В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…». Но в постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши, вроде Дмитрия Веневитинова. Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за время такое – эпоха пушкинской поры?
«В Москве дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества, - вспоминал С. П. Шевырев. - Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы. молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты, дилетантами и любительницами представления итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя забыть впечатления, которое производила она своим полным и звучным контральто… Помнится и слышится еще, как она в присутствии Пушкина и в первый день знакомства с ним пропела элегию его, положенную на музыку Геништою:
Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман...
Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного качества».
Батюшков и Пушкин
В 1814 году происходит знакомство Батюшкова с лицеистом Пушкиным
Пушкин восхищался им: «Что за чудотворец этот Батюшков!»; справедливо отмечал: «Батюшков …. сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для италианского», указывал на «гармоническую точность» его стихов.
Вел жизнь скитальца, странника…
Ему принадлежит множество интересных
художественных открытий в русской поэзии. Он впервые использовал такие образы, как «век железный», «чёрный человек», «память сердца».
Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь
дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки
несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со
мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к
изголовью
И усладит печальный сон.
Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека…
Идея о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.
«Баратынский, - утверждал Пушкин, - принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит… мыслит по-своему…между тем как чувствует сильно и глубоко».
Приманкой ласковых речей
Вам не лишить меня рассудка!
Конечно, многих вы милей,
Но вас любить - плохая шутка!
Вам не нужна любовь моя,
Не слишком заняты вы мною,
Не нежность - прихоть вашу я Признаньем страстным успокою.
Вам дорог я, твердите вы,
Но лишний пленник вам дороже.
Вам очень мил я, но, увы!
Вам и другие милы тоже.
С толпой соперников моих
Я состязаться не дерзаю
И превосходной силе их
Без битвы поле уступаю.
Что преобладает в этом стихотворении – голос рассудка или оскорблённое чувство? Как вы думаете, кто из героев стихотворения вышел победителем с этого «битвы поля»?
Благородная сдержанность и внутреннее целомудрие сквозят в каждой строке небольшого стихотворения-отповеди коварной кокетке.
Что сближает это стихотворение со стихотворением Пушкина «Зимняя дорога»?
Стихотворение П.А. Вяземского - продолжением стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Вяземский начинает своё стихотворение словами из стихотворения А.С. Пушкина: «Колокольчик однозвучный» (реминисценция). Общим является в стихотворениях мотив дороги. В обоих стихотворениях события происходят зимой. Оба лирических героя полны печали, какой-то внутренней тревоги.
Стихотворение «Жизнь наша в старости…» СТР.13
Антон Антонович Дельвиг
С Пушкиным его связывала нежнейшая дружба. По единогласному утверждению друзей, Пушкин никого так не любил, как Дельвига. Да и сам Пушкин писал после смерти Дельвига: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели».
Именно Дельвиг в апреле 1825 года навестил ссыльного Пушкина в Михайловское. Какой это был замечательный для Пушкина год! В январе к нему приехал Пущин, а апреле Дельвиг. За посещение опального поэта Дельвиг был строго наказан: он лишился своего места в библиотеке.
Первым из лицеистов опубликовал стихи в настоящей, не рукописной, печати - в журнале «Вестник Европы».
Издатель альманаха «Северные цветы», редактор «Литературной газеты».
В творчестве преобладали лирические жанры: элегии, романсы.
Романс «Соловей мой, соловей» положен на музыку Алябьева.
Однако поэзия по-прежнему оставалась оплотом и выражением всего живого, мыслящего и чувствующего в России.
Яркая эпоха! Золотой век!
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть