Слайд 1Проблема анализа и интерпретации М.Ю. Лермонтова в средней школе
Слайд 2Актуальность темы
Данная тематика была выбрана в связи с тем, что она
является актуальной и значимой.
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, чье имя входит в число тех имен, которые принесли славу и мировую известность русской литературе. Все, о чем болела его душа, проявляется в его размышлениях по поводу своего поколения, о времени, о настоящем и будущем.
Темы его лирики разнообразны: одинокое существование человека в несовершенном мире, размышления о смысле человеческого существования, о предназначении поэзии в мире литературы, грустные размышления, тяжелые поиски.
Лирика поэта становилась предметом изучения во многих исследованиях, однако степень ее разработанности недостаточна, монографические работы отсутствуют.
Методическая система работы по восприятию произведений искусства в средней школе должна включать не только формирование технических навыков чтения, но и способствовать эстетическому развитию школьников.
Особое место в начальном литературном образовании занимают лирические произведения, потому их постижение вызывает наибольшие сложности у учеников.
В учебники по литературному чтению включены отдельные произведения М. Ю. Лермонтова. Методика их изучения представлена скудно. Это обусловило актуальность темы исследования.
Слайд 3Цель и задачи исследования
Целью выпускной квалификационной работы является - на основе
изучения поэтики лирики М. Ю. Лермонтова разработать методические рекомендации для учителя литературы.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить требования общеобразовательной программы по литературе для средней школы и особенности использования современных педагогических технологий в процессе обучения литературе в средней школе;
- выявить проблемы изучения творчества М.Ю. Лермонтова в средней школе;
- организовать и провести исследовательскую деятельность учащихся на уроках по изучению жизни и творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе;
- сделать выводы по проведенному исследованию.
Слайд 4Анализ теоретических данных
Литература - искусство слова, имеющего не только конкретно-изобразительное, но
и понятийное значение, широко связывает художественный образ с нравственными, общественно-политическими, философскими понятиями, теориями.
Надо вызвать и постоянно стимулировать живой интерес к художественной литературе, к систематическому и серьезному чтению.
Исследовательский метод способствует самостоятельному поиску учащихся, развитию умения анализа произведений, открывает новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее.
Творчество русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова всем известно еще со школьной скамьи. Его произведения входят в обязательную программу обучения.
Современное общество требует от школы воспитания мыслящей личности, умеющей адаптироваться в окружающем мире, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения.
Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочной деятельности является одним из приоритетов современного образования.
Слайд 5Анализ учебной программы
Также нами были изучены проблемы изучения творчества М.Ю. Лермонтова
в средней школе
Поэзия Лермонтова – настоящий айсберг, изучением которого можно заниматься долгие годы и не постичь до конца всей её глубины и силы таланта нашего великого соотечественника.
Наиболее известные стихи Лермонтова входят в круг чтения постепенно, благодаря урокам русской литературы. В 5-м классе это знаменитое «Бородино», которое с удовольствием заучивает наизусть ребятня.
Эстафету в патриотической лирике Михаила Юрьевича принимает небольшой по размерам, но удивительно емкий по содержанию шедевр, с которым знакомятся уже шестиклассники – стихотворение «Тучи».
«Белеет парус одинокий» - не менее известные стихи Лермонтова.
Практически все стихи Лермонтова о любви трагичны. Одно из самых первых, адресованное Екатерине Сушковой, носит говорящее название – «Нищий».
Стихи Лермонтова о природе – тема особая. Сугубо пейзажной лирики у Михаила Юрьевича почти нет. Поэт-философ, он и в зарисовках окружающей природы видел живую душу бытия.
В старших классах анализ произведения углубляется.
Слайд 6
Анкетирование на знание творчества М.Ю. Лермонтова
В эксперименте было задействовано 49 учащихся
(25 из 9 «А» класса и 24 из 9 «В» класса).В 9 «А» учится 11 девочек и 14 мальчиков, в 9 «В» соответственно 10 и 14.
Результаты анкетирования по выявлению интереса и готовности к исследовательской деятельности показали, что только 6% опрошенных сознательно готовы заниматься исследовательской работой на уроке литературы, 28% было бы интересно попробовать этот новый вид деятельности, 10% будет заниматься, потому что заставит учитель, и 56% не хотят заниматься.
В рамках исследования было проведено дополнительное тестирование учащихся на предмет знания творчества М.Ю. Лермонтова.
Анкетирование для определения уровня и объема знаний творчества М. Ю. Лермонтова показало, что учащиеся знают только часть программных произведений, осваивают материал в большинстве случаев на наивно-реалистическом уровне, формально, не умеют убедительно мотивировать свои впечатления от прочитанного. Особенно низок уровень знаний по теории литературы.
Слайд 7Наглядный материал. Насколько школьники готовы заниматься исследовательской деятельностью на уроках литературы
Слайд 8Констатирующий эксперимент
В ходе эксперимента применяли такие методы, как метод наблюдения, беседа
с учащимися (индивидуальная).
В ходе изучения мышления детей диагностировали уровень развития основных познавательных процессов: внимание, память, мышление. Для того чтобы оценить устойчивость внимания, применяли числовой вариант методики Шульте.
Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о том, что уровень устойчивости внимания находится на низком уровне. 50% учащихся не справились с заданием в срок и 75 % учащихся не справились в установленный срок с обратным счетом.
Для оценки уровня краткосрочной памяти применяли методику «Оперативная память». Результаты исследования показывают, что из 28 человек только 2 человека имеет высокий уровень развития краткосрочной памяти, 6 человек имеет средний уровень и 19 человек – низкий уровень, что позволяет сделать вывод о недостаточном уровне развития кратковременной памяти.
На третьем этапе приступали к исследованию уровня развития мышления. Результаты исследования показывают, что из 28 человек только 7 человек имеет высокий уровень развития мышления, 5 детей имеют средний уровень развития мышления и 16 человек – низкий. Такие результаты говорят о недостаточном уровне развития мышления, о наличии клипового мышления.
Слайд 9На констатирующем этапе у большинства преобладает низкий уровень памяти, внимания, мышления,
количество человек
Слайд 10Формирующий эксперимент
Применяли специально разработанные уроки, посвященные творчеству Лермонтова, в ходе которых
школьники не только учились решать задачи, выполняли упражнения и задания, но и приобретали в процессе занятия УУД, развивали критическое мышление, избавлялись от клипового мышления. Вместо традиционных уроков были проведены следующие формы уроков :
1. Урок – викторина
2. Урок – конкурс
3. Урок – сказка
4. Урок – путешествие
5. Урок – аукцион
6. Урок – встреча
7. Интегрированный урок
8. Урок – игра
9. Комбинированный урок
10. Урок – деловая игра.
Слайд 11На формирующем этапе нами были разработаны конспекты занятий
План-конспект урока русской литературы
в 9 классе: «Любить? Но кого же?..» Любовная лирика М. Ю. Лермонтова
Цели урока:
1. Обучающая: изучение стихотворений о любви в творчестве М. Ю. Лермонтова.
2. Развивающая: формирование умений сопоставительного анализа, применение элементов лингвистического анализа, обучение выразительному чтению.
3. Воспитательная: воспитание бережного и трепетного отношения к чувству «любовь».
Тип урока: Изучение новой темы
Форма урока: Урок-исследование
Методы и приемы: Беседа, выразительное чтение, дискуссия, деловая игра.
Наглядность: портрет поэта, иллюстрации к произведениям, портрет В. А. Лопухиной.
Тема: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
Задачи: создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Оформление доски: число, тема " М.Ю.Лермонтов“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции."
Тип урока:
Эпиграф: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” (М.Ю.Лермонтов).
Слайд 12Контрольный эксперимент
На третьем этапе исследования нами был проведен контрольный эксперимент, целью
которого была оценка эффективности формирующего этапа эксперимента, направленного на избавление от клипового мышления и формирование линейного мышления и УУД у школьников периода ранней юности. Контрольный эксперимент проводился по той же схеме, что и констатирующий эксперимент и с применением тех же методик.
Для исследования внимания применяли числовой вариант методики Шульте. Диагностика проводилась аналогичным образом. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют о том, что уровень устойчивости внимания существенно возрос. Так, только 25% учащихся не справились с заданием на прямой счет в срок и 50 % учащихся не справились в установленный срок с обратным счетом.
Для оценки уровня памяти применяли методику «Оперативная память». Результаты исследования также указывают на то, что уровень развития краткосрочной памяти значительно возрос. Так, из 28 человек 7 человек имеет высокий уровень развития краткосрочной памяти, 13 человек имеет средний уровень и 8 человек – низкий уровень, что позволяет сделать вывод об эффективности применяемых средств и их роли в повышении уровня запоминаемости у учащихся.
На третьем этапе контрольного эксперимента оценили изменения в уровне развития мышления. Результаты исследования показывают, что уровень мышления также существенно возрос. Из 28 человек только 15 человек имеет высокий уровень развития мышления, 7 детей имеют средний уровень развития мышления и 6 человек – низкий. Такие результаты говорят о положительном воздействии предложенной программы на развитие мышления.
Слайд 13У большинства школьников на контрольном этапе преобладает средний уровень развития памяти,
мышления, внимания, количество человек
Слайд 14Результаты анкетирования на знание творчества М.Ю. Лермонтова
На основании проведенного эксперимента были
получены следующие результаты:
1. Удалось увеличить количество освоенных и прочитанных произведений М Ю Лермонтова (лирика - 10-12 произведений, поэма «Демон», пьесы, при чтении романа сохранена целостность всех повестей)
2. Учащиеся способны воссоздавать более точную историю развития творчества М Ю Лермонтова, что позволило успешнее освоить ряд сложных теоретических проблем (признаки романтизма и реализма, эволюция романтического героя, автор и герой)
3. Освоены в процессе изучения темы исследовательские, эвристические, творческие задания, которые вызывали у учащихся большое затруднение перед изучением темы
Из произведений, наиболее запомнившихся учащимся (по степени убывания частотности) названы «Ангел», «Смерть поэта», «Выхожу один я на дорогу», «Я не достоин, может быть », «Молитва» (1937 г), «31-го нюня 11 дня», «Когда волнуется желтеющая нива », «Мой демон» (1829 г ), «Валерик», «Завещание», «Русская песня».
Таким образом, данные эксперимента подтверждают выдвинутую на констатирующем этапе гипотезу о том, что можно наблюдать положительную динамику развития навыка познавательного интереса можно будет в результате применения исследовательской работы на уроках литературы при изучении творчества М.Ю. Лермонтова.