Презентация, доклад по литературе Сергей Есенин. Жизнь и и творчество

Содержание

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные

Слайд 1Сергей Александрович Есенин
Жизнь и творчество

Сергей Александрович ЕсенинЖизнь и творчество

Слайд 2С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье.
С 1904

по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе.
За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.

Константиновское земское училище

С.Есенин 1913—14 год

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском

Слайд 5Интерьер дома-музея
А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом…
Окрестности села

Константиново

Мать поэта

С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой

Интерьер дома-музеяА сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом…Окрестности села КонстантиновоМать поэтаС. А. Есенин с сестрами

Слайд 6С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом

в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».
С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском

Слайд 7В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который

оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

А. А. Блок
Фотография. 1916

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого

Слайд 8С. Есенин. Записка А. Блоку:
«Александр Александрович! Я хотел бы поговорить

с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.»
С почтением С. Есенин».
9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г.
«... Днём у меня рязанский парень со стихами. ... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».
С. Есенин. Записка А. Блоку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень

Слайд 9В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят

стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

С. Есенин. Обложка. "Радуница», 1916г.

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах.

Слайд 10Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в

нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").

Радуница

Первый сборник стихов Есенина

Слайд 11В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник,

«грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.

С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия

Слайд 12В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря

друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.
Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).
В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский

Слайд 13В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря

хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете.
Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

Служба в армии

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение (

Слайд 14 События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему

казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).
Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография. 1922 г.

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного

Слайд 15Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В.

Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

Имажинизм

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале

Слайд 16Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа

1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

С. А. Есенин и А. Дункан Фотография. 1922 г.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей:

Слайд 17«Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил

мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами.
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую - то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

Айседора Дункан

Отрывок из поэмы «Черный человек»

«Не знаю, не помню,В одном селе,Может, в Калуге,А может, в Рязани,Жил мальчикВ простой крестьянской семье,Желтоволосый,С голубыми глазами.И

Слайд 18В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального

искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.
В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом,

Слайд 19Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к

гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.
Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике

Слайд 20Шаганэ ты моя, Шаганэ
Шагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) — «Шаганэ».
Они познакомились в

1924 году в Батуми, виделись недолго, но появились «Персидские мотивы», посвященные ей:

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне».
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...»

«Руки милой — пара лебедей
- В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют...»
«Руки милой — пара лебедей...»
Шаганэ ты моя, ШаганэШагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) — «Шаганэ».Они познакомились в 1924 году в Батуми, виделись недолго,

Слайд 24В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек»,

которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

С. А. Есенин. Фотография

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных

Слайд 25Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при

невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.
А стихи его знала, читала и пела вся Россия.

У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г.

Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После

Слайд 26«Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного,

уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией»
(Б. Пастернак).
«Есенин — чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца»
(Ю. Марцинкявичюс).
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии»
(Н. Тихонов).
«Мы потеряли великого русского поэта»
(М. Горький).
Надо было более по-братски помочь ему»
(А.В. Луначарский).
«Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин...

Слайд 27С.А. Есенин. Стихотворения:
«Гой ты, Русь, моя родная!..»,
«Письмо матери»,
«Не бродить, не

мять в кустах багряных…»,
«Мы теперь уходим понемногу…»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,
«Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь Советская»,
«О красном вечере задумалась дорога…»,
«Запели тесаные дроги…»,
«Русь»,
«Пушкину»,
«Я иду долиной. На затылке кепи...»,
«Низкий дом с голубыми ставнями...»
С.А. Есенин. Стихотворения:«Гой ты, Русь, моя родная!..», «Письмо матери»,«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь

Слайд 28Сергей Есенин - Мы теперь уходим понемногу…
Мы теперь уходим понемногу В ту

страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

Сергей Есенин - Мы теперь уходим понемногу… Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и

Слайд 29Сергей Есенин — Низкий дом с голубыми ставнями
История создания – стихотворение было

написано в 1924 году, впервые его опубликовали в журнале «Русский современник в 1924 г.
Тема стихотворения – искренняя любовь к малой родине, вечная память о родительском доме.
Композиция – Анализируемое произведение делится на две части: воспоминание о доме, описание родных сердцу пейзажей. Оно состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «отзвучавшие в сумрак года», «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес», «навеки имею нежность грустную русской души», «под этим дешевеньким свистом ты мила мне, родимая вить».
Эпитеты – «северные, бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «ракитник, кривой и безлистный», «разбойные свисты».
Сергей Есенин — Низкий дом с голубыми ставнями История создания – стихотворение было написано в 1924 году, впервые

Слайд 30Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»
Главной темой

лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога: Земля моя золотая! Осенний светлый храм!
Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери» Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к

Слайд 33Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В

зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
1914
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.По

Слайд 34* * *
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать

конца и края — Только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Па́хнет яблоком и мёдом По церква́м твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных ле́х, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит деви́чий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». <1914>
* * * Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края

Слайд 36Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не

разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.
Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший

Слайд 37«Письмо матери»
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть

струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне.
1924

«Письмо матери»Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой

Слайд 38Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья
Несмотря на

свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком.
Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде.
Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт

Слайд 40Анализ стихотворения
Ваши впечатления;
тема;
идея (извинение перед матерью);
художественные приемы (мастерство поэта);
лирический герой

и его состояние;
сопоставление лирического героя и автора.
Анализ стихотворения  Ваши впечатления;тема;идея (извинение перед матерью);художественные приемы (мастерство поэта);лирический герой и его состояние;сопоставление лирического героя

Слайд 41Тема России в лирике С. А. Есенина.
«Я покинул родимый дом...»,
«Русь

Советская»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
«Возвращение на родину»
Тема России в лирике С. А. Есенина.«Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение

Слайд 42«Я покинул родимый дом…»
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три

звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.
1918
«Я покинул родимый дом…» Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом

Слайд 43«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая

родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
1925

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет

Слайд 49Любовная тема в лирике С. А. Есенина.
«Не бродить, не мять в

кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.
Любовная тема в лирике С. А. Есенина.«Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты

Слайд 50Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.
Трагизм восприятия гибели

русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст»
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову,

Слайд 51
Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Слайд 52Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про

волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —


Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Шаганэ ты моя, Шаганэ!Потому что я с севера, что ли,Я готов рассказать тебе поле,Про волнистую рожь при луне.Шаганэ ты

Слайд 53
Поэт Сергей Есенин всю жизнь мечтал побывать в далекой Персии, образ

которой, почерпнутый в сказках, волновал его воображение. Его мечте, увы, так и не суждено было сбыться, однако в 1924 году Есенин побывал на Кавказе, благодаря чему появился на свет очень романтичный и чувственный поэтический цикл «Персидские мотивы». Одним из ключевых стихотворений, вошедших в этот сборник, стало произведение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Его героиня – не вымышленный персонаж, а обычная школьная учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми и буквально был сражен ее ослепительной восточной красотой.
Поэт Сергей Есенин всю жизнь мечтал побывать в далекой Персии, образ которой, почерпнутый в сказках, волновал его

Слайд 54
стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в форме любовного послания, в

котором автор не только признается в своих чувствах главной героине, которая является прообразом всех восточных женщин, но и рассказывает ей о себе, своих мыслях и желаниях.
стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в форме любовного послания, в котором автор не только признается в

Слайд 55
Построено это произведение на ярком контрасте Севера и Востока, который автор

очень тонко и умело использует для того, чтобы провести грань между двумя мирами, показать их отличия. Восхищаясь Кавказом и своей любимой Персией, Сергей Есенин осознает, что восточные страны притягивают его своей таинственностью, сказочностью и непредсказуемостью. Однако стоило ему лишь окунуться в незнакомый мир, которым поэт грезил во сне и наяву, как у него появляется чувство тоски по дому, такому далекому и бесконечно дорогому.
Построено это произведение на ярком контрасте Севера и Востока, который автор очень тонко и умело использует для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть