Слайд 2Символизм- это
(от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета)
– эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880 г.–1890г. и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв.
В русском искусствоведении символизм приобрел определение «Серебряный век».
Слайд 3Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом
Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme»
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики.
Эти термины стали противопоставлять: в символизме
видели идеалы и духовность ,а в декадентстве —
безволие, безнравственность и увлечение лишь
внешней формой.
Слайд 4Эстетика
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души, полную переживаний,
тонких чувств, мимолётных впечатлений.
Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в бессмысленную риторику.
Слайд 5Символизм в литературе
Из приверженцев символизма в литературе наиболее известны:
во Франции — Стефан
Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери, Поль Клодель, Поль Фор, Сен-Поль Ру;
в Бельгии — Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн;
в Австрии и Германии — Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь;
в Норвегии — Генрик Ибсен (в период позднего творчества);
в Польше — Никола Шахрай;
в России — Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус мн. др.
в Украине — Леся Украинка, Павел Иванов-Остославский.
Слайд 7Русский символизм
Символизм в России вбирал два потока – «старших символистов» (И.Анненский,
В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб)
и «младосимволистов» (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский).
К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов, И.Коневской.
Слайд 8К началу 1900-х годов в введении русских символистов были:
журнал «Весы»
(вых. с 1903 при поддержке предпринимателя С.Полякова)
издательство «Скорпион», журнал «Золотое руно» (изд. с 1905 по 1910 при поддержке мецената Н.Рябушинского)
издательства «Оры» (1907–1910), «Мусагет» (1910–1920), «Гриф» (1903–1913), «Сирин» (1913–1914), «Шиповник» (1906–1917, основано Л.Андреевым)
журнал «Аполлон» (1909–1917, ред. и основатель С.Маковский).
Слайд 9Общепризнанные предтечи русского символизма – Ф.Тютчев, А.Фет, Вл.Соловьев.
Основоположником символистского метода
в русской поэзии В.Иванов называл Ф.Тютчева.
Тютчев, указавший путь музыки и нюанса, символа и мечты, уводил русскую поэзию, по мнению исследователей, «вкось от Пушкина». Но именно этот путь был близок многим русским символистам.
Предшественники символистов
Слайд 10Другой предшественник символистов – А.Фет. Как и Ф.Тютчев, А.Фет говорил о
невыразимости, «несказанности» человеческих мыслей и чувств, мечтой Фета была «поэзия без слов» (к «несказанному» вслед за Фетом устремляется А.Блок, любимое слово Блока – «несказанно»).
На содержание русского символизма (особенно на младшее поколение символистов) заметно повлияла философия Вл.Соловьева. Как выразился В.Иванов в письме к А.Блоку: «Соловьевым мы таинственно крещены». Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым.
Слайд 11Манифесты символизма в России
Как литературное течение русский символизм оформляется в
1892 году, когда Д.Мережковский выпускает сборник «Символы» и пишет лекцию «О причинах упадка и новых течениях в современной литературе»
В 1893 году В.Брюсов и А.Митропольский (Ланг) готовят сборник «Русские символисты», в котором В.Брюсов выступает от лица еще не существующего в России направления – символизма
Брюсов стал мэтром, учителем, возглавившим новое движение. На роль идеолога «старших символистов» выдвинулся Д.Мережковский.
Слайд 12 В манифестах «старших символистов» были сформулированы основные аспекты нового
течения: приоритет духовных идеалистических ценностей (Д.Мережковский), «стихийный» характер творчества (К.Бальмонт), искусство как наиболее достоверная форма познания (В.Брюсов).
Слайд 13«Старшие символисты»
Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в
русле неоклассической традиции.
В «электрических», по словам И.Бунина,
стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение
к философской и религиозной
проблематике, богоискательству.
Слайд 14 В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей
художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов».
Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении «Юному поэту».
Слайд 15
Ф.Сологуб продолжал начатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования
«таинственной связи» человеческой души
с гибельным началом. Одними из основных
символов в поэзии и прозе Сологуба стали
«зыбкие качели» человеческих состояний,
«тяжелый сон» сознания, непредсказуемые
«превращения».
Слайд 16 «Младосимволисты»
Вдохновителем «младосимволистского» крыла
движения стал москвич А.Белый, организовавший
поэтическое сообщество «аргонавтов».
В 1903 году А.Белый опубликовал статью
«О религиозных переживаниях».
Задачи – «приблизиться к Мировой душе»,
«передавать в лирических изменениях Ее голос».
Мистические и религиозные настроения А.Белого сочетались с размышлениями о судьбах России:
позицию «младосимволистов» отличала
нравственная связь с родиной.
Слайд 17
В своей поэзии А.Блок создал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания,
действия – все символично в поэзии Блока.
Слайд 18Вяч.Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе
культур, пытаясь соединить «соловьевство», обновленное христианство и эллинское мировосприятие.
Слайд 19Значение
Расцвет русского символизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло
на убыль: в рамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают новые направления – акмеизм и футуризм.
Поэтические грезы символистов находят соответствия в «галантной» живописи К.Сомова, ретроспективных мечтаниях А.Бенуа, «творимых легендах» М.Врубеля, в «мотивах без слов» В.Борисова-Мусатова, в изысканной красоте и классической отрешенности полотен З.Серебряковой, «поэмах» А.Скрябина.
Слайд 20Выполнила
Ложкина Алёна
11 «А» класс
МОУ СОШ № 1 имени Ивана Нечаева
г.п.п. Чистые
Боры