Презентация, доклад по литературе Русская литература 20 века

Содержание

На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую

Слайд 1Сложность и самобытность русской литературы XX века. Разноречивость тенденций в культуре

"нового времени"




Сложность и самобытность русской литературы XX века. Разноречивость тенденций в культуре

Слайд 2На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот

рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.
- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?
На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени.

Слайд 3Необходимость перемен,  перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники

монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).
И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.
Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.
Необходимость перемен,  перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской

Слайд 4Периодизация русской литературы:

серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы

Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)
литература 80-90-х годов

- современная литература
Периодизация русской литературы:серебряный век (1900-1917)-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)-литература середины века

Слайд 5Русская литература рубежа веков.
Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе

новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство.
Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…»
Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. 
Основные направления литературы 19-20 веков.
Критический реализм.
Декаданс.
Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
Социалистический реализм.
Русская литература рубежа веков.Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все

Слайд 7

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители

одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.

Серебряный век

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от

Слайд 8
В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.


Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.
В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений

Слайд 9Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») — поздняя стадия развития реализма (или

позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века.
Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов.
Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации.
Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») — поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX

Слайд 10ДЕКАДЕНСТВО
В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков получило

распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок) - обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 веков, характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).
Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".

ДЕКАДЕНСТВОВ русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в

Слайд 11От гр. symbolon - знак, символ.
Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение

художественной впечатлительности.
Связь с мировой культурой.
Интерес к отечественной классике.
Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала.
Ощущение хаоса.
Особая роль творчества.
Поэт - пророк.

СИМВОЛИЗМ

От гр. symbolon - знак, символ.Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.Связь с мировой культурой.Интерес к

Слайд 12Появился в России в 80-90 гг. XIX в.
Стал значительным фактором

русской культурной и духовной жизни
Представители в литературе:
В.Я. Брюсов
К.Д. Бальмонт
А.Белый
Ф.К. Сологуб
И.Ф. Анненский
Представители в живописи :
А.Бенуа

К.Сомов

М. Врубель


Появился в России в 80-90 гг. XIX в. Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизниПредставители в

Слайд 13СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ

Слайд 14Особенности русского символизма:
Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему

миру
Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков
Сочетание противоречивых тенденций
Открытия в поэтике
- обновление жанров лирики
- новые принципы циклизации
- смысловая полифония
Идея самоценности искусства (независимость от всего)
Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление
Особенности русского символизма:Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико-трагические переживания социальных и духовных

Слайд 15 Старшие символисты

В.Брюсов

Ю.Балтрушайтис
К.Бальмонт
1903 Брюсов «Ключи тайн» :
Цель искусства – выражение «движения души» поэта, выражения тайн человеческого духа
Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией
Искусство есть постижение мира иными, вовсе не рассудочными путями.
Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения
Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность
Старшие символисты       В.Брюсов

Слайд 16 Младосимволисты

11900гг.-рубеж веков

В.Иванов А.Белый А.А.Блок Л.Л. Эллис

Философия Соловьева

…Мы подошли -и воды синие
Как две расплеснутых стены.
И вот в дали белеет скиния,
И дали мутные видны…

Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания
Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры
Эклектичность , противоречивость
В центре внимания – вопросы о судьбах России


божественное единство Вселенной
Душа мира – Вечная Женственность
Общество построено на духовных началах

Младосимволисты

Слайд 17
АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ

Слайд 18От гр. akme - высшая степень чего-либо.
Выделился из символизма. Критикует туманность

языка символистов.
Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения.
Человек должен найти лад с собой и с миром.
Связь с мировой культурой и русской классикой.

АКМЕИЗМ

От гр. akme - высшая степень чего-либо.Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов.Проповедует точность, ясность поэтического языка,

Слайд 19АКМЕИЗМ - «ACME» - ВЕРШИНА
«Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность
Стремление заново

открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции
Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека.
Ясность слова
Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту
АКМЕИЗМ - «ACME» - ВЕРШИНА «Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастностьСтремление заново открыть жизнь в её простоте, основа

Слайд 20НИКОЛАЙ
СТЕПАНОВИЧ
ГУМИЛЁВ
(1886-1921)

НИКОЛАЙСТЕПАНОВИЧГУМИЛЁВ(1886-1921)

Слайд 21ФУТУРИЗМ
Борис Пастернак
Николай Асеев
Владимир Маяковский
Игорь Северянин

ФУТУРИЗМ Борис ПастернакНиколай АсеевВладимир МаяковскийИгорь Северянин

Слайд 22От лат. futurum - будущее.
Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство

будущее мира.
Творчество как продолжение природы.
Отказ от традиций.
Разрушение существующей системы жанров.
Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество.
Сложная композиционная структура.

ФУТУРИЗМ

От лат. futurum - будущее.Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира.Творчество как продолжение природы.Отказ от

Слайд 23
М.Горький:
«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но

им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».

В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»

Бунин И.А.:
«Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».

М.Горький:«Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо

Слайд 24 Эстетические принципы футуризма
Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и

традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.
Отношение к реальности: революционное преображение.
Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.
Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
Близкий род искусства: живопись.
Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.

Эстетические принципы футуризмаОтношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией;

Слайд 25 Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного

художника. Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга».

Борис Пастернак
1890-1960

«Центрифуга»

Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов (

Слайд 26 Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской

губ. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета. 1914г. – Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень».
По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество».

Николай Асеев
1889-1963

Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента. Окончил Курское

Слайд 27 Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский

учился в московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться".
В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов.

Владимир Маяковский
1893-1930

Кубофутуризм

Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии. Трижды подвергался

Слайд 28 Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября

1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.
Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который предложил отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения.


Хлебников Велимир
(Виктор Владимирович)
1885-1922

Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В

Слайд 29Игорь Северянин
(Лотарев Игорь Васильевич)
1887-1941
Эгофутуризм

Родился в Петербурге в семье офицера (по

материнской линии – потомок Карамзина и дальний родственник Фета). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».
Фактически он остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго», получилось – эгофутурист («Я-будущее» или «я в будущем»).
Игорь Северянин(Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941Эгофутуризм				Родился в Петербурге в семье офицера (по материнской линии – потомок Карамзина и

Слайд 30 В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт

Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский.
Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.
В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в

Слайд 31

ИМАЖИНИЗМ

ИМАЖИНИЗМ

Слайд 32
От англ. и фр. image - образ.
Провозглашал самоценность поэтического образа как

такового.
Поедание образом смысла.
Против политизации искусства.
Используется свободный стих.
С. А. Есенин, В. Шершневич,
А. Мариенгоф

ИМАЖИНИЗМ

От англ. и фр. image - образ.Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.Поедание образом смысла.Против политизации искусства.Используется свободный

Слайд 33
Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество

С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации Ключи Марии полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники Трерядица, Радуница, Преображение (все – 1921) и драматическая поэма Пугачев (1922).
Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения.

Слайд 34Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте  время, в которое мы живём

с рубежом 19-20 веков.

 
В мире широком, в море шумящем
Мы-гребень встающей волны,
Странно и сладко жить настоящим,
Предчувствием песни полны.
 
Радуйтесь, братья, верным победам!
Смотрите на даль с вышины!
Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-
Мы-гребень встающей воны.
Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте  время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков. В мире широком,

Слайд 35Результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.
2. Борьба идей.
3. Многопартийность.
4. Путь

реформ и насильственный путь(терроризм)
5. Ещё…
Результаты сопоставления:1. Перестройка во всех областях жизни.2. Борьба идей.3. Многопартийность.4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)5. Ещё…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть