Слайд 1Мозговой штурм
Определите автора афоризма: ( за верный ответ - 1б.)
1)Рожденный
ползать летать не может.
2)И крестьянки любить умеют.
3) Счастливые часов не наблюдают.
1)М.Горький «Песня о Соколе»
2)Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
3) А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Слайд 2
Определите жанры произведений:
(за каждый верный ответ - 1 балл)
1)«Русский язык»
И.С.Тургенева,
2) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина,
3)«Медный всадник» А.С. Пушкина,
4)«Море» В.Жуковского,
5) «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Стихотворение в прозе
Повесть
Поэма
Стихотворение
Комедия
Слайд 3
На предыдущих уроках мы с вами знакомились с произведениями русской литературы
18века. К какому художественному методу относятся эти произведения?
Классицизм.
Кого из писателей классицистов вы можете назвать?
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин.
Только ли в литературе проявлялись принципы классицизма?
Нет. Еще в живописи, скульптуре, архитектуре.
Слайд 4Взгляните на изображение одной из скульптур Федота Ивановича Шубина. “Бюст Толщина” (1775
год, XIIIв.).
Какие черты классицизма отразились в этом скульптурном изображении чиновника 18в.?
Изображен знатный человек, вельможа.
Автор подчеркивает ум, волю этого государственного чиновника.
Надменный вид, одет в пышные, парадные одежды; на нём парадный парик;
Патриотическая идея (прославление лучших государственных мужей, которые продвигали Россию вперёд).
Слайд 5
И ещё один портрет, написанный в традициях классицизма (П. Н. Никитин
“Портрет Г. И. Головкина”)- и здесь парадность, торжественность обстановки, изображается вельможа при чинах и орденах, на лице - строгость, суровость, надменность.
Слайд 6
Всё это произведение 70-ых годов 18 века. А вот репродукция живописного
полотна, созданного пятнадцатью годами позднее - “Портрет сестёр Гагариных” пера Боровиковского.
Слайд 7Вписывается ли этот портрет в рамки классицизма?
НЕТ.
Почему? Кто изображён?
Простые
девушки, одетые по-домашнему
Чем занимаются?
Занятия их просты и безыскусны-хотят исполнить песню, и аксессуары- гитары, ноты
Каковы позы?
Естественные, непринуждённые, просто встали, а не перед зеркалом долго репетировали.
Выражение лиц? Настроение?
Спокойное, умиротворённое.
Каков фон? Цветовая гамма?
Фон - природа, цвета приглушены; снята парадность.
Что здесь главное: разум или чувства девушек?
Итак, всё это говорит о том, что в живописи намечается совершенно иной подход к изображению личности, человека так же, как и в ЛИТЕРАТУРЕ.
Слайд 8Сентиментализм.
- Скажите, как ещё называют человека чувствительного?
Сентиментальный
-Верно. И новый художественный метод который
пришел на смену классицизму, называется …
Слайд 10Само название «сентиментализм»
(от англ.sentimental чувствительный)
указывает на то, что чувство
становится центральной эстетической категорией этого направления
(для классицистов - разум).
«Чувство» сентименталисты сознательно противопоставляют «разуму».
Слайд 11Основная идея произведений
мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
Цель:
протест
против испорченности аристократического общества
Слайд 12Особенности литературного направления
Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу
(символу зла, неестественной жизни, суеты)
Появляются новые герои. Это человек – представитель средних и низших слоев общества (поселяне и поселянки, пастухи и пастушки).
Особое место в произведениях сентименталистов отводится пейзажу: речка, журчащие ручьи; осень, лунная ночь.
Автор – участник событий. Он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, дневник, жанр письма (эпистолярный жанр), исповедь.
6. Основная тематика произведений – любовная лирика и проза.
Слайд 13
Черты литературного направления
уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и
их оценке (у классицистов – «порок» и «добродетель»);
культ чувства и природы;
культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности;
утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий;
стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;
значимость гражданской проблематики содержания.
Слайд 14Из статьи Н.М. Карамзина
«Что нужно автору?»
«Говорят, что автору нужны талант
и знания: острый, проницательный разум, живое воображение… Справедливо, но … ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо…
Но если всему горестному, всему угнетенному открыт
путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
Слайд 15Особенности русского
сентиментализма
выраженный просветительский характер;
активное совершенствование литературного языка посредством введения
в него разговорных форм.
Слайд 16Представители
сентиментализма
Англия: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам
Шенди»,
Ричардсон – автор «Клариссы Гарлоу» (одного из любимых Татьяной Лариной романа).
Франция: Жан-Жак Руссо, крупнейший писатель-сентиментализм, автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».
Россия: Н.М. Карамзин, Н.А. Львов, А.Н. Радищев, В.А. Жуковский
Слайд 17ТЕСТ
ТЕСТ
Н.М.Карамзин
«Бедная Лиза»
Слайд 181. К какому литературному направлению принадлежит произведение «Бедная Лиза»?
1) классицизм
2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?
1) рассказ 2) роман 3) повесть 4) поэма
3. Укажите главную тему произведения.
1) тема любви 2) тема природы 3) тема предательства 4) тема материнства
4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?
1) в Петербурге и его предместье 2) в Москве и её предместье
3) в Киеве и его предместье 4) в Воронеже и его предместье
1) безрассудная 2) безграничная 3) случайная 4) героиня не любила Эраста
Слайд 195. О ком идёт речь? «...довольно зажиточный поселянин, потому что он
любил работу, пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую жизнь».
1) об отце Лизы 2) об отце матери Лизы 3) об Эрасте 4) об отце Эраста
6. О ком идёт речь? «...довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным».
1) об отце Лизы 2) об отце матери Лизы 3) об Эрасте 4) об отце Эраста
7. Как встретились герои произведения?
1) во время бала 2) в берёзовой роще
3) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши 4) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами
8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?
Слайд 209. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе?
1) надёжной
2) сильной
3) ничтожной 4) не способной выдержать испытания
10. Каково отношение автора к своей героине?
1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.
Слайд 2111. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?
1) презирает его
2) осуждает
предательство по отношению к Лизе
3) понимает его, сочувствует ему
4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении
12. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?
1) Герои поженились.
2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
4) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.
Слайд 2213. Какова роль природы в произведении?
1) природа является фоном повествования
2)
по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным
14. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
1) несчастная
2) нищая
3) обездоленная
4) безденежная
Слайд 2315. «Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:
1) Эраст
2) мать Лизы 3) Лиза 4) повествователь
16. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу?
1) «лишний человек»
2) «маленький человек»
3) резонёр1
4) «обиженные и оскорблённые»
Слайд 24Ответы
1. 2
2. 3
3. 1
4. 2
5. 1
6. 3
7. 4
8. 1
9. 4
10.
1
11. 3
12. 4
13. 1
14. 1
15. 4
16. 2
Слайд 25Домашнее задание
Читать повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”; найти в ней
черты сентиментализма, выписать в тетрадь.
Индивидуальное задание: Используя Интернет-ресурсы, подготовить небольшое сообщение “Архитектура сентиментализма” (желательно с иллюстративным материалом).