Слайд 1ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ( драма «Гроза»)
Слайд 3Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают
все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! — говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. — В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите»
Слайд 4Савел Дикой
Наделенный необузданным нравом, терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на
жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни
Слайд 5Кабаниха
Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа»,
как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен
Слайд 6В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у
Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Слайд 7Дикой и Кабанова (один — грубо и открыто, другая — «под
видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле»
Слайд 8ТИХОН
Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от
природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества.
Слайд 9ВАРВАРА
Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона. Варвара,
научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.
Слайд 10Семейный и социальный конфликт в пьесе
Слайд 12Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во
взглядах, мироощущениях.
Слайд 151. Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между стремлением угнетаемых
людей к свободному проявлению своих человеческих прав и господствовавшими в пореформенной России общественными порядками.
Слайд 16ОБРАЗ ГРОЗЫ
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх,
а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною
Слайд 17Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет
очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.
Слайд 18КАТЕРИНА
Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли.
Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства
Слайд 19Конфликт в драме «Гроза»
1. Между поколениями, со средой
2. Внутренний конфликт Катерины:
между религиозным чувством и поступками
Слайд 20Конфликт Катерины с «темным царством»
Слайд 21Критики о драме
1. Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»
По мнению
Н.А.Добролюбова , образ Катерины пропитан естественном пониманием и интуитивным восприятием правды, он самоотвержен, поскольку Катерина лучше выберет смерть, чем жизнь при старых порядках
Слайд 22Кроме образа Катерины, Добролюбов подробно рассматривает ее поступки, их мотивы. Он
замечает, что она не является бунтаркой по своей природе, она не требует разрушений и не проявляет необъективного недовольства. Она скорее созидатель, желающий любить
Слайд 23Смысл статьи Добролюбова не просто в тщательном и глубоком анализе конфликта
и героев драмы Островского
Добролюбов сквозь «Грозу» пытается увидеть и понять существенные тенденции русской жизни (статья пишется за несколько месяцев до крестьянской реформы).
Слайд 24Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»
Разбор «Грозы» Писарев строит как последовательное опровержение взгляда
Добролюбова
Слайд 25Писарев совершенно глух к нравственным переживаниям героини, он считает их следствием
неразумности Катерины: “Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”.
Слайд 26Писарев оценивает “стихийный” протест Катерины как глубокую “бессмыслицу.
Слайд 27
Добролюбов, оценивая Катерину лишь с одной стороны, сконцентрировал все свое внимание
критика лишь на стихийно бунтарской стороне ее натуры; Писареву бросилась в глаза темнота Катерины, допотопность ее общественного сознания, ее политическая невоспитанность.
Слайд 28В анализе действий Катерины, Добролюбов приходит к выводу, что сам побег
ее и Бориса - это единственное верное решение. Катерина может бежать, но зависимость Бориса от своего родственника показывает то, что сам он является таким же, как и Тихон, только более образованным.
Слайд 29
Финал пьесы трагичен и отраден одновременно. Избавление от оков темного царства,
хоть и таким образом - главная мысль самого произведения. Сама жизнь в этом мрачном царстве не возможна