30Война и мир
Ростов Илья
Ростова Наталья
Соня
Ростов Николай
Ростова Вера
Болконский Николай
Ростов Петр
Болконский Андрей
Болконская

Марья

Ростова Наташа

Война и мирРостов Илья Ростова НатальяСоняРостов НиколайРостова ВераБолконский НиколайРостов ПетрБолконский АндрейБолконская МарьяРостова Наташа

Слайд 31Граф, отец четверых детей: Наташи, Веры, Николая и Пети. Весьма добронравный

и щедрый человек, который очень любил жизнь. Его непомерная щедрость в итоге и привела его к расточительности. Любящий муж и отец. Очень хороший организатор различных балов и приемов. Однако его жизнь на широкую ногу, и бескорыстная помощь раненным во время войны с французами и выезда русских из Москвы, наносили роковые удары по его состоянию. Его совесть постоянно его мучила из-за надвигающейся нищеты его родных, но он ничего не мог с собой поделать. После гибели младшего сына Пети, граф был сломлен, но, однако оживился во время подготовки к свадьбе Наташи и Пьера Безухова. Проходит буквально несколько месяцев после свадьбы Безуховых, как Граф Ростов умирает.
 
В этом персонаже автор видит своего прототипа – деда Толстого Ильи Андреевича.

Ростов Илья Андреевич

Граф, отец четверых детей: Наташи, Веры, Николая и Пети. Весьма добронравный и щедрый человек, который очень любил

Слайд 32Жена графа Ростова и мать четверых детей, эта женщина в возрасте

сорока пяти лет имела восточные черты лица. Средоточие медлительности и степенности в ней расценивалось окружающими как солидность и высокая значимость ее личности для семьи. Но настоящая причина ее манер, пожалуй, кроется в изнуренном и слабом физическом состоянии благодаря родам и воспитанию четырех детей. Очень любит свою семью, детей, поэтому известие о гибели младшего сына Пети чуть было не свело ее с ума. Так же как и Илья Андреевич, графиня Ростова очень любила роскошь и исполнение любых ее приказаний.
 
Лев Толстой и герои романа «Война и мир» в графине Ростовой помогли раскрыть прототип бабушки автора – Толстой Пелагеи Николаевны.

Ростова Наталья

Жена графа Ростова и мать четверых детей, эта женщина в возрасте сорока пяти лет имела восточные черты

Слайд 33Сын графа Ростова Ильи Андреевича. Любящий брат и сын, почитающий свою

семью, в то же время любит служить в российской армии, что является для его достоинства весьма значимым и важным. Даже в своих однополчанах он часто видел свою вторую семью. Хоть и был долгое время влюблен в свою кузину Соню, все же в конце романа женится на княжне Марье Болконской. Очень энергичный молодой человек, с курчавыми волосами и «открытым выражением лица». Его патриотизм и любовь к императору России никогда не иссякали. Пройдя через многие тяготы войны, становится отважным и храбрым гусаром. После смерти батюшки Ильи Андреевича, Николай выходит в отставку для того, чтобы поправлять финансовые дела семьи, оплачивать долги и, наконец-то, стать хорошим мужем для Марьи Болконской.
 
Представляется Толстому Льву Николаевичу как прототип его отца.

Ростов Николай

Сын графа Ростова Ильи Андреевича. Любящий брат и сын, почитающий свою семью, в то же время любит

Слайд 34Дочь графа и графини Ростовых. Очень энергичная и эмоциональная девушка, считавшаяся

некрасивой, но живой и привлекательной, она не очень умна, но интуитивна, потому как умела отлично «угадывать людей», их настроение и некоторые черты характеров. Весьма порывиста на благородство и самопожертвование. Очень красиво поет и танцует, что на то время было важным характеризующим качеством для девушки из светского общества. Самое главное качество Наташи, которое Лев Толстой, как и его герои, неоднократно подчеркивают в романе «Война и мир» — это близость к простому русскому народу. Да и сама она вся впитала в себя русскость культуры и силу духа нации. Тем не менее, эта девушка живет в своей иллюзии добра, счастья и любви, которая, спустя какое-то время, вводит Наташу в реальность. Именно эти удары судьбы и ее сердечные переживания делают Наташу Ростову взрослой и дарят ей в итоге зрелую настоящую любовь к Пьеру Безухову.
 
Собирательный прототип невестки писателя Кузьминской Татьяны Андреевны, а также ее сестры – жены Льва Николаевича – Софьи Андреевны.

Ростова Наташа

Дочь графа и графини Ростовых. Очень энергичная и эмоциональная девушка, считавшаяся некрасивой, но живой и привлекательной, она

Слайд 35Дочь графа и графини Ростовых. Славилась строгим нравом и неуместными, хоть

и справедливыми, замечаниями в обществе. Неизвестно почему, но мать ее не очень любила и Вера это остро ощущала, видимо, поэтому часто шла наперекор всем вокруг себя. В последствии стала женой Бориса Друбецкого.
 
Является прототипом сестры Толстой Софьи – жены Льва Николаевича, которую звали Елизаветой Берс.

Ростова Вера

Дочь графа и графини Ростовых. Славилась строгим нравом и неуместными, хоть и справедливыми, замечаниями в обществе. Неизвестно

Слайд 36Совсем еще мальчик, сын графа и графини Ростовых. Подросший Петя, юношей

порывался идти на войну, причем так, что родители совершенно не могли его никак удержать. Вырвавшись все-таки из родительской опеки и определившись в гусарский полк Денисова. Петя погибает в первом же бою, так и не успев повоевать. Его гибель очень сильно подкосила его семью.

Ростов Петр

Совсем еще мальчик, сын графа и графини Ростовых. Подросший Петя, юношей порывался идти на войну, причем так,

Слайд 37Миниатюрная славная девушка Соня была родной племянницей графа Ростова и всю

свою жизнь прожила под его крышей. Ее долговременная любовь к Николаю Ростову стала для нее роковой, потому как ей так и не удалось соединиться с ним в браке. К тому же и старая графия Наталья Ростова была очень против их брака, ведь они были кузенами. Соня поступает благородно, отказывая Долохову и соглашаясь на всю жизнь любить только Николая, при этом освобождая его от данного ей обещания жениться на ней. Всю свою остальную жизнь она живет при старой графине на попечении Николая Ростова.
 
Прототипом этого, казалось бы на первый взгляд, незначительного персонажа была троюродная тетя Льва Николаевича, Ергольская Татьяна Александровна.

Соня

Миниатюрная славная девушка Соня была родной племянницей графа Ростова и всю свою жизнь прожила под его крышей.

Слайд 38Отец главного героя, князя Андрея Болконского. В прошлом действующий генерал-аншеф, в

настоящем князь, который заслужил себе прозвище «прусский король» в русском светском обществе. Социально деятельный, строгий как отец, жесткий, педантичный, но мудрый хозяин в своем имении. Внешне это был худощавый старик в напудренном белом паричке, густыми бровями, нависавшими над проницательными и умными глазами. Не любит проявлять чувства даже к любимому сыну и дочери. Постоянно изводит свою дочь Марью придирками, острым словцом. Сидя у себя в имении князь Николай постоянно на чеку событий, происходящих в России и только перед смертью он теряет полное представление о масштабности трагедии войны русских с наполеоном.
 
Прототипом князя Николая Андреевича был дед писателя Волконский Николай Сергеевич.

Болконский Николай Андреевич

Отец главного героя, князя Андрея Болконского. В прошлом действующий генерал-аншеф, в настоящем князь, который заслужил себе прозвище

Слайд 39Князь, сын Николая Андреевич. Честолюбив, так же как и его отец,

сдержан в проявлении чувственных порывов, но очень любит своего отца и сестру. Женат на «маленькой княгине» Лизе. Сделал хорошую военную карьеру. Очень много философствует о жизни, смысле и состоянии его духа. Из чего видно, что он находится в каких-то постоянных поисках. После смерти жены в Наташе Ростовой увидел для себя надежду, настоящую девушку, а не фальшивую как в светском обществе и некий свет будущего счастья, поэтому был в нее влюблен. Сделав Наташе предложение, вынужден был уехать за границу лечиться, что послужило обоим настоящим испытанием их чувств. В итоге их свадьба сорвалась. Князь Андрей ушел на войну с Наполеоном и был тяжело ранен, после чего он не выжил и умер от тяжелой раны. Наташа до конца его смерти преданно ухаживала за ним.

Болконский Андрей

Князь, сын Николая Андреевич. Честолюбив, так же как и его отец, сдержан в проявлении чувственных порывов, но

Слайд 40Дочь князя Николая и сестра Андрея Болконских. Очень кроткая девушка, не

красива, но добра душой и очень богата, как невеста. Ее богодухновенность и преданность религии служит многим примером добронравия и кротости. Незабвенно любит своего отца, который часто издевался над ней своими насмешками, укорами и уколами. А также любит и своего брата, князя Андрея. Сразу не приняла Наташу Ростову как будущую невестку, потому что та казалась ей слишком легкомысленной для брата Андрея. После всех пережитых невзгод она выходит замуж за Николая Ростова.
 
Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого – Волконская Мария Николаевна.

Болконская Марья

Дочь князя Николая и сестра Андрея Болконских. Очень кроткая девушка, не красива, но добра душой и очень

Слайд 41Герой нашего времени
Печорин Григорий
Максим Максимыч
Мери
Бэла
Казбич
Вера
Азамат
Вулич
Ундина

Герой нашего времениПечорин ГригорийМаксим МаксимычМериБэлаКазбичВераАзаматВуличУндина

Слайд 42Прапорщик, главный герой романа "Герой нашего времени". Образ человека, не нашедшего

себе применения и смысла в жизни.

Печорин Григорий

Прапорщик, главный герой романа

Слайд 43Штабс-капитан, один из главных персонажей романа Лермонтова "Герой нашего времени". Это

штабс-капитан, который выполняет функции рассказчика и самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину в нескольких частях романа ("Бэла", "Максим Максимович", "Фаталист").


Максим Максимыч

Штабс-капитан, один из главных персонажей романа Лермонтова

Слайд 44Черкешенка, дочь князя, один из главных женских персонажей романа "Герой нашего

времени" Лермонтова. Это черкесская княжна, сестра Азамата, которую похищают  для главного героя романа, офицера Печорина. Рассказом простодушного Максима Максимовича про Бэлу Лермонтов открывает повествование своего романа.

Бэла

Черкешенка, дочь князя, один из главных женских персонажей романа

Слайд 45Черкес, второстепенный персонаж повести "Герой нашего времени". Он убивает одну из главных героинь

повести, княжну Бэлу, когда та возвращается из плена Печорина.

Казбич

Черкес, второстепенный персонаж повести

Слайд 46Черкес, сын князя, второстепенный персонаж повести "Герой нашего времени". Это пятнадцатилений

парень, который отличается порывистостью, несдержанностью, неуравновешенностью и во всём хочет быть похожим на Казбича. Азамат содействует похищению своей сестры, Бэлы.

Азамат

Черкес, сын князя, второстепенный персонаж повести

Слайд 47Княжна Лиговская, один из главных женских персонажев в повести Лермонтова "Герой

нашего времени". Она участвует в любовном треугольнике Грушницкий-Мери-Печорин и с её образом в романе связана проблема подлинной и мнимой любви.

Мери

Княжна Лиговская, один из главных женских персонажев в повести Лермонтова

Слайд 48Светская дама, один из главных женских персонажей романа "Герой нашего времени"

Лермонтова. Это светская дама и любовница Печорина. Вера участвует в двух любовных треугольниках, связанных с основным мужским персонажем, печориным: Грушницкий-Мери-Печорин, Вера-Печорин-Мери.

Вера

Светская дама, один из главных женских персонажей романа

Слайд 49Поручик, второстепенный персонаж повести Лермонтова "Герой нашего времени", один из двойников

главного героя, Печорина. Это лихой и безрассудный молодой человек, чья страсть - игра.

Вулич

Поручик, второстепенный персонаж повести Лермонтова

Слайд 50Девушка-контрабандистка, героиня части под названием "Тамань". Девушка не обозначена в повести

даже именем, "ундина" - это синоним русалки, именно так Печорин называет про себя эту девушку.

Ундина

Девушка-контрабандистка, героиня части под названием

Слайд 51Горе от ума
Александр Чатский
Сергей Скалозуб
Павел Фамусов
Софья Фамусова
Алексей Молчалин
Служанка

Лизанька

Репетилов

Горе от умаАлександр Чатский Сергей СкалозубПавел Фамусов Софья ФамусоваАлексей Молчалин Служанка ЛизанькаРепетилов

Слайд 52Молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий

давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он – остроумный, гордый человек. Чацкий осуждает нравы и ценности дворянского общества. 

Александр Чатский

Молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой

Слайд 53Московский чиновник, состоятельный помещик. Фаумсов – вдовец, воспитывает дочь Софью. Фамусов

считает, что главное – это чины, богатство и связи в обществе. Он надеется выдать свою дочь Софью за видного, богатого офицера Скалозуба. 

Павел Фамусов

Московский чиновник, состоятельный помещик. Фаумсов – вдовец, воспитывает дочь Софью. Фамусов считает, что главное – это чины,

Слайд 54Молодой мужчина, секретарь господина Фамусова. Молчалин – подлый, хитрый, глупый человек.

Он старается угодить всем вокруг, чтобы при случае извлечь выгоду и продвинуться по службе. Он встречается с Софьей  Фамусовой рады выгоды, хотя на самом деле он влюблен в служанку Лизу. 

Алексей Молчалин

Молодой мужчина, секретарь господина Фамусова. Молчалин – подлый, хитрый, глупый человек. Он старается угодить всем вокруг, чтобы

Слайд 5517-летняя дворянка, привлекательная девушка. Как все барышни ее круга, она знает

французский язык, умеет танцевать и играть на музыкальных инструментах. Софья – ветреная девушка. Влюбившись в Молчалина, она встречается с ним по ночам в тайне от отца. В конце концов она узнает, что Молчалин ее обманывает. 

Софья Фамусова

17-летняя дворянка, привлекательная девушка. Как все барышни ее круга, она знает французский язык, умеет танцевать и играть

Слайд 56Еще не старый офицер, богатый холостяк. Скалозуб – карьерист и «солдафон»,

его интересует только армия, награды и повышения, и он мечтает дослужиться до генерала. Скалозуб – ограниченный, неглубокий человек. Фамусов надеется выдать свою дочь Софью за богатого Скалозуба. 

Сергей Скалозуб

Еще не старый офицер, богатый холостяк. Скалозуб – карьерист и «солдафон», его интересует только армия, награды и

Слайд 57Крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза – неглупая, но

ветреная девушка. Лиза нравится своему хозяину, старику Фамусову. Также в Лизу влюблен Молчалин. Сама Лиза любит буфетчика Петрушу. 

Служанка Лизанька

Крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза – неглупая, но ветреная девушка. Лиза нравится своему хозяину,

Слайд 58Старый приятель Чацкого, дворянин. Репетилов – смешной, неловкий и неуклюжий человек.

Он все время врет. Репетилов ведет бурную жизнь, любит бывать на балах и вечерах. Репетилов не смог построить карьеру чиновника. Он – плохой муж и отец. 

Репетилов

Старый приятель Чацкого, дворянин. Репетилов – смешной, неловкий и неуклюжий человек. Он все время врет. Репетилов ведет

Слайд 59Преступление и наказание
Родион Раскольников
Катерина Мармеладова
Алена Ивановна
Софья Мармеладова
Семен Мармеладов
Пульхерия Раскольникова
Петр Лужин
Дмитрий Вразумихин

Преступление и наказаниеРодион РаскольниковКатерина МармеладоваАлена ИвановнаСофья МармеладоваСемен МармеладовПульхерия РаскольниковаПетр ЛужинДмитрий Вразумихин

Слайд 60Бывший студент юридического факультета. Молодой человек 23-х лет. Приехал в Петербург

учиться 3 года назад из одной губернии, но бросил учебу из-за бедности. Раскольников задумал убийство старухи-процентщицы с целью ограбить ее, покончить с нищетой и начать новую, обеспеченную жизнь. 

Родион Раскольников

Бывший студент юридического факультета. Молодой человек 23-х лет. Приехал в Петербург учиться 3 года назад из одной

Слайд 61Вдова, коллежская секретарша, в возрасте около 60 лет, которая держит на

дому что-то вроде «ломбарда». К ней в квартиру приходят клиенты и закладывают вещи взамен на деньги. Платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также закладывал у старухи свои вещи.   

Алена Ивановна

Вдова, коллежская секретарша, в возрасте около 60 лет, которая держит на дому что-то вроде «ломбарда». К ней

Слайд 62Бывший чиновник в возрасте за 50 лет. Он начал пить несколько

лет назад, когда потерял работу. Раскольников знакомится с Мармеладовым в распивочной. Мармеладов рассказывает там Раскольникову о себе, своей семьей. Из "Монолога Мармеладова" Раскольников заочно знакомится с Соней Мармеладовой.  

Семен Мармеладов

Бывший чиновник в возрасте за 50 лет. Он начал пить несколько лет назад, когда потерял работу. Раскольников

Слайд 63Мужчина 45 лет, выглядящий моложе своих лет. Надворный советник, человек с

деньгами. Он отправился в Петербург, чтобы открыть свою адвокатскую контору. Решил жениться на Дуне Раскольниковой, потому что искал в жены бедную, благодарную и покорную девушку. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек. Раскольников был против брака Лужина с Дуней. Лужин пытался поссорить Раскольникова и Дуню, обвинил знакомую Раскольникова - Соню Мармеладову - в воровстве. Однако его клевета раскрылась. Свадьба Лужина и Дуни не состоялась.   

Петр Лужин

Мужчина 45 лет, выглядящий моложе своих лет. Надворный советник, человек с деньгами. Он отправился в Петербург, чтобы

Слайд 64Дочь Мармеладова. Девушка около 18 лет. Из-за нищеты она вынужденно занялась

проституцией, чтобы прокормит маленьких детей своей мачехи - Катерины Ивановны. Соня знакомится с Раскольниковым, когда он приносит домой ее отца (Мармеладова), раздавленного лошадью на улице. Соня становится другом Раскольникова, и только ей он рассказывает о своем преступлении.   

Софья Мармеладова

Дочь Мармеладова. Девушка около 18 лет. Из-за нищеты она вынужденно занялась проституцией, чтобы прокормит маленьких детей своей

Слайд 65Мать Раскольникова. Красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в

бедности вместе с дочерью Дуней. Изо всех сил помогает сыну Родиону Раскольникову. Она осталась вдовой много лет назад, безумно любит сына и дочь. Спустя 3 года разлуки с сыном приезжает в Петербург, чтобы выдать замуж дочь Дуню за Лужина и избавиться от нищеты. Авдотья Романовна Раскольникова. Дуня (Авдотья Романовна) – младшая сестра Раскольникова. У них с братом теплые и доверительные отношения. Дуня красивая, умная девушка с характером, живущая вместе с матерью в бедности. Работала в доме Свидригайловых, где ее оклеветали, а после восстановили репутацию. Дуня согласилась на брак с Лужиным, чтобы избавить мать и брата от нищеты. Раскольников выступил против этого брака.   

Пульхерия Раскольникова

Мать Раскольникова. Красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней. Изо

Слайд 66Катерина Ивановна - жена Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Женщина около

30 лет. Ранее она осталась вдовой с тремя маленькими детьми от первого мужа. У нее было хорошее образование и происхождение, но теперь она живет в нищете из-за побега из дома. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад без любви, из-за бедности. Она страдает от пьянства Мармеладова, который пропивает все деньги и не кормит семью. Последнее время она болеет чахоткой, и ей становится все хуже.  

Катерина Мармеладова

Катерина Ивановна - жена Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Женщина около 30 лет. Ранее она осталась вдовой

Слайд 67Молодой человек, студент, единственный друг Раскольникова. Разумихин – добрый, открытый и

благородный человек, который заботился о Раскольникове. Разумихин влюбился в Дуню. После того, как брак Дуни с Лужиным расстроился, Разумихин стал мужем Дуни.
 

Дмитрий Вразумихин

Молодой человек, студент, единственный друг Раскольникова. Разумихин – добрый, открытый и благородный человек, который заботился о Раскольникове.

Слайд 68Обломов
Обломов
Ольга Ильинская
Штольц
Захар
Агафья Матвеевна

ОбломовОбломовОльга ИльинскаяШтольц ЗахарАгафья Матвеевна

Слайд 69Выходец из семьи помещиков, чей семейный уклад был отражением норм и

правил Домостроя. Развиваясь в подобной атмосфере, герой постепенно впитывал ценности и приоритеты своих родителей, что в значительной степени повлияло на формирование его личности. Краткая характеристика Обломова в романе «Обломов» дается автором еще в начале произведения – это апатичный, интровертный, мечтательный мужчина, который предпочитает проживать жизнь в мечтах и иллюзиях, представляя и переживая выдуманные картины настолько ярко, что иногда может искренне радоваться или плакать от тех сцен, которые рождаются в его сознании. Внутренняя мягкость и чувственность Обломова словно отразились на его внешности: все его движения, даже в моменты встревоженности, сдерживались внешней мягкостью, грациозностью и изнеженностью, чрезмерными для мужчины. Герой был не по летам обрюзгшим, имел мягкие плечи и маленькие пухлые руки, а малоподвижный и неактивный образ жизни читался в его сонном взгляде, в котором отсутствовало какое-либо сосредоточение либо какая-то основная идея.  

Обломов

Выходец из семьи помещиков, чей семейный уклад был отражением норм и правил Домостроя. Развиваясь в подобной атмосфере,

Слайд 70Захар в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою

подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями. Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным.  

Захар

Захар в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в

Слайд 71 Неповторимый характер Штольца сформировался под влиянием двух сил – мягкой

и жесткой, на стыке двух культур – русской и немецкой. От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду. Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу добиться успеха после того, как он уехал по настоянию отца учиться в Петербург. По замыслу Гончарова, Штольц – новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся своими делами, … нажил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет». Если говорить об идейной позиции Штольца, то он «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве.  

Андрей Штольц

Неповторимый характер Штольца сформировался под влиянием двух сил – мягкой и жесткой, на стыке двух культур

Слайд 72Это образ девушки, в характере которой, как замечает Добролюбов, гармонически слились

«сердце и воля». Соединение в облике Ольги таких черт, как сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума, глубина чувства и женственность, действительно, делают её образ одним из самых гармонических, светлых образов девушки в русской литературе XIX в. Гончаров любовно рисует портрет своей героини. Отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, он пишет дальше: «Но если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга полюбила Обломова. У читателей иногда возникает вопрос: как могла такая умная, серьёзная девушка полюбить Обломова, бездельника, не способного к жизни человека? Не нужно забывать, что у Обломова был целый ряд положительных качеств: он был умён, достаточно образован, хорошо говорил по-французски и читал книги на английском языке. Лень Обломова, о которой Ольга знала сначала только со слов Штольца, могла показаться ей вполне исправимым недостатком. Наконец, самая любовь Ольги к Обломову возникла как раз на почве благородных стремлений перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной деятельности. 
 

Ольга Ильинская

Это образ девушки, в характере которой, как замечает Добролюбов, гармонически слились «сердце и воля». Соединение в облике

Слайд 73Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна.

С одной стороны автор изображает перед читателями простую необразованную женщину, интересы которой ограничиваются хозяйством, кухней и общением со слугами и продавцами продовольствия. На любой вопрос, который касался далекой для нее сферы жизни, женщина отвечала усмешкой либо молчанием – они были для нее принятой формой, за которыми Пшеницына прикрывала свою неосведомленность и необразованность.
С другой же стороны, Агафья изображается Гончаровым как некое подобие светлого ангела, оберегающего своего возлюбленного от каких-либо невзгод, огорчений и печалей. Пшеницына – прекрасная хозяйка, добрая, скромная, тихая и глубоко верующая женщина, однако не скорее не в христианском, а истинно православном понимании. Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье.
 

Агафья Матвеевна

Характеристика Пшеницыной в романе «Обломов», как, впрочем, и остальных персонажей, неоднозначна. С одной стороны автор изображает перед

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть