Слайд 1Жигулин, Шаламов, Волков.
Лагерная тема
Выполнили Савинских Владислав
Зосич Виктор, учащиеся МБОУ СОШ№1 р.п.
Хор
Учитель русского языка и литературы
Литвиненко С.Ю.
Слайд 2Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова.
Среднее образование получил в Вологодской гимназии.
В 17 лет оставил родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился дубильщиком на кожевенный завод в Сетуни, а в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права.
Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением "Письма к съезду" В. И. Ленина. За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения.
Варлам Шаламов
Слайд 3Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где продолжил
литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В 1936 году в журнале "Октябрь" был опубликован один из его первых рассказов - "Три смерти доктора Аустино".
Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили уже к пяти годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал Бунина русским классиком, его осудили еще на десять лет.
Слайд 4В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 17 лет, и
большую часть этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при сорокаградусном морозе.
В 1951 году Варлама Шаламова освободили, но сразу выехать с Колымы не позволили: еще три года ему пришлось работать фельдшером. Наконец, он поселился в Калининской области, а после реабилитации в 1956 году переехал в Москву. Сразу по возвращении из заключения родился цикл "Колымские рассказы", которые сам писатель назвал "художественным исследованием страшной реальности". Работа над ними продолжалась с 1954 по 1973 год. Созданные в этот период произведения были разделены автором на шесть книг: "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы" и "Перчатка, или КР-2".
Слайд 6В основу прозы Шаламова лег страшный опыт лагерей: многочисленные смерти, муки
голода и холода, бесконечные унижения. В отличие от Солженицына, который утверждал, что такой опыт может быть положительным, облагораживающим, Варлам Тихонович убежден в обратном: он утверждает, что лагерь превращает человека в животное, в забитое, презренное существо. В рассказе "Сухим пайком" заключенный, которого из-за болезни перевели на более легкую работу, отрубает себе пальцы - только бы его не вернули в шахту.
Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря - растление. Расчеловечение, говорит Шаламов, начинается именно с физических мук - красной нитью проходит через его рассказы эта мысль. Последствия экстремальных состояний человека превращают его в звероподобное существо. Писатель великолепно показывает, как лагерные условия влияют на разных людей: существа с низкой душой еще более опускаются, а свободолюбивые не теряют присутствия духа.
Слайд 7Еще одной темой творчества Шаламова является идея подобия лагеря остальному миру.
"Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли... Лагерь отражает не только борьбу политических клик, сменяющих друг друга у власти, но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания".
К сожалению, при жизни писателю не суждено было опубликовать эти произведения на родине. Даже во времена хрущевской оттепели они были слишком смелы для того, чтобы быть изданными. Но с 1966 года рассказы Шаламова стали выходить в эмигрантских изданиях.
Сам же писатель в мае 1979 года переехал в дом инвалидов, откуда в январе 1982 его насильно отправили в интернат для психохроников - в последнюю ссылку. Но добраться до места назначения ему не удалось: простудившись, писатель умирает в пути.
"Колымские рассказы" в нашей стране впервые увидели свет лишь спустя пять лет после смерти автора, в 1987 году.
Слайд 8Известный поэт Анатолий Жигулин принадлежал к тому роковому поколению нашей страны,
которое изведало ужасы сталинских застенков и лагерей, ложь и ханжество официальной идеологии вне лагерной зоны тоталитарного режима. Об этом он правдиво и с большим талантом поведал в повести "Черные камни".
ПОЭТ АНАТОЛИЙ ЖИГУЛИН
Слайд 9Но помимо этой прозаической книги, вызвавшей огромный интерес всех читательских слоев,
Анатолий Жигулин всегда был ценим и любим как поэт, как лирический поэт. Как поэт, писавший стихи о тех же лагерях еще тогда, когда эта тема практически была запрещена и почти не допускалась в высушенные издания брежневского периода, как поэт, продолжающий вечно существующие и прекрасные традиции великой русской лирики 19 века. Способность найти в этих традициях свой стиль, выразить в них свой век двадцатый в его самых проявлениях (война, лагерь) .
Анатолий Жигулин родился в январе 1930 года в Воронеже, но раннее его детство прошло в селе Подгорном на юге Воронежской области, где его отец, Владимир Федорович Жигулин, работал начальником почты.
В 1937 году семья переехала на родину матери, Евгении Митрофановны Раевской - правнучки поэта-декабриста Владимира Федосеевича Раевского - в город Воронеж. В 1949 году стихи школьника, а затем студента Воронежского лесотехнического института Анатолия Жигулина появились в воронежской периодике.
В том же году молодой поэт был незаконно репрессирован как "враг народа" за участие в молодежной антисталинской организации и был осужден Особым Совещанием на 10 лет по 58-ой статье. В заключении работал в Сибири на лесоповале, был рабочим на строительстве и ремонте железной дороги Тайшет-Братск, главное его страдание - Колымские урановые рудники. Полностью реабилитирован в 1956 году. Окончил Воронежский лесотехнический институт. Но судьба распорядилась иначе. Как напишет Леонид Жуховицкий: «Подлая система позаботилась о биографии большого поэта. Жигулину оставалось только им стать. Он и стал".
Слайд 10 Работа в Сибири и на Колыме, несмотря на особые условия,
дала ему большой жизненный материал, опыт мужания души и яркие впечатления, которые постепенно начали отражаться в его стихах. В Воронеже вышли первые две книги А.Жигулина: "Огни моего города" (1959) и "Костер-человек" (1961). В марте 1962 года он был принят в Союз писателей СССР.
В 1963 г. в издательстве " Молодая гвардия" вышла первая московская книга Жигулина " Рельсы", собравшая большую положительную прессу. В 1963 г. Жигулин поступил на Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. В большую литературу Жигулин вошел в середине 60-х годов, когда в Воронеже была издана его книга " Память" (1964), а московские издательства выпустили его книги " Избранная лирика" ("Молодая гвардия",1965) и "Полярные цветы" ("Советский писатель",1966). Вошел и утвердился как поэт "трудной темы", сугубо специфической по материалу, по драматизму переживания.
Слайд 11
В "Новом мире", который в те годы читался
от корки до корки, внимание читателей к стихам Жигулина в книге " Память " привлек В. Лакшин в короткой, но выразительной заметке:
«Эта книга попадет к вам в руки разве что по счастливой случайности - она издана в местном издательстве тиражом всего в три тысячи экземпляров. А жаль! Открыв ее, вы услышали бы голос, исполненный достоинства и спокойной сосредоточенности"...
Жажда цельности, порыв к человечности и добру, пафос уважения к личности, вера в непреходящие ценности бытия и одновременно тревога за них прочно утвердили имя Анатолия Жигулина в русской поэзии.
В одном из диалогов "Литературной газеты" Фазиль Искандер размышляет: "А надо ведь, наконец, сказать, что именно Жигулин, войдя в поэзию как человек, чья молодость сгорела на Колыме, публиковал, из сборника в сборник свои "лагерные" стихи. И делал это даже тогда, когда тема сталинских репрессий была для всех поэтов закрыта..."
Слайд 13А.Жигулин еще не до конца прочитанный поэт. Многие его поэтические прозрения
остаются как бы в тени его наиболее известных стихов. Причин этому много. И тиражная политика союзного литературного начальства, и почти полная закрытость для него телевизионных каналов (что было существенно в судьбе многих поэтов нашего технического века). Отсюда вопросы исследователей литературы:
"Осознаем ли мы его творческий подвиг? Понимаем ли, что это живой классик и настоящий народный поэт?" (В.Акаткин).
Странно, но факт: широко известный и высоко ценимый читателями и критиками поэт Анатолий Жигулин не имел государственной премии. Попытка выдвижения его книг на Государственные премии СССР и РСФСР в брежневские времена беспощадно пресекались тогдашними чиновно-бюрократическими структурами. Поэт пишущий и печатающий правду о беззакониях тиранической власти, лирик, не поддавшийся натиску официоза, был неугоден и даже опасен тогдашним правителям и хозяевам жизни. Но у него оставалась любовь и уважение читателей. Прочное, честное имя в литературной среде.
Слайд 15 В письме группы писателей в "Литературную газету" от 24 мая
1995г. по поводу очередной грязной инсинуации в адрес Жигулина на страницах одного бульварного издания было сказано в частности: "Анатолий Жигулин известен и любим как прекрасный поэт и достойнейший человек... Именно он не дал теме ГУЛАГа напрочь исчезнуть из нашей "здесьиздатовской" литературы. Именно он еще в 1984 г. опубликовал стихотворение "Отдам еврею крест нательный", которое, понятно немогло ему прибавить милости властей. Благо, он о ней и не думал. " Все равно я пойду напролом", - сказано не для красного словца.
Жигулин жил как бессребреник, как подвижник, не желая суетиться и унижаться в пресловутой борьбе за место под солнцем. Это просто противно его природе, природе поэта и человека. Присутствие таких людей в обществе бесценно, ибо способно облагородить сам духовный климат..
Заметным событием в «лагерной» литературе первых лет перестройки стала автобиографическая повесть Жигулина Черные камни (1988), предложившая подробный и спокойно-искренний, без налета сентиментальности или истерического надрыва, рассказ об истории «вины» юного Жигулина перед социалистическим государством, наказании за нее и долгом пути обретения истины, а также написанный в разные годы цикл стихов о пребывании на знаменитой «лагерной» реке Колыме Сгоревшая тетрадь, включенный в сб. Летящие дни (1989)
Слайд 16Волков Олег Васильевич (21.01.1900—10.01.1996), дворянин, писатель, переводчик, публицист, активный член «Русского
клуба». Отец Василий Александрович — директор правления Русско-Балтийских заводов, мать Александра Аркадьевна — из рода флотоводцев Лазаревых. О. Волков — правнук любимца Николая I, знаменитого адмирала, главнокомандующего Черноморским флотом М.П. Лазарева, воспитавшего В.Н. Истомина, В.В. Корнилова, П.С. Нахимова. Род Лазаревых дал России семерых адмиралов.
Авторитет патриарха русской литературы Волкову создали роман «Погружение во тьму», десятки повестей, рассказов, очерков, эссе, вышедших под обложками «Чур, заповедано» (1976), «В конце тропы» (1978), «Каждый камень в ней живой. Из истории московских улиц» (1985), «Все в ответе» (1986), «В тихом краю» (1987), «Век надежд и крушений» (1989), «Два стольных града» (1994) и мн. др. Его блестящие переводы «Греческой цивилизации» А. Боннара, мемуаров Э. Эррио «Из прошлого. Между двумя войнами», «Ренуара» Ж. Ренуара, произведений Золя, Бальзака открыли русскими читателям полнозвучие французского языка.
Олег Волков
Слайд 17Страстное, жесткое, мужественное слово волковской набатной публицистики обороняло «священный Байкал», непреодолимо
встало на пути уже начатой было переброски северных рек на юг, защищало российский кедр, архитектуру старинных русских городов, заповедную Стрелецкую степь, Теберду, Баргузинский хребет, Кедровую падь Уссурийского края, склоны Сихотэ-Алиня, острова национального быта, векового сельского уклада — словом, все то, в чем сосредоточена живая и подлинная душа России.
И все-таки, когда Русский Народ, опамятовавшись и одумавшись, спохватится и примется возрождать свою державу, он наново откроет для себя писателя Волкова, хотя и при жизни не обойденного ни писательской славой, ни читательской популярностью, однако не произошло главного — не стал настольной книгой каждого русского человека его роман «Погружение во тьму», редчайший по силе духа роман во всей отечественной литературе. В нем во всей крепости и мощи представлен несгибаемый русский человек — в полноте Православной веры, преданности заветам отцов следовать тому, что подсказывает совесть, до смертного конца исполнять свой долг, помнить, что честь и достоинство превыше смерти
Слайд 18Роман автобиографичен, в нем все из пережитого самим Волковым за 28
лет советских тюрем, лагерей, ссылок, собственного крестного пути, начатого в 1928 по бессчетным островам Архипелага Гулага — от Соловков до Ухты, от зырянских болот до восточносибирской тайги. Роман редкостной художественной мощи, русского языка родниковой чистоты и в то же время подлинность описываемых событий делает его документом новейшей истории.
Слайд 19- Это книга великой надежды, рассказ о достоинстве, на которомтолько и
может устроиться национальная история и судьба людей`. К `Погружению во тьму` огранично примыкает цикл автобиографичских рассказов, где писатель пытается осмыслить особенности века, ровесником которого он был.
В своей книге воспоминаний он рассказал о невыносимых условиях, в которых приходилось выживать, о судьбах людей, сгинувших в ГУЛАГе.
Книга "Погружение во тьму" была удостоена Государственной премии Российской Федерации, Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера и других наград.
Слайд 20
Выводы:
1) Книги Шаламова, Волкова, Жигулина – это книги предостережения. Чудовищный
эксперимент над человечеством не имеет право на существование, режим тоталитарного государства страшен и жесток. Мы должны быть благодарны людям, выжившим в нечеловеческих условиях и рассказавших миру правду о политических заключённых.
3) Книги репрессированных писателей воспринимаем, как документ созданный на биографическом материале. Это «Крутой маршрут» Е, Гинсбург, «Чёрные камни» А. Жигулина. Одновременно с этими произведениями в годы перестройки были опубликованы «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровский, «Верный Руслан» Г.Владимирова.
И это далеко не все произведения. Значит тема продолжает оставаться актуальной и для писателей, и для читателей.
Пройдя через все страдания и боли, эти люди оказалсь народными героями, которые смогли донести всю истинную картину общества того времени.
Заключение.